ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Неприкаянная Сенная

Сергей Глезеров :: 06 декабря 2011

Настанут ли когда-нибудь времена ее расцвета?

Спас на Сенной, разрушенный чуть более полувека назад, пожалуй, такая же незаживающая рана в самом центре нашего города, какой для москвичей был взорванный храм Христа Спасителя. Но он уже почти полтора десятка лет на своем историческом месте, а многострадальная Сенная так и остается неприкаянной...

Многие горожане, которым еще памятен облик Сенной площади конца минувшего века, долгое время жили с мыслью, что судьба этого места – не иметь собственного лица. А еще быть строительной площадкой, которой нет ни конца ни края. Сегодня на Сенной опять строительный забор, и облик площади снова меняется. Какова же она, настоящая Сенная?

– Историческая роль этой площади до сих пор не оценена по достоинству, – считает кандидат архитектуры Зоя Юркова, автор недавно вышедшей книги "Сенная площадь. Вчера, сегодня, завтра". – Современное знание "темных страниц" ее давней истории складывается из отрывочных сведений и поверхностных впечатлений, почерпнутых главным образом из романа В. В. Крестовского "Петербургские трущобы". Традиция называть Сенную "самым злачным местом Петербурга" жива и сегодня, поэтому большинство высказываний о Сенной носит оттенок пренебрежения и насмешки.

А между тем еще в первой половине XVIII века Сенная, как убедительно доказывает Зоя Юркова, стала фактическим центром столицы. С древности площади возникали на пересечении торговых путей, а Сенная находится именно в точке пересечения въездных дорог Петербурга. Вокруг таких площадей формировались города, а рынок являлся решающим фактором их существования, главным жизненным центром. Поэтому Сенная площадь – это не только культурный феномен, но и важнейшая часть градостроительной структуры. Недаром генеральным планом конца 1930-х годов ей отводилась роль соединительного звена между старым городом и новым социалистическим Ленинградом. А в конкурсе 1953 года на застройку Московского проспекта, в ту пору носившего имя Сталина, она рассматривалась как один из центральных градостроительных узлов города.

Непременным спутником рынка была церковь. Появилась она и на Сенной, построенная местными купцами. Основным же "дателем" был Савва Яковлев, один из богатейших купцов России. Церковь Успения Божией Матери в народе называли Спасом на Сенной. Вопрос, кто из архитекторов построил ее, остается открытым до сих пор и является предметом поисков и споров. Называют имена Андрея Квасова, выдвигалась версия о почерке Растрелли. Зоя Юркова предлагает еще одну версию авторства – архитектор Пьетро Трезини. Несмотря на то что над церковью трудилось множество архитекторов, постоянно достраивая и переделывая ее, она всегда удивляла гармоничностью и цельностью.

Тучи над храмом сгустились еще до войны, когда в 1938 году его вывели из-под охраны государства и исключили из числа памятников. Очевидно, что уже тогда на этом месте предполагалась одна из станций метрополитена. Однако церковь не снесли ни до войны, ни после нее. Выстояла она и в блокаду. Более того, довоенная реконструкция Сенной площади, когда были убраны торговые корпуса, только выявила необычную архитектурно-градостроительную композицию – громаду церкви, уравновешенную маленьким зданием бывшей гауптвахты.

– Пожалуй, краткий период с 1938 по 1961 год можно назвать временем расцвета Сенной, – считает Зоя Юркова. – Если бы не одно "но": площадь превратилась в молчаливое пространство. Сенная перестала быть торговой, она опустела – с нее ушла жизнь...

Когда в Ленинграде стало известно о готовящемся уничтожении Спаса на Сенной, произошло то, чего власти никак не ожидали. В городе, по которому еще совсем недавно прокатился каток "ленинградского дела", возник протест. Скорее, даже не протест – ропот. Люди осмелились на несогласие с властью.

Специалисты и общественность стали писать письма в Ленгорисполком, в Москву. Известный ученый, историк архитектуры В. И. Пилявский настоял на созыве экстренного заседания ученого совета архитектурного факультета ЛИСИ. Ведущие преподаватели факультета и члены ученого совета подписали обращение, направленное министру культуры СССР Е. А. Фурцевой. Вслед за этим Пилявский организовал зимой 1961 года проведение архитектурных обмеров церкви и ее археологическое обследование. Этим занимались аспиранты ЛИСИ Ю. М. Денисов и В. В. Смирнов, а также преподаватель кафедры геодезии П. И. Поляков. Кроме того, они вели фотохронику подготовки храма к уничтожению, самого демонтажа здания и руин после взрыва. Сильное впечатление производят скорбные слова В. В. Смирнова о том, как выглядела церковь незадолго до гибели: "Это стояла простоволосая великомученица, готовая принять терновый венец".

Пытаясь сохранить церковь, ее защитники прибегали даже к таким аргументам, которые были "понятны" и "убедительны" для властей. Так, Ю. М. Денисов подчеркивал, что стоимость только одной разборки здания составит около миллиона рублей, а слом здания приведет к утрате полезной площади более 1700 кв. м.

Все было тщетно – судьба Спаса на Сенной была предрешена. Его взорвали в ночь с 1 на 2 февраля 1961 года. А затем все те, кто организовывал акцию протеста, подверглись показательному разносу. Но интеллигенция продолжала бороться – теперь уже за восстановление церкви. Проект восстановления доминанты Сенной площади еще в середине 1970-х годов разработал архитектор Д. А. Бутырин, многолетнюю борьбу которого за воссоздание храма можно назвать поистине гражданским подвигом.

Сегодня никто уже не спорит, что уничтожение церкви Успения нанесло непоправимый ущерб не только Сенной площади, но и градостроительной структуре города в целом. Но какой же все-таки должна быть Сенная?

– Несмотря на все утраты, площадь сохраняет за собою "центральность", – считает Зоя Юркова. – Сенную нужно сделать местом проведения массовых городских мероприятий – ведь она является крупнейшим транспортным узлом, что даст возможность людям быстро покинуть ее и разъехаться кому куда угодно. Таким образом будет решена проблема Дворцовой площади. В определенные дни и часы на Сенной можно устраивать ярмарки, как это делается сейчас во многих городах Европы. И главное – надо воссоздать знаменитый Спас на Сенной.

Источник: Санкт-Петербургские ведомости

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама