ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Пост: где взять щеки осетра и как не есть людей

Андрей Зайцев :: 07 декабря 2011

Около десяти раз в год православные издания становятся кулинарными книгами или дискуссионными клубами элитных рестораторов. Начинаются или заканчиваются четыре многодневных поста: священники и миряне, журналисты и люди самых разных профессий начинают размышлять о смысле поста, его традициях и сложностях, с ним связанных.

Разумеется, любой разговор о посте невозможен без обсуждения собственно пищевых проблем. Зайдя в любой российский магазин, читатель сразу поймет одну из трудностей российского поста. Наша страна отличается от тех регионов, где были разработаны основные монашеские уставы, включающие в себя и замечания о постной трапезе. Самые известные православные уставы (Студийский или лавры Саввы Освященного, к которому восходит наш Типикон) были созданы в странах с другим климатом, который повлек за собой изменение рациона питания. Так получилось, что часть Петровского поста в этом году я провел в Болгарии: в любом кафе или ресторанчике можно было недорого заказать свежие овощи или рыбу. Для сравнения предлагаю читателям заглянуть в холодильник, чтобы оценить разнообразие рыбы или овощей зимой в России. В качестве утешения могу отметить, что ситуация с рыбой в нашей стране круглый год отличается от средиземноморских стран.

В результате получается ситуация, противоречащая самому смыслу христианского поста. Святитель Иоанн Златоуст в своих проповедях говорил о том, что верующий в пост должен тратить меньше денег и сил на покупку продуктов или приготовление пищи, а излишек средств или времени уделять тем, кто нуждается в помощи. В наших же реалиях получается, что постная пища часто бывает изысканнее и дороже, чем скоромный рацион.

Подобное противоречие между идеей и практикой поста отчасти возникло потому, что в современной России не существует приходского устава или единых общецерковных рекомендаций о посте мирян. Это приводит к тому, что перед каждым многодневным периодом воздержания верующий в индивидуальном порядке решает вопросы с духовником, который в свою очередь опирается на собственный пастырский опыт, состояние здоровья и обстоятельства жизни духовных детей и церковное предание.

В свою очередь история Православной Церкви показывает, что с течением времени длительность и количество постов могла меняться, а строгость и обязательность их соблюдения изменяться для монахов, клириков или мирян.

В качестве примера возьмем недавно начавшийся Рождественский (Филиппов) пост и посмотрим, как изменялась практика воздержания в Древней Руси. Этот период воздержания упоминается в исторических источниках уже с IV века. Первоначально Рождественский пост длился 7 дней, после чего реформой 1166 года по решению Вселенского патриарха Луки Хрисоверга при императоре Мануиле он стал сорокадневным. Стоит отметить, что ограничения этого поста изначально были для мирян менее строгими, чем сейчас. В конце XI века преподобный Феодосий Печерский вводит в Киево-Печерском монастыре Студийский устав, в котором в частности говорится о том, что иноки в Филиппов пост не могут есть "сыр и яйца", поскольку от них отказываются на это время "многие из бельцов". Иными словами некоторые немонахи в этот период ели сыр и яйца. Еще более поразительный пример отличия постовой практики ХI века от современной можно найти в поучении преподобного Феодосия Печерского к киевскому князю Изяславу. Святой Феодосий призывает киевского князя Изяслава воздерживаться от употребления мяса по средам и пятницам, поскольку: "всяк христианин да постится в среду и пяток, бельцы – от мяса, а чернецы – от молочного". Иными словами, в то время от мирян требовалось только воздержание от мясной пищи. В том же поучении святой говорит о том, что мясо по средам и пятницам можно вкушать, "если случится в среду или пяток Господский праздник или святой Богородицы, либо двенадцати апостолов". Сейчас пост в среду или пятницу отменяется только при совпадении с праздником Рождества Христова или Крещения Господня.

Постепенно практика многодневных постов становилась обязательной и для монахов, и для мирян, и ко времени создания "Домостроя" (XVI век) идеальная благочестивая семья мирян постится 4 больших поста без мясного и молочного, но при этом употребляет большое количество круп, овощей, грибов и рыбы. Современному читателю очень сложно читать описание запасов постной пищи в "Домострое", поскольку большая часть продуктов в наши дни является либо баснословно дорогим деликатесом типа щек осетра, либо просто не существует в природе. Точно такие же желудочные спазмы современный христианин постом может испытать, читая описания московской постной трапезы в "Лете Господнем" Ивана Шмелева.

Какие же выходы предлагает Церковь из сложной ситуации невозможности соблюдения поста точно по Типикону? К сожалению, в нашей Церкви нет общецерковного соборного документа, регламентировавшего практику постов для мирян, как нет и единого устава приходского богослужения. Ненормальность подобной ситуации понимали и православные начала ХХ века (достаточно посмотреть записки епископов, священников и мирян при подготовке к Поместному собору 1917-1918 гг.), и современные епископы и священники Русской Православной Церкви. В наши дни идет серьезная дискуссия о необходимости издания приходского устава и изменении практики поста для мирян. Некоторые священники предлагают рассмотреть вопрос о том, чтобы молочные продукты вновь стали бы постными для мирян, но это решение должна принимать Церковь во всей своей полноте. Сейчас же совершенно очевидно, что телесный пост очень важен и в подавляющем большинстве случаев полезен, что заповедь о посте дана Богом и человек не вправе ее отменить. Так что остается православным христианам "поститься постом приятным" и помнить одно из самых известных святоотеческих изречений о том, что главное в пост – "не есть людей".

Источник: Татьянин день

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама