С детства многие люди твердо убеждены, что складывать буквы в слова, составлять из них предложения, а затем выдавать готовые тексты занятие крайне легкое. Буквы всегда под рукой, читать можно научиться лет в 6 и даже раньше, а при наличии компьютера писать можно и не уметь.
В наши дни не нужно думать о том, где опубликовать текст – один щелчок мышкой, и творение уходит в Интернет и тонет в море других подобных ему опусов. Болезнь нашего времени – огромная словесная инфляция все говорят и пишут на самые разные темы, а ценность каждого слова стремительно приближается к нулю.
К счастью, новая книга Владимира Легойды "Декларация зависимости" свидетельствует о том, что есть еще в мире люди, готовые серьезно говорить с читателем и вступать с ним в диалог.
Слово диалог – наверное, ключевое во всей деятельности автора книга. Журнал "Фома" одно из самых открытых для читателя изданий. Можно написать письмо его главному редактору, и он обязательно ответит, иногда даже публично. Ответы могут превратиться в редакционные статьи на актуальные темы, а эти публикации войти в новую книжку.
Тексты Легойды, собранные под одной обложкой, сгруппированы по 4 большим главам время, человек, церковь, вера. Объединяет их одно – искренность и желание вместе с читателем найти ответы на реальные вопросы. Одним из самых пронзительных текстов во всей книге стал рассказ Владимира Легойды о том, как его дочка сразу после рождения оказалась в реанимации. Маленькая заметка под названием "Лучше бы это было со мной". Цитировать из нее фрагменты бессмысленно, поскольку весь этот текст является прекрасным ответом на вопрос, что такое малая церковь и что такое любовь в семье. Эта главка ценна еще и тем, что Владимир Легойда не боится пустить читателя в самые сокровенные собственные переживания. Читатель становится собеседником автора, попадает в центр критической ситуации, и уже не может закрыть книгу. Так возникает беседа двух людей, находящихся по разные стороны текста.
"Декларация зависимости", книга, которая немыслима без диалога. Перед нами классические типичные собеседования учителя-ученика или двух друзей, которые, прогуливаясь в тени портиков, вместе обсуждают волнующие их темы.
Еще одно достоинство сборника заключается в том, что его автор не боится высказывать непопулярные мнения. Владимир Легойда прямо говорит о том, что существуют абсолютные ценности, которые нельзя игнорировать или изменять в угоду современному миру, что толерантность может превращаться в диктатуру равнодушия, что человеческое здоровье не главная ценность на земле, а общество, в котором все заботятся только о здоровье – совсем не счастливая идиллия. Иногда он ставит жесткий диагноз современному обществу. Студентам, которые не знают, кто такой Аверинцев, Лихачев или Сахаров, девочкам-подросткам, которые не могут понять, почему нельзя сквернословить, современному искусству с его "неписающими мальчиками". Говоря о проблемах современного мира, автор книги не превращается в скучного моралиста, указывающего на сучки в глазах братьев и сестер. Напротив, он становится зависимым – он переживает за незнакомых ему подростков, за художников, за юных журналистов, которые не читали Джека Лондона. Владимир Легойда действительно создал декларацию зависимости, где каждый человек отвечает за другого, где нельзя просто отвернуться от проблем.
Отдельно стоит сказать о ценности слова для автора сборника. Владимир Легойда – глава Синодального информационного отдела, который постоянно находится рядом с патриархом Кириллом. В статье "За каждое слово" он говорит о том, насколько трепетно и ответственно Святейший Владыка относится к собеседнику, как умеет находить подход к самой сложной аудитории, как старается сделать так, чтобы его слово помогло людям самых разных возрастов, профессий, социального статуса.
Для самого Владимира Легойды текст, высказывание это тоже очень ответственный акт, он не привык "пользоваться чужими словесами". Почти каждая его статья, каждое выступление – это очень искренний и смелый шаг навстречу собеседнику, а это означает, что он ждет от читателя той же степени открытости, готовности к диалогу и честности, к которой готов сам. Сборник "Декларация зависимости" убедительное доказательство того, что есть люди, которые "ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб". Как и Владимир Маяковский, Владимир Легойда хочет, чтобы в создании этого произведения принимал участие читатель. Портал РЕЛИГАРЕ поздравляет автора с выходом новой книги и желает найти достаточное количество благодарных собеседников.