ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Во что верил главный советский безбожник?

Андрей Зайцев :: 23 ноября 2011

Митрополит Антоний Сурожский как-то заметил, что люди, отрицающие Евангелие, бывают очень странными. Владыка рассказывал о человеке, который отрицал подлинность чудес Христовых, но верил в то, что какой-то факир умел летать. Прекрасной исторической иллюстрацией к этому тезису является судьба человека, который считал, что большевики могут с легкостью уничтожить и веру, и Церковь.

В 20-30 годы прошлого столетия советскими безбожниками руководил Емельян Ярославский. Это был удивительно плодовитый пропагандист, не стеснявшийся самых грубых выражений в отношении религии и Церкви. В предисловии к самой известной своей антирелигиозной работе "Библия для верующих и неверующих" он писал: "С помощью религии и церкви господствующие классы затуманивают сознание рабочих и трудящихся слоев крестьянства, превращая их в покорных рабов капиталистической, помещичьей и кулацкой эксплуатации. В Советской стране миллионы колхозников, сознательно участвующих в борьбе за строительство социализма, уже порвали с религией, осознав ее вред для трудящихся. Но немало еще есть верующих в поповские и кулацкие религиозные сказки, как в городе, так и в деревне. Немало, следовательно, надо поработать, чтобы убедить верующих в противонаучности и вредности библейских сказок". Главный безбожник никогда не задумывался над тем, чтобы придать своим текстам хотя бы подобие научной объективности. Он "разоблачал" библейские тексты с помощью шуток и голословных утверждений, вскрытые мощи святителя Иннокентия Иркутского называл "12 фунтами гнилых костей, изъеденных червями и молью".

Антирелигиозный "задор" Ярославского был настолько силен, что он оправдывал даже признаваемые некоторыми представителями советской власти "перегибы" в антирелигиозной борьбе. В декабре 1928 года на заседании оргбюро ЦК ВКП (б) по вопросу о мерах по усилению антирелигиозной работы, которое положило начало новому наступлению на Церковь, Ярославский не нашел ничего плохого в газетном заголовке "Пресвятой богородце амба" (сохранена орфография источника. – А.З.). Хотя даже будущий председатель Комиссии для рассмотрения религиозных вопросов Петр Смидович на этом же заседании отметил, что подобные выпады лишь напрасно раздражают верующих и мешают советской власти проводить эффективную антирелигиозную политику.

Ярославскому было наплевать на чувства верующих, а из всех форм борьбы он предпочитал физическое уничтожение храмов и карательную политику ОГПУ. Правда, он просил Молотова разрешить учиться в советской школе детям священников, но лишь для того, чтобы те могли с "себя смыть пятно этого звания". "Товарищ Емельян" (это была партийная кличка главного безбожника) считал, что из детей духовенства получаются самые ярые борцы с верой и Церковью.

Еще одним любимым детищем Ярославского была серия изданий под общим названием "Безбожник". Это были газеты и журналы с самыми грубыми кощунственными рисунками и подобными же текстами, задача которых была "искоренять религиозный дурман". Писал Ярославский и многочисленные статьи, в которых упрекал все религии и духовенство за догматизм и угнетение народа.

Однако у главного безбожника была и вторая жизнь. Он беззаветно, бездумно любил товарища Сталина и других видных партийцев. Борец с "опиумом для народа" был создателем биографии Сталина, которая по степени восхваления может затмить любое житие, и истории ВКП (б) – текста, "заменившего" для коммунистов Библию. Это был человек совершенно нетерпимый к любым спорам внутри партии, он считал, что на свете есть только одно правильное мнение и принадлежит оно Сталину. Вскоре после убийства Кирова, в 1934 году, Ярославский в письме к Орджоникидзе пишет: "Я прошу тебя, Сталина, Кагановича, Клима и других: берегите себя! Вы нужны всему человечеству, этого не надо забывать. Наша партия делает величайшее историческое дело в интересах всего трудящегося человечества".

Почитание Сталина у главного безбожника приобретало черты фанатичной веры. Догматик до мозга костей, Ярославский вмешивался даже в личную жизнь членов партии и их поведение, он готов был исключать коммунистов из партии за лишний стакан вина или не очень скромное платье. Его пристрастие к единообразию приводило к тому, что некоторые инициативы Ярославского вызывали раздражение у членов ЦК. Между тем, Сталин считал Ярославского недостаточно жестким и иногда устраивал ему показательные "порки", после которых главный безбожник и партийный историк униженно просил указать на ошибки и был готов на любые изменения собственных мыслей и текстов.

Особенно ярко псевдорелигиозный характер почитания "вождя народов" проявился в последний период жизни Ярославского. Страдая от болезни и любыми способами добиваясь внимания Сталина, товарищ Емельян писал в своих записках: "У меня ничего, кроме партии, выше партии, важнее партии, нет, и не было. Как бы ни сложилась лично для меня обстановка, я останусь ее верным дисциплинированным членом, величайшей радостью для которого является – целиком отдать себя, без остатка там, где это нужно партии". Заметим, что это практически оруэлловский текст человек писал в стол и для себя, что свидетельствует о полной деградации личности Емельяна Ярославского, которого даже однопартийцы называли "лакеем" Сталина. Существует карикатура, которая распространялась на XV съезде ВКП (б), изображающего борца с религией в качестве ищейки Сталина.

Судьба главного идеолога безбожия в СССР очень показательна, и она является убедительным доказательством слов Тертуллиана о том, что всякая душа по природе христианка. В отсутствии подлинной веры пустота в душе Ярославского была заполнена идолами. Впрочем, это тема для отдельного разговора, не связанного с историей.

Источник: Татьянин день

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама