Фонд "Московское время" представляет в ЦДХ на Крымском Валу очередную фотовыставку, где наш город запечатлен в двуединстве пространства и времени. В центре экспозиции круговая панорама Москвы, сделанная фирмой "Шерер и Набгольц" почти 150 лет назад в 1867 году со звонницы старого здания храма Христа Спасителя. По экспозиционному замыслу ее следует рассматривать как своего рода путеводитель по выставке, где на 128 постерах изложена история и судьба многих запечатленных на панораме объектов.
* Через 19 лет после съемки, в 1886 году, панорама была издана типографией "И.Н. Кушнеров и К°" на шестнадцати отдельных листах. В последующие годы она многократно публиковалась в различных изданиях. Однако в столь увеличенном виде (в длину 25 метров) панорама демонстрируется совсем недавно. И в этом заслуга фонда "Московское время". Панорама имеет историческую экспликацию, где расшифрован 101 объект, помеченный на ней цифрами. К сожалению, подробного описания панорамы, несмотря на ее очевидное для города историко-культурное значение, до сих пор не было. Этот пробел в москвоведении восполнило издание двухтомной книги-альбома "Московская панорама", подготовленной фондом. Концепция книги нашла свое отражение в выставочной экспозиции. Объекты панорамы, как отмеченные цифрами в оригинале, так и выбранные по усмотрению составителей экспозиции, представлены на специальных постерах фотографиями, которые разделены во времени значительным интервалом. Когда фотографии еще не существовало, были картины, рисунки, гравюры, литографии ими составители широко пользуются. На 128 постерах размещено более пятисот фотографий. Все изображения подробно описаны, с обязательным указанием времени, к которому они относятся. Прекрасно составлены пояснительные тексты, где отображена краткая история объекта и связанные с ним яркие или любопытные события.
Куратор выставки Гелий Павлович Земцов сообщил нам, что если внимательно ознакомиться со всеми 128 постерами, понадобится более трех часов. В его сопровождении мы полюбовались лишь некоторыми московскими достопримечательностями. Сразу оговоримся, что выбор большинства из них был субъективным. Отдать чему-то предпочтение весьма сложно. Каждый постер это крупицы бесценной московской истории.
Начнем с объекта для нашей газеты, безусловно, существенного. Это бывший дом генерал-губернатора Москвы, затем здание Моссовета, а сейчас столичной мэрии. Построен в конце XVIII века (предположительно Матвеем Казаковым) частично из стен бывшего Белого города. Здание дважды горело в 1812 и 1823 годах. В 1939 году его передвинули на 30 метров при реконструкции тогдашней улицы Горького, а ныне снова Тверской. Литография XIX века Ж.-Б. Арну хорошо известна, специалисты, однако, отмечают, что художник несколько приукрасил губернаторский дом, вытянув его в высоту.
Интересно посмотреть на первое здание Московской городской Думы. После учреждения Думы указом царя Александра II депутаты некоторое время размещались на Воздвиженке во дворце Разумовских-Шереметевых. Сейчас это здание принадлежит Управлению делами президента РФ. Нельзя не сказать и еще об одной Думе Государственной. Когда-то на ее месте в Охотном ряду стояла церковь Параскевы Пятницы, разрушенная в 1928 году, сильно мешала новой градостроительной политике. Церковь была замечательна тем, что в ней каждый год 19 февраля служили молебен в честь освобождения крестьян в 1861 году от крепостной зависимости.
Любопытно посмотреть Сиротский дом Лобковых на Шаболовке, 37. Теперь в старинном особняке размещается здание телецентра. В 1920-х годах инженер Шухов построил в саду дома свою знаменитую башню. Сначала в бывшем Сиротском доме была радиостанция им. Коминтерна. Потом здесь экспериментировали с механическим телевидением, пока в 1938 году не запустили TV, уже нам привычное.
Бабьегородская плотина на знаменитой Стрелке. Чтобы поднять уровень воды в Обводном канале, в нижней части его возвели шлюзы отсюда Шлюзовая набережная. Шлюзы просуществовали 100 лет, надобность в них исчезла со строительством канала Москва Волга. Нет теперь ни шлюзов, ни плотины. А память о них сохранили картинки на постере.
Две больницы Павловская и Яузская. У каждой своя история. Павловскую больницу на одноименной улице возвела Екатерина II в честь наследника своего Павла. Хоть сына и не любила, но исцеление его в подростковом возрасте отметила строительством больницы. Теперь это ГКБ N 4. Первым главным врачом здесь был знаменитый доктор Гааз. Дом богатого промышленника Ивана Баташова еще до революции стал общедоступной больницей. Это здание одно из архитектурных украшений города, возведено на крутых склонах реки Яузы. Многие из нас хорошо знают это сооружение главный корпус в комплексе больницы Медсантруд, известной и как Яузская.
По непонятной причине в исторической экспликации указана всего лишь одна московская церковь церковь в Филях, образец "нарышкинского барокко". Поэтому составители и двухтомного издания, и выставочной экспозиции много постеров посвятили истории московских церквей . При этом не только православных, но и католических, лютеранских. Интересно, даже с детективным сюжетом подана история Малого театра. Нельзя пройти мимо фотографий, рассказывающих историю здания Дворянского собрания. Оказывается, роскошный зал, известный у нас как Колонный зал Дома союзов, раньше был внутренним пространством усадебной постройки. А Казаков перекрыл это пространство, и получился знаменитый зал с колоннами. Правда, в те времена здание было попроще с внешней стороны. Уже потом оно приобрело ампирный вид. И таких историй можно узнать очень много. А самое главное увидеть город глазами прошлых поколений, сравнить, поразмышлять и сделать свои выводы. Выставка "Московская панорама" открыта до 7 января будущего года.
Источник: Тверская 13