ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Отцы-передвижники: оправдана ли практика перевода священников?

Леонид Виноградов :: 28 ноября 2011

В Русской Церкви считается нормой переводить священнослужителей с одного места служения на другое: зачастую при таком переводе община созданная приходским священником лишается своего многолетнего руководителя, а священнослужитель, отправляясь на новое место – любимых духовных чад. Насколько оправдана практика таких переводов? По следам осетинского скандала мы обратились за комментарием к публицистам Валентину Лебедеву и Александру Щипкову.

Валентин ЛЕБЕДЕВ, главный редактор журнала "Православная беседа"

Мы живем во времена, увы, обмирщения церковной жизни, привнесения в нее светских и, в частности, бюрократических начал, с одной стороны, (если речь идет о действиях священноначалия разного ранга), и демократических – с другой (если вглядеться в дела и поступки современных верующих). При этом, когда мы говорим о современности, то на самом деле речь идет о последнем столетии.

Вот хотя бы знаменитый Собор 1917-1918 гг. Уже в его деяниях просматриваются демократические тенденции. Памятование об этом действительно исторически значимом событии побуждает некоторых не в меру активных и не очень богословски образованных людей буквально настаивать на обязательном и широком представительстве священников и мирян на Поместном Соборе. А между тем, если опираться на церковные каноны, Архиерейский и Поместный Соборы по своему составу тождественны. Приглашение мирян и пресвитеров на собор, как это практиковалось и в старину, является со стороны епископата, можно сказать, некоторым истощением.

К чему мы говорим об этом? Для того чтобы вспомнить о канонических основах церковной жизни, которые никто не отменял. Где епископ – там и Церковь. Епархия управляется архиереем, а не собранием верующих. В деле управления миряне имеют право лишь в суждении епископа. Подчеркнем – суждении – не более. А мы видим во Владикавказе выступление тысячи и более верующих явно протестного характера, с требованием к епископу Зосиме оставить архимандрита Антония на старом месте служения – в Аланском монастыре. Протестующих поддержали и светские власти, вмешательство которых в управление Церковью канонически недопустимо. Дело пошло и дальше: выдвинулись требования сместить настоятеля собора Георгия Победоносца, отца Тимофея. Все это, конечно, проявление бесчиния. Народная любовь к архимандриту Антонию – одно, но есть и церковное послушание.

Однако если говорить о поступках архиерея, то нельзя не заметить в них проявления тех самых свойственных нашим дням бюрократических начал. Епископ – не генерал, священник – не офицер. Просто приказом, не основанном на соборном понимании ситуации, перемещаться с места на место они, думается, не должны. В данном случае неплохо было бы ознакомиться с трудами богословов, творчески осмысливших применительно к современности, учение святых Отцов, касающееся церковной жизни.

Каким же может и должен, на наш взгляд, быть выход из ситуации, сложившейся во владикавказской епархии? Вспомним, что Церковь – не государство, не правовая организация, но благодатный организм, в котором все зиждется не на принуждении, а на любви, где больший служит меньшему. А потому и в нашем случае средостение может быть преодолено только любовью и, конечно же, послушанием: архимандрит Антоний последует указу епископа Зосимы, а владикавказская паства смиренно признает решением владыки мудрым.

Александр ЩИПКОВ, главный редактор портала "Религия и СМИ", кандидат философских наук, действительный государственный советник 3 класса:

В Церкви существует послушание или, если говорить светским языком, вертикаль власти. В соответствии с уставом Церкви правящий архиерей имеет право переводить духовенство с одного прихода на другой. Принимая священный сан, человек не может не знать церковного устава, следовательно, он понимает, что и его рано или поздно могут перевести. Долг священника – подчиниться решению священноначалия. Церковная иерархия по форме часто напоминает взаимоотношения начальников с подчиненными во многих светских структурах, но кроме формы в этой иерархии, как и во всей церковной жизни, есть глубокое мистическое содержание. Каждый священник совершает евхаристию именем своего правящего архиерея, поэтому крылатая фраза "где епископ, там и Церковь" имеет в первую очередь мистическое значение и только потом административное. Это надо помнить – не может священник литургисать, находясь вне подчинении епископа. Когда он уходит в раскол и существует сам по себе, совершаемая им литургия недейственна, безблагодатна!

Что касается ситуации в Осетии, то я считаю недопустимым поведение президента. Какой бы сложной и спорной ни была церковная ситуация, представитель светской власти не должен выносить публичные суждения о ней, а тем более – выдвигать требования священноначалию. А уж то, что он не принял архиепископа Владикавказского и Махачкалинского Зосиму, который хотел встретиться с президентом и объяснить ему сложившуюся ситуацию, просто хамство.

Естественно, священник со временем обрастает паствой, которая переживает, даже если его переводят в другой конец города, не говоря уж о переводе в другой регион. Действительно, это болезненный момент, ведь создание общины – долг священника. Но если священноначалие принимает такое решение, и сам священник, и его прихожане должны отнестись к этому со смирением. Да, иногда кажется, что перевод всеми любимого батюшки, создавшего крепкую и дружную общину, противоречит здравому смыслу. Но в Церкви много вещей, которые не вписываются в здравый смысл – христианство вообще религия парадоксов. И куда Господь ведет того или иного священника, какие ему предуготовлены испытания – вопрос не здравого смысла, а воли Божьей. На нее мы, христиане, и должны полагаться, а не судить мирскими мерками. Церковь не партия. Это если руководителя городской или районной парторганизации меняют, члены ячейки могут не согласиться и даже выйти из партии. И выходят. Но если прихожанин из-за перевода священника в другой приход уйдет из Церкви, значит, что-то в его духовной жизни не так.

Моей семье приходилось много переезжать с места на место, жили мы и в больших городах, и в деревне. И всегда мы ходили в храм рядом с домом, а не бегали по разным приходам в поисках каких-то благодатных батюшек. Как правило, если не сразу, то со временем в этом приходе оказывался священник, который нам подходил. Например, в одном сельском храме в Ленинградской области был простой настоятель, малообразованный, боязливый и слегка чудной. У нас сначала непросто складывались отношения с ним. Но когда познакомились друг с другом поближе, мы увидели, что у него гораздо больше достоинств, чем недостатков. Больше двадцати лет его не видели, а вспоминаем с теплотой. Не бунтовать надо, а молиться.

В будущем, я думаю, возможен возврат к древней традиции выборности духовенства. То есть община сама выдвигает кандидата из числа прихожан и обращается к правящему архиерею с просьбой рукоположить его и поставить им на приход. И несколько таких случаев я знаю в наше время. Как правило, это очень крепкие общины. Но сегодня вряд ли возможно сделать это правилом. Не готовы мы к этому – всего 20 лет прошло после выхода Церкви из 70-летней пропасти. Много новых людей пришло в Церковь, в том числе и в клир, это хорошо, но все они еще должны врасти в церковную традицию. Поэтому выборность духовенства как норма, на мой взгляд, дело очень отдаленного будущего.

Источник: Нескучный сад

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама