ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Стоит ли христианину вступать в партию "против", или О пользе посещения митингов

Андрей Зайцев :: 12 декабря 2011

На Пасху 1917 года в православных храмах России иногда можно было услышать странные реплики: на восклицание "Христос Воскресе!" отвечали "Россия Воскресе!". В обществе столь сильна была эйфория от Февральской революции, что она передалась и части православных христиан. Философ и публицист Василий Розанов выразил этот процесс кратко и емко: "Россия слиняла в три дня". Последствия "слиняния" продолжались без малого 80 лет, поскольку февраль превратился в октябрь, а новая власть не слишком церемонилась ни с Россией, ни с Церковью, ни с народом.

В декабре 2011 году ситуация несколько отличается от февраля 1917 года, но есть одна общая, очень опасная черта, которая роднит эпохи. Сейчас в нашей стране, даже среди православных христиан, очень сильна партия "против". Порой они даже не могут четко объяснить, против чего именно они против.

В отечественной истории и до событий ХХ века были сотни примеров, показывающих несбыточность мечты членов партии "против" и страшные последствия победы этого движения. Первые русские святые Борис и Глеб отдали свою жизнь ради того, чтобы в 1015 году не устраивать междоусобной борьбы со своим братом Святополком Окаянным, который после смерти князя Владимира вероломно захватил Киев и стал "нелегитимным" правителем Киевской Руси. Борис и Глеб не просто отказываются поднять руку на захватчика власти, но и не сопротивляются убийцам, подосланным Святополком. Конечно, это почти недостижимый идеал святости, а реальная жизнь многих правителей состояла из взаимных убийств, изгнаний, ослеплений, насильственных пострижений в монахи и бесконечной борьбы за власть. Если накал страстей и желание занять место главного "политического деятеля" страны становилось главной движущей силой византийской, древнерусской и любой другой политики, то последствия не заставляли себя ждать. Византия была уничтожена в 1453 году, на Руси был период феодальной раздробленности, который закончился несколькими столетиями монголо-татарского ига, в XVII веке Русь переживала Смутное время, причинами которого также было отсутствие объединяющего начала, и желание во что бы то ни стало свергнуть Бориса Годунова и последующих временщиков.

К счастью, в России почти всегда находились люди, призывавшие в накале политических страстей не забывать о главном – христианской любви, способности услышать другого и избежать кровопролитий. Православные святые почти всегда представляли собой партию "за". Это не означает, что Церковь поддерживает любую действующую власть и закрывает глаза на то, что творится в стране. Незадолго до своей смерти в 1074 году преподобный Феодосий Печерский вмешался в конфликт трех князей – сыновей Ярослава Мудрого: Изяслава, Святослава и Всеволода. В 1073 году Святослав Черниговский захватил Киев, изгнав оттуда старшего брата Изяслава. Феодосий Печерский пишет Святославу "эпистолию", в которой сравнивает поступок нового Киевского князя с убийством Каином Авеля и предательством Иуды. Игумен Печерского монастыря и в личных беседах просит князя Святослава вернуть престол брату и добивается определенных успехов, несмотря на то, что новый киевский князь совсем не расположен делиться властью или добровольно уступать захваченный Киев.

Святитель Тихон, Патриарх Московский, призывал власти к миру в куда более драматичной ситуации: в своем послании, приуроченном к годовщине Октябрьского переворота 1917 года, он просил большевиков прекратить насилие над народом и Церковью и грозил отлучением от Церкви, но при этом не выступал конкретно против новой власти и не призывал к ее насильственному свержению. Более того, в самый драматичный момент Гражданской войны, когда судьба новой власти в буквальном смысле слова висела на волоске, а в распоряжении белых была почти вся территория России, патриарх Тихон обратился к народу с призывом не участвовать в братоубийственной войне и прекратить всякое кровопролитие. В ХХ веке Русскую Церковь и митрополита Сергия многие упрекали в том, что он пошел на недопустимый компромисс с советской властью, однако этот компромисс был продиктован самой логикой отношения христиан к светской власти. Для христианина несвойственно бежать со знаменем на баррикады или участвовать в митингах протеста, если только ситуация в стране не угрожает уничтожением государства или Церкви. В 20-е годы прошлого столетия христиане защищали Церковь и веру иногда ценой своей жизни, но при этом их протест был направлен не против государственной власти как таковой, а против нарушения правителями прав верующих и собственных принципов отделения Церкви от государства и невмешательства во внутренние дела религиозных конфессий.

Уже в новейшей истории, в трагические дни октября 1993 года Церковь выступала в роли примирителя общества, а не поддерживала ту или иную сторону конфликта. В наши дни патриарх Кирилл неоднократно говорил о том, что одна из задач Церкви – объединять общество, несмотря ни на какие политические разногласия. Конечно, христианин может иметь свои политические пристрастия и ходить на разрешенные митинги, но все-таки для верующего человека очень странно быть членом партии "против". Когда–то митрополита Антония Сурожского спросили, должны ли церковные иерархи выступать с политическими заявлениями. Владыка Антоний, который защищал таких разных людей, как Александр Солженицын или митрополит Николай (Ярушевич), ответил, что у православных не хватает "прошколенности" для того, чтобы делать политические заявления.

В нашей стране очень многим людям не хватает этой прошколенности, способности вести диалог и искать компромиссы, а потому стоит подумать, будет ли их появление на митингах способствовать умножению любви. Не является ли агрессивно настроенная толпа проводником некой персонификации зла, попыткой объяснить все беды и неудачи вмешательством внешних сил, которая свойственна любым политикам и многим людям, поскольку она позволяет уйти от ответственности за содеянное и переложить ее на плечи другого человека. Разумеется, все это относится и к власти, которая не слушает своих граждан и объявляет человека с другим мнением оппозиционером или преступником. Диалог необходим с обеих сторон. Если человек не готов искать позитивные формы разрешения конфликта, может быть, лучше посвятить выходной день походу в Церковь, в музей, в кино или на каток, как советует отец Максим Козлов, который "всем митингующим в сердце своем желал, чтобы все они делали вместе с Богом, а не против Него, молился об умирении озлобленных, о вразумлении неразумных".

Источник: Татьянин день

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама