ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Человек, не дошедший до Церкви

Андрей Зайцев :: 14 декабря 2011

Человеческое сердце устроено очень странно. Так бывает, что единственный текст может перевернуть представление о гонителе Церкви и превратить его в противоречивую, но трагическую фигуру, к которой невольно испытываешь сочувствие. Несколько лет назад покойный отец Георгий Чистяков в одной из своих статей сказал очень странную фразу о том, что народовольцы, шедшие к крестьянам в 70-х годах прошлого века, были по своим делам большими христианами, чем некоторые представители Церкви. Это резкое заявление вспомнилось мне после того, как я перечитал одну маленькую статью с довольно типичным для 20-х годов прошлого столетия названием: "Об антирелигиозном воспитании". Ее автором была Надежда Крупская.

Казалось бы, об этом человеке мы знаем практически все: нелюбимая жена Ленина, на поздних фотографиях одетая весьма безвкусно, с некрасивыми чертами лица, до и после смерти мужа активно занимавшаяся вопросами просвещения и ответственная за уничтожение многих книг. (В1923 году при ее непосредственном участии была составлена инструкция для библиотек, согласно которой читатель лишался огромного списка талантливых авторов и целых направлений в литературе, философии, не говоря уже о религии).

Еще при жизни Ленина над Крупской стало модно подшучивать, а иногда и угрожать, говоря, что партия может найти и другую кандидатку на роль вдовы Ленина. Многочисленные рассказы об Ульянове и анекдоты о его жене и Инессе Арманд намертво закрепляют в сознании читателя образ Крупской как женщины не очень счастливой, но при этом достаточно злой и удивительно бесчувственной к культуре или религии. "Варвар, облеченный властью", вымещающий на бедных детях и всей стране свои комплексы и неудачный, бездетный брак. Достаточно вспомнить рассказы и фельетоны Аркадия Аверченко, посвященные ей, чтобы понять, насколько однобоким получался портрет жены вождя.

Между тем, Надежда Крупская совсем не похожа на образ плохой "советской училки" или фанатика революции, напротив, ее судьба может стать очень поучительным примером настоящей женской трагедии.

В ее характере и судьбе с самого начала удивительным образом сочетались внешне невозможные вещи. Родившись в дворянской семье, окончив гимназию с золотой медалью, поступив на Высшие женские курсы, она увлекается марксизмом, и, бросив учебу, уходит преподавать рабочим. Она учит их грамоте и, конечно, занимается агитацией, но много ли в наши дни найдется 21-летних девушек, согласных бросить престижный вуз, чтобы преподавать каким-то люмпенам?

Будучи в молодости весьма красивой девушкой, она постоянно испытывает чувство одиночества, которое, в конце концов, и приводит ее в Церковь: "Зачем мне нужна была религия? Я думаю, что одной из причин было одиночество. Я росла одиноко. Я очень много читала, много видела. Я не умела оформить своих переживаний и мыслей так, чтобы они стали понятны другим. Особенно мучительно это было в переходный период. У меня всегда было много подруг. Но мы общались как-то на другой почве. И вот тут мне очень нужен был бог. Он, по тогдашним моим понятиям, по должности должен понимать, что происходит в душе у каждого человека. Я любила сидеть часами, смотреть на лампадку и думать о том, чего словами не скажешь, и знать, что кто-то тут близко и тебя понимает".

При этом Надежда Крупская воспитывалась в нерелигиозной семье. Будучи 5-6-летнем ребенком она подолгу молилась, что приводило к насмешкам со стороны любимого ею отца. Примерно в эти же годы девочка Надя отказалась выполнить просьбу своего приятеля, "Бори, сына нигилистки княжны Долгоруковой", который попросил плюнуть ее на икону, мотивируя это тем, что его мама говорила, что "Бога нет". Это детское воспоминание, а также насмешки отца оставили глубокий след в сердце будущей жены Ленина: с отцом она просто перестала говорить на религиозные темы, которые были для нее важны, а, став фактически главным педагогом Советского Союза, она неоднократно говорила о том, что нельзя воспитывать антирелигиозность детей с помощью грубых насмешек и кощунств.

По ее собственным словам, "марксизм радикально излечил меня от всякой религиозности". В 90-е годы XIX века девушка нашла в марксизме ответы на те вопросы, на которые ей не смогло дать ответов христианство. Надежду Крупскую всю жизнь беспокоили две главные проблемы: одиночество и поиск способов справедливого устройства общества. Марксизм дал ей возможность почувствовать собственную нужность и значимость и предложил довольно стройную систему улучшения социального устройства в стране. К сожалению, для Крупской религия стала противником в этой борьбе, поскольку, с ее точки зрения, Церковь не облегчала тяжелую жизнь рабочих и крестьян, которую она знала достаточно хорошо.

В ее статьях о педагогике и библиотечном деле, в ее разборах современной ей религиозной и антирелигиозной литературы присутствует неплохое знание основ детской и взрослой психологии, искреннее желание помочь неграмотным людям, а также весьма объективные разборы литературы, до которых весьма далеко современным борцам с религией. В статье "Список книг о религии для политпросветработников" не просто содержится довольно объективный разбор целого ряда популярных и научных текстов, но и говорится о недопустимости вульгарного подхода к вопросам религии. Крупская, в частности, критикует автора, который считал Христа сумасшедшим, а его учение – плодом психического расстройства. Жена Ленина приводит эту оскорбительную для верующего человека цитату и добавляет, что "цитата говорит сама за себя". В статье "К вопросу об антирелигиозной пропаганде" автор дает подробный анализ причин влияния религии на человека.

Конечно, христианин не может согласиться со многими выводами Крупской о роли религии и Церкви в жизни человека, не может забыть того факта, что именно жена Ленина вместе с другими большевиками вырабатывала первые принципы советской цензуры, но, читая ее тексты и знакомясь с ее биографией, невольно испытываешь сожаление от того, что сотни молодых девушек и юношей сейчас, как и в конце XIX века, не могут реализовать свое желание служить людям с помощью Церкви и веры во Христа. Нельзя разбрасываться такими людьми, тем более, что жена Ленина не была в полном смысле слова антихристианкой, достаточно напомнить о том факте, что Крупская обвенчалась с Лениным. Странная и трагичная судьба Надежды Крупской может послужить горьким лекарством от того триумфализма, которым иногда страдает наша Церковь и каждый из нас.

Источник: Татьянин день

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама