ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Русский журнал": Сергей Бирюков. Нужен закон о традиционных конфессиях. (Традиционные конфессии в современном российском обществе.)

20 апреля 2004

События последнего времени - кампания Союза православных граждан против запланированного строительства кришнаитского храма на Ходынском поле в Москве (вылившаяся в итоге в физические столкновения), отмена по суду регистрации московской общины Cвидетелей Иеговы, а также отшумевшие совсем недавно споры о введении в средней школе преподавания "Основ православной культуры" (на основе одноименного учебника) - ставят вопрос о том, нужна ли России конфессиональная политика.

С точки зрения либеральных правозащитников, делающих упор на закрепленные в Конституции России принципы "свободы совести" и секулярного характера государства (С.Ковалев, Л.Пономарев, Ю.Афанасьев и др.), сама постановка вопроса о подобной политике является нонсенсом, поскольку таким образом государство вторгается в сферу духовной свободы и личного выбора граждан. В этом плане они следуют духу либеральной философии XVIII-XIX вв., выводившей сферу убеждений и морали из области интересов государства.

Однако, как показывает опыт второй половины ХХ в., светский характер государства вовсе не предполагает секуляризованного общества, а разделение политики и религии не создает гарантий того, что не станут политизироваться сами конфессии - в силу недовольства своим статусом либо в силу стремления подчеркнуть свою роль в истории и культуре конкретной страны, в том числе и средствами политики. В подобной ситуации государство, отказывающееся от проведения сколько-нибудь внятной конфессиональной политики, сталкивается с большим числом проблем, которые не удается решить обычными политическими средствами.

Между тем опыт Запада дает нам примеры эффективной конфессиональной политики, вполне совместимой с принципом светского государства. И зачастую данная политика направлена на поддержку традиционных для данной страны конфессий без ущерба для остальных. Многие вспоминают при этом государственный характер англиканской церкви в Соединенном королевстве Великобритании и Северной Ирландии, где ее главой выступает сама королева. Достаточно характерен в этом отношении и пример Финляндии, где к числу традиционных конфессий законодательно отнесены не только лютеранская (пятидесятническая), но и православная церковь. При этом понятие "традиционная конфессия" обладает необходимой юридической определенностью: последнее предполагает финансирование государством факультативного обучения основам данного вероисповедания в государственных школах на факультативной основе, а также ряд иных социальных и правовых льгот. Подобные отношения существуют между государством и церковью в Литве (где властями был заключен конкордат с римско-католической церковью) и в Грузии (где существует договор об особых отношениях с Грузинской православной церковью). При этом практически не возникает вопроса о том, что "одни конфессии равны более, чем другие".

Совершенно особый случай представляет собой состояние дел в политико-конфессиональной сфере в России. Еще в 1997 г. Госдумой РФ был принят закон "О свободе совести", содержавший понятие "традиционная конфессия" и причислявший к числу таких конфессий православие, ислам, буддизм и иудаизм. Закон вызвал протесты ряда религиозных организаций (преимущественно протестантских), а также Госдепартамента США и лично госсекретаря М.Олбрайт, усмотревших в нем нарушение принципов "свободы совести" (хотя подобное обвинение выглядит несостоятельным на фоне практики установления правового статуса традиционных конфессий во многих зарубежных странах). Однако главный недостаток закона состоял в другом - в его "рамочном" характере, поскольку содержащееся в нем понятие "традиционная конфессия" не наполнялось никаким конкретным правовым содержанием.

Непоследовательность регулирующего конфессиональные отношения законодательства была дополнена крайней невыразительностью российской конфессиональной политики. Несмотря на свою декларативную идентификацию с православием (реже - с исламом) представителей политического руководства и элиты, никакой последовательной политики в отношении доминирующих конфессий государства не проводилось. Результатами такой "уклончивой" линии стали спонтанная политизация религиозных сообществ (причем православная община не была здесь первой), раскол внутри некоторых из них (достаточно вспомнить острый конфликт внутри мусульманской общины между сторонниками главы ЦДУМ Т.Таджуддина и главы Совета муфтиев Р.Гайнутдина), экспансию тоталитарных сект (наподобие печально известных "Аум синрике" и "Белого братства") в пределы России и ваххабитско-фундаменталистской идеологии (о необходимости противодействия которой уже неоднократно заявляли представители традиционного российского ислама) в пределы России.

Попытки же принять специальный закон, определяющий статус традиционных российских конфессий (инициированные депутатом Госдумы А.Чуевым), пока не имели успеха. Активно выступающие против принятия такого закона либеральные правозащитники, сознательно либо несознательно смешивающие понятия "государственной церкви" и "традиционных конфессий", продолжают демонстрировать свою приверженность двойной морали: выступая против введения факультативного обучения основам традиционных вероисповеданий в школах, они в то же время соглашаются с царящими в большинстве средних учебных заведений специфическим "моральным" состоянием и прогрессирующей криминализацией.

В этой ситуации принятие полноценного законодательства о традиционных конфессиях является, на взгляд автора, насущной необходимостью. Речь при этом идет не о подавлении "нежелательных" вероисповеданий и не об обязательном введении "Закона Божия" в государственных школах, а о правовом регулировании конфессиональных отношений без нарушения самого принципа свободы совести. Кроме того, жизненно необходим диалог между представителями традиционных российских конфессий и диалог между ними и представителями "нетрадиционных вероисповеданий" (исключая тоталитарные секты, действия властей в отношении которых должны опираться на специальные статьи в уголовном законодательстве).

Необходимо и изменение социального имиджа самих традиционных конфессий - в сторону большей открытости, толерантности и более активной ориентации на актуальные проблемы российского общества. Они призваны стать равноправным партнером государственной власти и взять на себя ответственность за решение конкретных проблем, а не просто претендовать на определенные привилегии. В противном случае ситуация идейно-мировоззренческого кризиса в России не будет преодолена и, в свою очередь, не позволит преодолеть все остальные переживаемые страной кризисы.

Русский Журнал , 8 апреля 2004 г.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама