Священник Алексий Плужников, настоятель прихода Петра и Павла в Советском районе Волгограда и по совместительству пользователь Живого Журнала под псевдонимом papa_rimsky2003, рассказал в своем блоге о недавней встрече представителей районной администрации с местным духовенством. По словам Плужникова, чиновники просили священнослужителей "намекнуть" прихожанам, что "голосовать нужно за "Единую Россию". Местные власти апеллировали к "влиятельности" и психологической подкованности духовенства, сообщил священник-блогер.
Официально эта информация до сих пор не была опровергнута. В том, что ситуация, описанная священником Алексием Плужниковым, возможна, причем практически в любом российском регионе, сомневаться не приходится. Вместе с тем участие духовенства в предвыборной агитации (а намек, "за кого голосовать", вполне можно считать таковой) противоречит и российским законам, и социальной доктрине Русской православной церкви.
В пункте 7 статьи 55 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ" говорится о том, что благотворительным и религиозным организациям, а также их членам и участникам "при совершении ими обрядов и церемоний" запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять агитационные материалы. Более того, статья 64 того же закона запрещает им вносить средства в избирательные фонды партий.
"Основы социальной концепции РПЦ" в качестве одной из областей, в которых сотрудничество Церкви с государством невозможно, называют "политическую борьбу, предвыборную агитацию, кампании в поддержку тех или иных политических партий, общественных и политических лидеров". Этот запрет повторяется в документе "Практика заявлений и действий иерархов, духовенства, монашества и мирян во время предвыборных кампаний", принятом Архиерейским Собором РПЦ 2 февраля текущего года.
Однако есть слово и есть дело, есть буква и есть дух, атмосфера, в которой рассказанная Алексием Плужниковым история становится типичной, предсказуемой, не вызывающей удивления.
С одной стороны, а именно со стороны власти в лице доминирующей партии, велик соблазн использовать церковный ресурс в собственных целях. Далеко не все политики с этим соблазном борются, многие ему поддавались, поддаются и, наверное, будут поддаваться. Это не специфически российское, а вполне универсальное явление. Особенно полезными в деле политической агитации могут оказаться церковные структуры "на местах". Несмотря на явную тенденцию к вертикализации управления, РПЦ во многом остается конгломератом локальных общин, и связь верующего с местным священником гораздо крепче, чем его связь с Патриархом или "московской" церковной бюрократией.
С другой стороны, довольно активная в медийном пространстве Церковь, в том числе и в лице своих высокопоставленных представителей, своим поведением не дает политикам и чиновникам повода интересоваться ее внутренней документацией, регулирующей вопросы участия духовенства в политической жизни. Все и так кажется ясным. Церковь демонстрирует лояльность, а подчас даже сверхлояльность к действующей власти. Она участвует в ее внешнеполитических инициативах, не критикует публично ее решения, не занимает однозначную позицию по вопросам, разделяющим общество и власть. Церковь, по сути, спешит благословить рокировку в тандеме. Фактическое сближение иерархов с властью вызывает артикулированное недовольство самих верующих.
Вопреки собственным внутренним правилам РПЦ подчас позиционирует себя как доступный для использования политический ресурс. Только последовательная, наглядная независимость суждений и действий (не путать с оппозиционностью) поможет исправить положение конечно, если в самой Церкви считают это репутационно важным.
Источник: Независимая газета