ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Фабрика паломников

Иван Ждакаев :: 05 декабря 2011

Многокилометровая очередь к храму Христа Спасителя из желающих поклониться поясу Богородицы показала неожиданную мощь российского паломнического движения. В центрах, где хранятся мировые святыни, в том числе и на Афоне, откуда привозили пояс, на верующих давно научились зарабатывать. Превратить паломников в религиозных туристов пытаются и в России.

Очередь к храму

Пояс Богородицы, привезенный в Россию из афонского Ватопедского монастыря главой РЖД Владимиром Якуниным, вызвал в Москве ажиотаж. Очередь из желающих приобщиться к реликвии растянулась на 4,5 км. Такого не ожидали ни церковные, ни светские власти. Старожилы не припомнят подобной очереди: на четвертый день в ней стояло 80 с лишним тысяч человек, а тянулась она от храма Христа Спасителя до Воробьевых гор.

В первые дни время ожидания в очереди было не больше 10 часов, но и это уже казалось рекордом: некоторые даже говорили о чуде. Ворчали только сотрудники офисов, расположенных поблизости, на фабрике "Красный Октябрь": верующие заблокировали доступ от метро к работе. Но за пару дней с необходимостью искать альтернативные маршруты смирились и пешеходы, и автомобилисты.

Проблемы возникли и внутри очереди: верующие стали замерзать. На Пречистенской набережной через каждые 50-100 м были вмонтированы пропускные пункты, возле которых людям приходилось ждать, пока пройдет предыдущая группа. Когда милиционеры поднимали шлагбаум, первые ряды сломя голову бежали к следующему КПП – то ли спеша к реликвии, то ли просто греясь.

Уже на второй день поклонения чудотворному поясу информагентства сообщали, что 70 человек из очереди обратились за медицинской помощью, а людей все прибывало. Светские власти из московской мэрии сделали все, что могли. Не жалея солярки, отапливали 200 городских автобусов – их пригнали специально для обогрева верующих. Также они раздали, как было подсчитано позже, 80 тыс. бесплатных порций каши и 95 тыс. стаканов горячего чая. Кроме того, возле очереди работали 25 бригад скорой помощи и 2 тыс. сотрудников полиции. Вероятно, лишь чудом городской бюджет не понес существенных трат – об этом сообщил вице-мэр Москвы Александр Горбенко. <...>

Пожалуй, старания городских властей действительно не соответствовали размеру очереди: вряд ли мэрия могла разделить 80 тыс. порций каши на миллион поклонявшихся поясу. Когда время ожидания в очереди перевалило за сутки, избавление пришло от церковных властей. Поместив ковчег с реликвией на импровизированную рамку, они в два раза ускорили поток: теперь верующие просто проходили под ковчегом без лобызаний.

С этого дня очередь сократилась в несколько раз. Тем не менее около тысячи паломников за время пребывания чудотворного пояса в Москве обратились за медицинской помощью, из них примерно 100 пришлось госпитализировать. Но пилигримам не пристало жаловаться на испытания.

Продвижение святыни

"Религиозное паломничество: межкультурные коммуникации и цивилизационный контекст" – такова тема диссертации, которую защитил Сергей Житенев, президент Международной общественной туристской академии и бывший гендиректор паломнического центра Московского патриархата.

"Хотя и не существует официальной, закрепленной церковными соборами иерархии реликвий, за два тысячелетия сложилась народная христианская традиция, – поясняет Житенев. – Первостепенные святыни – все, что связано с Христом и Богородицей. Нет в христианстве святыни выше Гроба Господня в Иерусалиме. Затем – святыни, от которых происходят чудеса, чудотворные иконы и кресты".

Еще фактор: пояс Богородицы особенно важен для женщин, верующих, что он поможет забеременеть. Но постоянное место пребывания пояса – это монашеская республика на Афоне, куда женщинам доступ запрещен. Пояс периодически вывозят в церкви Греции, но границы страны он покинул впервые за 200 лет.

Впрочем, в Москве есть своя частица пояса Богородицы, доступ к которой открыт для женщин: она находится в храме Пророка Илии в Обыденском переулке. Часть пояса Богородицы хранится и в Сирии – в городе Хомс, напоминает Сергей Житенев, и там тоже не бывало очередей. Ажиотаж возникает лишь вокруг ватопедской реликвии – возможно, тут сыграли свою роль, говоря современным языком, усилия по ее продвижению.

В Ватопеде есть обычай – освящать маленькие пояски, которые затем разъезжаются по миру, разнося славу о поясе, рассказывает Александр Гатилин, пресс-секретарь Фонда Андрея Первозванного (этот фонд привез реликвию в Россию). Затем монахи собирают письма благодарности от верующих и публикуют их (возможно, письма российских верующих выйдут отдельной книгой). Первый за два века вывоз пояса за пределы Греции – еще одна причина ажиотажа.

Наконец, наша публика просто заждалась: в последний раз Фонд Андрея Первозванного привозил в Россию святыню вселенского православия пять лет назад, а до этого такие "гастроли" устраивали почти каждый год. В 2003 году привозили мощи Андрея Первозванного, затем – десницу Иоанна Крестителя и мощи апостола Луки.

Гатилин опровергает версию о том, что выбор даты для привоза реликвии связан с выборами: идея привезти ее родилась еще год назад, когда Владимир Якунин побывал в Ватопедском монастыре. Далее велись длительные переговоры – с настоятелем Ватопедского монастыря отцом Ефремом, с правящим органом горы Афон Священным кинотом и с патриархом Константинопольским Варфоломеем. Официально привоз реликвии осуществляется бесплатно – при помощи российских бизнесменов, которые, например, могут предоставить самолет. Один из собеседников "Денег", впрочем, сообщил, что ватопедские монахи все же получили пожертвование от России, правда, не уточнил какое.

Для афонских монахов сбор пожертвований вообще дело привычное. Разрешение на посещение Афона называется диамонитирионом. Как сообщили "Деньгам" в одной из паломнических организаций, из 28,5 тыс. руб., которые платит пилигрим за путешествие на святую гору, около €100 уходит на оплату диамонитириона. Из российских мест паломничества лишь немногие могут претендовать на подобный успех.

Туристы и паломники

Остров Валаам называют северным Афоном – в местный уединенный монастырь доступ для мирян тоже затруднен. Попасть сюда можно либо через паломническую службу самого монастыря (если ехать из Санкт-Петербурга, это стоит от 5 тыс. руб.), либо с теплоходной компанией (это еще дороже). Самостоятельным путешественникам попасть на остров непросто. На одном из форумов путешественник из Санкт-Петербурга под ником PromoxLab рассказывает, как съездил на Валаам "дикарем": сначала добрался до города Сортавала, а там сел на катер до острова. "Утром сели в метеор (600 руб. в одну сторону), – пишет PromoxLab. – Дешевле не получится: у перевозчиков строгая договоренность. Капитан сразу предупредил, что мы должны покинуть остров к вечеру, на что мы честно заявили, что меньше трех дней не получится. Он сделал вид, что не слышит, и пустил на борт".

Впрочем, как пишет турист, остаться на острове возможно, если немного заплатить лесничему. Однако Валаам – редкий для России пример такого коммерческого подхода. Чаще религиозные поездки – это что-то вроде Великорецкого крестного хода. Он ежегодно проходит в Кировской области и собирает десятки тысяч людей, которые за пять дней пешком преодолевают расстояние 150 км, ночуя в полевых условиях.

Есть разделение религиозного туризма и паломничества, подчеркивает Сергей Житенев. "В течение года внутрироссийский религиозный туризм составляет около 3 млн человек, – прикидывает он. – Из них примерно 800 тыс. человек посещают Троице-Сергиеву лавру. Также большой поток паломников привлекает Александро-Невская лавра".

Практически любой приезжающий в Москву или Петербург – это религиозный турист, ведь всех привлекают не только музеи, но и храмы. Однако невозможно точно определить долю религиозного туризма в общем туристическом потоке. Паломник – другое дело, у него есть четкая религиозная цель. Только вот для бизнеса эта публика не очень интересна. Еще в 90-е церковь приняла решение создавать собственные паломнические центры, не отдавая это на откуп бизнесу, говорит Житенев. Многочисленные автобусы с паломниками к поясу Богородицы, приехавшие в Москву из соседних регионов, как раз организовывались этими паломническими службами – где-то на пожертвования от бизнесменов, где-то на деньги самих прихожан.

Большинство паломнических служб существуют при приходах – и не получают прибыли. Но есть и частные организации подобного рода, которые, впрочем, тоже устанавливают небольшую наценку – 7-8%, ведь паломник – небогатый человек. Немного больше можно заработать на выездном паломничестве – 10-20% с тура. И хотя такой путешественник много денег не принесет, вряд ли он будет жаловаться в случае неудобств. И в выборе гостиницы он нетребователен. Но в любом случае бизнес этот скорее для энтузиастов, ведь выездных паломников в год набирается всего около 50 тыс.

Самый масштабный выездной проект – это, конечно, организация хаджа, паломничества мусульман в Мекку. "Ежегодно в Саудовскую Аравию на хадж приезжает около 1,5 млн человек, – рассказывает "Деньгам" глава Ростуризма Александр Радьков. – Квота на паломников из России составляет порядка 20 тыс. человек. В Саудовской Аравии действует Министерство по делам хаджа, которое распределяет эти квоты. Российские власти регулируют организацию хаджа в нашей стране".

По словам Радькова, власти сотрудничают примерно с десятком хадж-туроператоров, которые назначаются региональными духовными властями. Задача государства – обеспечить безопасность паломников, например организовать их перелет, а не проезд автобусами через Сирию, где сейчас неспокойно (по словам Радькова, им удалось добиться того, что 70% паломников пользуются авиатранспортом).

С православным туризмом власти решают и более масштабные задачи. В 2010 году патриарх Кирилл посетил городок Верхотурье в Свердловской области, в котором расположен знаменитый Николаевский монастырь. "После визита он обратился к президенту, – рассказывает Ирина Подкина, главный специалист по туризму министерства культуры и туризма Свердловской области. – Вскоре появилось распоряжение президента о создании туристско-рекреационной зоны в Верхотурье".

Местный монастырь знаменит тем, что в нем хранятся мощи Симеона Верхотурского: в начале ХХ века они привлекли внимание императорской семьи. Тогда, рассказывает Подкина, Верхотурье посещало 100-120 тыс. паломников в год. Сейчас – около 20 тыс. И еще около 10 тыс. туристов, четко отделяет она. "Мы хотим сделать наоборот – чтобы туристов было в два раза больше, ведь именно они принесут деньги в город. Правительство поставило планку – 330 тыс. туристов к 2020 году".

По словам Подкиной, поток туристов потихоньку – на 6-7% – рос и без образования зоны. Теперь региональное правительство собирается вложить полмиллиарда рублей в Верхотурье и привлечь туда частный капитал – вместе с ним инвестиции должны составить около 2 млрд руб. На эти деньги в провинциальном городке будут строиться гостиницы и кафе.

Наверное, это и есть путь превращения жертвенного паломничества в религиозный туризм, ведь сейчас, по словам Александра Радькова, для этого в стране просто не хватает недорогих гостиниц.

Источник: Коммерсант

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама