ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Церковь на Кавказе: здесь вам не равнина, здесь климат иной

Петр Барсов :: 22 ноября 2011

Читая комментарии "православных экспертов" по поводу церковных событий в Северной Осетии, начинаешь понимать, почему общество ждет еще не один церковный кризис. Ученый, даже идейно ангажированный, должен приносить некоторую пользу своим анализом, чтобы предотвращать повторение ошибок. Объяснять церковный конфликт в Северной Осетии, навязывая своим работодателям и православной общине миф об "оранжевой революции", "борьбе с православной миссией", значит полностью пренебрегать фактами.

Попытаемся изложить свою версию произошедших событий. Архиепископ Зосима (Остапенко), назначенный на Владикавказскую кафедру полгода назад, на октябрьском заседании Синода был возведен в священноархимандриты Аланского Успенского монастыря. Это обычная церковная практика – епископ становится духовным руководителем крупнейшей обители в своей епархии. Например, московские патриархи по совместительству священноархимандриты Троице-Сергиевой лавры. Однако архиепископ Зосима решил убрать из Аланского монастыря настоятеля, архимандрита Антония (Данилова), более десяти лет подвизавшегося в нем с братией. Успенская обитель – это новодел, расположенный в горном ущелье недалеко от Беслана. Отец архимандрит с монахами строил её буквально по кирпичу на голом месте. Особую роль монахи сыграли в трагическом 2004 году. До постройки монастыря братия жила в Беслане (где осталось подворье обители), служила в храме рядом со школой, захваченной боевиками. Впоследствии многие из родственников жертв оказались в числе прихожан Аланского монастыря, который стал своего рода символом увековечивания памяти погибших.

Одновременно строительство Успенского монастыря было для Осетии воплощением мечты о национальном духовном центре. Неслучайно он получил в своём титуле приставку "Аланский". Вообще православные в Алании давно ожидали появления своей Владикавказской епархии. В 2011-м долгожданная мечта осуществилась: Ставропольская епархия была разделена на три самостоятельных диоцеза. Вопреки ожиданиям во Владикавказ прислали епископа из Калмыкии. Хотя очевидным кандидатом, с точки зрения части местного истеблишмента, был архимандрит Антоний.

При этническом разнообразии на Кавказе большее значение имеют такие факторы, как знание и уважение местных традиций и обычаев, длительность проживания, связи, почтенный возраст, положение в местной иерархической структуре. Если в Центральной России в последние два десятилетия практически завершился распад традиционного уклада жизни, то на Кавказе произошел возврат к архаическим моделям поведения. Негативная реакция на перевод "своего" о. Антония в Дагестан новопоставленным (следовательно, пока "чужим") епископом была предсказуема. В отличие от России кавказцы более консолидированы, и собрать многотысячный митинг сторонников опального архимандрита можно обычным "сарафанным радио", без всякого Facebook и прочих политтехнологических новаций. Просто на Кавказе принято защищать своих. Этого не учел архиепископ Зосима.

Нельзя исключать в этом конфликте наличие подводных течений. Недруги о. Антония намекали на покровительство со стороны спиртовой мафии и т.п. Но доказательств этому не нашлось. Зато в Осетии в силу ее стратегического положения большую роль играют местные и федеральные силовые структуры (почитаемые горцами), которые благоволят местному духовенству. Как правило, монастыри, подобные Аланскому, не скупятся на хлебосольные приемы уважаемых людей и легко могут найти защиту и покровительство на самом высоком уровне. Вмешавшийся в конфликт президент Таймураз Мамсуров скорее всего самый пик этого айсберга покровителей, которые не любят себя афишировать.

Не последнюю роль в разыгравшейся кампании неповиновения архиерейской воле сыграло решение об отправке архимандрита Антония в Дагестан. Этот указ выглядит очень жестоко, почти как приговор. В Дагестане всего несколько сот православных, русское население тает на глазах. Выходец из Осетии наверняка будет восприниматься там радикальными исламистами как враг, а это верная смерть. В Дагестане едва выживают коренные священники. Если в Ассоциации православных экспертов думают иначе – флаг им в руки и в Дагестан с миссионерской проповедью.

Не берусь оценивать участие архимандрита Антония в разгоревшемся конфликте. Возможно, СМИ неточно передают его слова, приписывая ему готовность ради любви к пастве лишиться сана. Не думаю, что священник, прослуживший много лет, сказал такую глупость, да еще в типично светской стилистике. Настоятель Аланского монастыря известен как вполне благоразумный человек. Например, большинство монахов и послушников его монастыря учатся в семинариях. Тот, кто знаком с нашим монастырским укладом, знает, насколько это нетипично для РПЦ. Безосновательны обвинения в противодействии православной миссии. Архимандрит Антоний участвовал в большинстве монашеских постригов на Северном Кавказе. Человек уважаемый, несмотря на наличие в интернете сканов о церковном наказании за грехи в 90-е годы. Увы, черный пиар – реальность нашего времени во всех сферах общественного бытия. Если были серьезные грехи, то нелогично смотрится возведение в сан архимандрита и обещание дать рекомендацию в епископы.

Историю вокруг Аланского монастыря нельзя ставить в один ряд с парадами сторонников боголюбского "старца" Петра Кучера. Последние – явные политические радикалы, носители тоталитарной монархическо-сталинистской идеологии. В отличие от Боголюбова и Почаева Аланский монастырь никогда не распространял апокалиптические настроения, не призывал к отказу от ИНН и гражданских документов современного образца. Одновременно обитель не имела отношения к пресловутым "оранжевым настроениям". За время своего недолгого существования (монастырь начали строить в 2003 году) она отметилась лишь упоминанием о духовной связи с почившим курским старцем Ипполитом и мироточением иконы перед грузинской бомбардировкой Цхинвала.

Остается открытым вопрос, почему правящий архиерей решил убрать из монастыря о. Антония. Очевидно, что в ущелье, где расположена обитель, архиепископ Зосима жить постоянно не будет и делить им с архимандритом нечего. Он и так мог получить с монастыря все, что считал нужным. Как правило, архиепископы, будучи священноархимандритами монастырей, реальных настоятелей не трогают. Значит, в основе этого решения лежит личный конфликт, ревность и последующая опала. Скорее всего, архимандрит Антоний был сильной фигурой в Осетии, что не понравилось правящему архиерею...

Церковный конфликт, выплеснувшийся на улицу тысячными демонстрациями верующих, пока внешне потушен. Светские власти республики поблагодарили патриарха за намерение удовлетворить их просьбу – архимандрит Антоний после возвращения из Москвы, куда его вызвали вместе с архиепископом Зосимой для решения вопроса, заявил, что остается на прежнем месте. Однако такой финал вряд ли устраивает управляющего епархией. С точки зрения церковного права, архимандрит нарушил священническую присягу, где есть пункт о беспрекословном подчинении в случае перевода на новое место служения, и монашеский обет послушания своему епископу. К тому же конфликт нанес серьёзный ущерб имиджу РПЦ: "злой" архиерей, "грешный" архимандрит и т.п. Не думаю, что в Чистом переулке остались довольны административными способностями осетинского архипастыря, который заставил патриархию разбираться в этом щекотливом деле и брать на себя груз моральной ответственности за последующие решения. Есть определенные принципы урегулирования таких конфликтов: не выносить сор из избы, всегда поддерживать епископа, наказывать (по возможности) мятежных клириков. Теперь можно с уверенностью сказать, что при нынешнем церковном руководстве о. Антоний никогда не станет епископом. Это будет ему самым минимальным наказанием.

А архиепископ Зосима может лишиться через некоторое время своей кафедры, если не нормализует отношения со светской властью. Архиереи, не способные реализовать идею симфонии с властью, тоже не имеют светлого будущего. Не исключено, что какие-то решения еще будут приняты – когда интерес к делу утихнет и к нему уже не будет привлечено столь пристальное общественное внимание, а патриархии удастся заручиться поддержкой федеральной власти.

Но Кавказ не ЦФО, там всегда есть угроза сепаратизма, и центр не перегибает палку в отношениях с местными элитами по таким пустякам. К тому же в Южной Осетии действует аланская епархия Греческой старостильной православной церкви, считающаяся раскольнической. Это головная боль Московской патриархии. Не стоит забывать, что в Абхазии уже создана своя церковь, не подчиняющаяся ни Грузинской, ни Русской церкви.

Так что архиепископ Зосима должен будет смириться. Надо учиться жить по христианским законам, а кто не может, тот будет жить по законам гор.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама