Святые отцы Церкви признавали, что чудесные явления, опыт сверхъестественного есть не только в Православной Церкви, но и в других исповеданиях. Отношение к ним определялось исходя из библейского понимания, согласно которому не все чудеса от Бога, но бывают чудеса, совершаемые силой диавола, ибо ради соблазнения людей иногда "сам сатана принимает вид Ангела света" (2Кор. 11:14). Уже в описании состязания Моисея с египетскими чародеями (см.: Исх. 7:10-12) показывается, что чудеса язычников не от Бога; подробно говорится о чудесах, которые диавол совершит во время антихриста (см.: Откр. 13:11-14).
Прп. Иоанн Кассиан писал, что "весьма часто люди, развращенные умом и противники веры... изгоняют демонов и творят великие чудеса, так что даже сила исцелений исходит иногда от недостойных и грешных. Исцеления такого рода бывают по обольщению и ухищрению демонов. Человек, преданный явным порокам, может производить иногда удивительные действа. Через это увлекаются к подражанию его порокам и нечестию и открывается пространный путь уничижения и поношения святости христианской религии" .
Диавол совершает чудеса в ложных религиях и еретических церквах для того, чтобы удержать в этих заблуждениях их приверженцев, а также, насколько возможно, привлечь к этим заблуждениям православных христиан.
Так называемые Фатимские чудеса критически исследовали многие православные авторы, в частностия, иеродиакон Макарий (Петанов), диакон Алексей Старицын, В. Мельников и отмечали крайне сомнительный характер этих чудес.
Действительно, это явление всемерно поддерживает католицизм, почему и неудивительно активное пропагандирование католиками Фатимских событий. Та "дама", которая в начале ХХ века являлась трем португальским постушкам, вполне признавала примат папы римского и его притязания на всемирную духовную власть, когда говорила, что именно от него зависит – посвящать те или иные страны, в частности, Россию, Богородице, эта "дама" прямо исповедовала католический догмат о чистилище, говорила о спасительности римо-католицизма, поддерживала и насаждала католический "Культ Непорочного Сердца" и практику молитв по Розарию, явившийся "ангел" причащал детей опресноками и излагал кощунственную мысль о том, что дети должны приносить искупительные жертвы за грехи неверующих.
Нет сомнения, что по предсказанию "Дамы" имело место настоящее чудо, которое в 1917 г. видели одновременно несколько тысяч человек, в числе которых были и неверующие. Но обратившись к описаниям очевидцев, в этом массовом чуде мы не увидим ничего похожего на чудеса Божии. Все истинные чудеса, описанные в Евангелии и житиях святых, имели явное духовно-нравственное значение. Но какой смысл, какое назидание, какая духовная польза, какое свидетельство о Христе в том, что солнце стало перламутровым, деревья окрасились в фиолетовый цвет, а люди – в желтый, и что некий светящийся объект быстро перемещался в небе? Что Христового в этих, безусловно, необычных цветовых и световых эффектах? Ничего. Неудивительно, что некоторые православные авторы называли данное массовое фатимское чудо одной из репетиций антихристовых чудес. Примечательно, что в определенный период сами дети испытывали сомнение в том, что им являлись именно Богородица и ангелы, после явлений они испытывали сильное физическое и душевное изнеможение, порой отчаяние.
Что же касается пророчеств о победе коммунизма в России и гонениях на христиан, которые будто бы изрекла "Дама", то следует иметь в виду, что записаны они были впервые в 1936 году, через девятнадцать лет после того как якобы были услышаны.
Несообразностей, связанных с явлениями "Дамы", которая долгое время никак не называла себя детям, было столь много, что католический священник, первым услышавший о них, отнесся к этой историии с большим подозрением. Но довольно быстро (уже через два года в лице местного епископа) римо-католическая иерархия признала эти чудеса и стала активно поддерживать их культ, ведь, несмотря на некоторые несообразности, в целом вся эта Фатимская акция настраивала местных католиков быть более усердными прверженцами католицизма (что было очень важно для Португалии того времени), а русских людей должна была приучать к мысли, что Богородица именно через Римо-католическую церковь являет свое попечение о России, что вполне соответствовало политике Ватикана, проводимой в ХХ веке.
Как отмечал отец Тихон (Шевкунов), "целью всего почти 100-летнего Фатимского действа... представляется очередная попытка подчинения России Римскому папе. Во всяком случае все трактовки так называемых "Фатимских тайн" сводились именно к этому".
1 Прп. Иоанн Кассиан. Писания. М., 1993. Сс. 440, 444.
Источник: Радонеж