ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Отцы-передвижники: оправдана ли практика перевода священников?

Леонид Виноградов :: 28 ноября 2011

В Русской Церкви считается нормой переводить священнослужителей с одного места служения на другое: зачастую при таком переводе община созданная приходским священником лишается своего многолетнего руководителя, а священнослужитель, отправляясь на новое место – любимых духовных чад. Насколько оправдана практика таких переводов? По следам осетинского скандала мы обратились за комментарием к публицистам Валентину Лебедеву и Александру Щипкову.

Валентин ЛЕБЕДЕВ, главный редактор журнала "Православная беседа"

Мы живем во времена, увы, обмирщения церковной жизни, привнесения в нее светских и, в частности, бюрократических начал, с одной стороны, (если речь идет о действиях священноначалия разного ранга), и демократических – с другой (если вглядеться в дела и поступки современных верующих). При этом, когда мы говорим о современности, то на самом деле речь идет о последнем столетии.

Вот хотя бы знаменитый Собор 1917-1918 гг. Уже в его деяниях просматриваются демократические тенденции. Памятование об этом действительно исторически значимом событии побуждает некоторых не в меру активных и не очень богословски образованных людей буквально настаивать на обязательном и широком представительстве священников и мирян на Поместном Соборе. А между тем, если опираться на церковные каноны, Архиерейский и Поместный Соборы по своему составу тождественны. Приглашение мирян и пресвитеров на собор, как это практиковалось и в старину, является со стороны епископата, можно сказать, некоторым истощением.

К чему мы говорим об этом? Для того чтобы вспомнить о канонических основах церковной жизни, которые никто не отменял. Где епископ – там и Церковь. Епархия управляется архиереем, а не собранием верующих. В деле управления миряне имеют право лишь в суждении епископа. Подчеркнем – суждении – не более. А мы видим во Владикавказе выступление тысячи и более верующих явно протестного характера, с требованием к епископу Зосиме оставить архимандрита Антония на старом месте служения – в Аланском монастыре. Протестующих поддержали и светские власти, вмешательство которых в управление Церковью канонически недопустимо. Дело пошло и дальше: выдвинулись требования сместить настоятеля собора Георгия Победоносца, отца Тимофея. Все это, конечно, проявление бесчиния. Народная любовь к архимандриту Антонию – одно, но есть и церковное послушание.

Однако если говорить о поступках архиерея, то нельзя не заметить в них проявления тех самых свойственных нашим дням бюрократических начал. Епископ – не генерал, священник – не офицер. Просто приказом, не основанном на соборном понимании ситуации, перемещаться с места на место они, думается, не должны. В данном случае неплохо было бы ознакомиться с трудами богословов, творчески осмысливших применительно к современности, учение святых Отцов, касающееся церковной жизни.

Каким же может и должен, на наш взгляд, быть выход из ситуации, сложившейся во владикавказской епархии? Вспомним, что Церковь – не государство, не правовая организация, но благодатный организм, в котором все зиждется не на принуждении, а на любви, где больший служит меньшему. А потому и в нашем случае средостение может быть преодолено только любовью и, конечно же, послушанием: архимандрит Антоний последует указу епископа Зосимы, а владикавказская паства смиренно признает решением владыки мудрым.

Александр ЩИПКОВ, главный редактор портала "Религия и СМИ", кандидат философских наук, действительный государственный советник 3 класса:

В Церкви существует послушание или, если говорить светским языком, вертикаль власти. В соответствии с уставом Церкви правящий архиерей имеет право переводить духовенство с одного прихода на другой. Принимая священный сан, человек не может не знать церковного устава, следовательно, он понимает, что и его рано или поздно могут перевести. Долг священника – подчиниться решению священноначалия. Церковная иерархия по форме часто напоминает взаимоотношения начальников с подчиненными во многих светских структурах, но кроме формы в этой иерархии, как и во всей церковной жизни, есть глубокое мистическое содержание. Каждый священник совершает евхаристию именем своего правящего архиерея, поэтому крылатая фраза "где епископ, там и Церковь" имеет в первую очередь мистическое значение и только потом административное. Это надо помнить – не может священник литургисать, находясь вне подчинении епископа. Когда он уходит в раскол и существует сам по себе, совершаемая им литургия недейственна, безблагодатна!

Что касается ситуации в Осетии, то я считаю недопустимым поведение президента. Какой бы сложной и спорной ни была церковная ситуация, представитель светской власти не должен выносить публичные суждения о ней, а тем более – выдвигать требования священноначалию. А уж то, что он не принял архиепископа Владикавказского и Махачкалинского Зосиму, который хотел встретиться с президентом и объяснить ему сложившуюся ситуацию, просто хамство.

Естественно, священник со временем обрастает паствой, которая переживает, даже если его переводят в другой конец города, не говоря уж о переводе в другой регион. Действительно, это болезненный момент, ведь создание общины – долг священника. Но если священноначалие принимает такое решение, и сам священник, и его прихожане должны отнестись к этому со смирением. Да, иногда кажется, что перевод всеми любимого батюшки, создавшего крепкую и дружную общину, противоречит здравому смыслу. Но в Церкви много вещей, которые не вписываются в здравый смысл – христианство вообще религия парадоксов. И куда Господь ведет того или иного священника, какие ему предуготовлены испытания – вопрос не здравого смысла, а воли Божьей. На нее мы, христиане, и должны полагаться, а не судить мирскими мерками. Церковь не партия. Это если руководителя городской или районной парторганизации меняют, члены ячейки могут не согласиться и даже выйти из партии. И выходят. Но если прихожанин из-за перевода священника в другой приход уйдет из Церкви, значит, что-то в его духовной жизни не так.

Моей семье приходилось много переезжать с места на место, жили мы и в больших городах, и в деревне. И всегда мы ходили в храм рядом с домом, а не бегали по разным приходам в поисках каких-то благодатных батюшек. Как правило, если не сразу, то со временем в этом приходе оказывался священник, который нам подходил. Например, в одном сельском храме в Ленинградской области был простой настоятель, малообразованный, боязливый и слегка чудной. У нас сначала непросто складывались отношения с ним. Но когда познакомились друг с другом поближе, мы увидели, что у него гораздо больше достоинств, чем недостатков. Больше двадцати лет его не видели, а вспоминаем с теплотой. Не бунтовать надо, а молиться.

В будущем, я думаю, возможен возврат к древней традиции выборности духовенства. То есть община сама выдвигает кандидата из числа прихожан и обращается к правящему архиерею с просьбой рукоположить его и поставить им на приход. И несколько таких случаев я знаю в наше время. Как правило, это очень крепкие общины. Но сегодня вряд ли возможно сделать это правилом. Не готовы мы к этому – всего 20 лет прошло после выхода Церкви из 70-летней пропасти. Много новых людей пришло в Церковь, в том числе и в клир, это хорошо, но все они еще должны врасти в церковную традицию. Поэтому выборность духовенства как норма, на мой взгляд, дело очень отдаленного будущего.

Источник: Нескучный сад

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама