ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Да здравствует елка!

Священник Сергий Круглов :: 29 декабря 2011

28 декабря – знаменательная дата : 76 лет назад в этот день в газете "Правда", являвшейся главной трибуной советского официоза, вышла маленькая заметка "Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!" за подписью П.Постышева.

Ёлка, огоньки, серпантин, игрушки, тщательно сберегаемые во многих семьях из поколения в поколение, праздник доставания их всей семьей из ваты, запах хвои и мандаринов, морозные узоры на окнах, повторяющие узор ветвей... Священный архетип нашего детства, без которого не мыслят себя многие поколения россиян как верующих и празднующих Рождество, так и тех, для кого главный праздник – гражданский Новый год, вошел тем не менее в нашу жизнь относительно недавно.

Впервые украшенная ель как отголосок древних языческих обрядов появилась в Европе в 15-16 веках, по свидетельствам одних историков, в Эльзасе, по свидетельствам других – в Риге. Однако устойчиво живущее в веках христианское предание связывает ее с именем лидера Реформации Мартина Лютера, украсившего еловую ветвь свечками для того, чтобы наглядно показать детям символ милости Божьей – открывшихся звездных небес, откуда на землю в Рождество сошел Господь Иисус Христос.

Окончательно на территории Германии рождественская елка "прописалась" только к середине 18 века, оттуда обычай распространился в других европейских странах, а в России обычай устанавливать украшенную ель связан с именем Петра Великого: насмотревшись на европейские порядки, император указом 1699 года повелел отсчитывать годы на западный манер не от сотворения мира, а от Рождества Христова, и новолетие праздновать не 1 сентября, а 1 января. Однако на протяжении 18 века украшенная рождественская ель была атрибутом разве что народных питейных заведений, и только в начале 19 века она стала появляться в некоторых богатых домах, к примеру, в семье императора Николая I, прежде всего, в Петербурге.

В 1841 году "Северная пчела" писала:

"Мы переняли у добрых немцев детский праздник в канун праздника Рождества Христова: Weihnachtsbaum. Деревцо, освещенное фонариками или свечками, увешанное конфектами, плодами, игрушками, книгами, составляет отраду детей, которым прежде уже говорено было, что за хорошее поведение и прилежание в праздник появится внезапное награждение..."

С этого времени мода на нововведение стала быстро распространяться по России. А первым изображением рождественской ели на картинке стала иллюстрация к гофмановскому "Щелкунчику", который вышел отдельной книжкой в переводе на русский в 1839 году под названием "Щелкун орехов". И для нас с вами герои этой сказки и бессмертная музыка Чайковского тоже накрепко связаны с морозными праздниками...

Украшенная ёлка, символ Рождества, не раз участвовала в бурной политической истории России. Вслед за Ахматовой елка, если б имела дар речи, вполне могла бы повторить: "Я была всегда с моим народом Там, где мой народ, к несчастью, был..."

photosight.ru. Фото: Алексей Устименко

В 1916 году, во время Первой мировой войны и усиления в российском обществе антигерманских настроений, Священный Синод усмотрел в обычае устанавливать и украшать елку вражеское немецкое влияние, и этот обычай был запрещен. А после революции, в 1927 году, в ходе антирелигиозной кампании, Рождество Христово перестало быть официальным праздником, и рождественская елка была объявлена "религиозным пережитком"...

В воспоминаниях верующих тех лет о подпольной жизни Церкви Христовой в сталинском СССР мы нередко встречаем упоминания о том, что Рождество Христово отмечали на дому тайно, при завешенных окнах (как было, например, в известной семье Пестовых), приглашая детей только из проверенных православных семей.

И только в 1935 году, стараниями видного партийца Павла Постышева, писавшего в помянутой нами заметке:

"В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как "левые" загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею...",

украшенная елка была возвращена в дома и детские учреждения, но уже как новогодняя...

Стараниями Постышева и волей Сталина, совершавшего в те годы некоторые популистские жесты, – но мы-то с вами понимаем:, и милующим промыслом Божьим, – как отдушина в чугунном мирке советской материалистической идеологии, как напоминание о чуде на земле, источник которого – на небесах...

В последние 20 лет, после перестройки и прекращения "зажимания" Церкви, праздничная ель переживает своеобразное "еще одно" рождение, снова для многих становясь рождественской. Однако неофитские споры, иногда происходящие в церковных кругах, о том, уместно ли считать эту елку по-прежнему еще и новогодней, можно ли вообще в конце Филиппова поста порадоваться доброму светскому празднику, думается, излишни. В конце концов, как говорит народ, у Бога всего много, и отчего бы одному из рождественских Ангелов не летать не на крыльях, а на санях с оленями, и не иметь румяные щеки, белую бороду и мешок с подарками для детворы?!..

Вечнозеленая ель – символ жизни вечной. Для меня этот символ бывает особо подчеркнут ежегодными наблюдениями за некоторыми нашими прихожанами, которые 31 декабря елку не ставят, а ставят к Рождеству. После Нового года елки в продаже уже не найти, а пластмассовую имитацию ставить не хочется, и прихожане эти нашли очень простой выход: они выходят к подъездам многоэтажек и подбирают елки, вполне еще свежие, выброшенные кем-то по исходе новогодней ночи...

Отработавшая свое мирское предназначение, в обрывках мишуры и дождика, как в похоронном глазете, одинокая, выброшенная на свалку ель – снова приходит в дом, на сей раз православный, и рождается заново, чтобы быть украшенной уже не звездой, а фигурой Ангела, чтобы возвестить новую весть, уже бессмертную: "Христос рождается – славите!"

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама