В этом кратком комментарии высказывается мнение о том, что арест старца Ефрема является незаконным и что соответствующие государственные органы должны немедленно устранить эти незаконные действия в отношении старца Ефрема и наказать виновных. Для полноты анализа, этот комментарий кратко информирует и о правовом статусе Святой Горы Афон и о безосновательности и немотивированном законом характере постановления Совета Апелляционного Суда Афин, на основании которого было вынесено решение о временном заключении старца Ефрема под стражу до суда (с максимальным сроком 18 месяцев).
Для того, чтобы лучше понять всю незаконность проведённого ареста, необходимо сначала объяснить, что Афон обладает статусом самоуправления, в то время как государство располагает [лишь] определенными административными полномочиями, в духовной же, и только, области Святая Гора находится под юрисдикцией Вселенского Патриархата.
В частности, Конституция предусматривает, что Святая Гора Афон: "... в соответствии с её древним привилегированным статусом, является самоуправляемой частью Греческого государства, чей суверенитет остаётся без изменений. С духовной точки зрения Святая Гора Афон находится под прямой юрисдикцией Вселенского Патриархата " (статья №105, пар. №1 Конституции).
"Администрация осуществляется представителями монастырей, которые составляют Священный Кинот " (статья №105, пар. №2).
"Подробное определение статуса Святой Горы и порядок управления изложен в Уставе Святой Горы Афон" (статья №105, пар. №3).
"Точное соблюдение святогорских законных устоев исполняется в духовной сфере под высшим наблюдением Вселенского Патриархата , а в административной плоскости под наблюдением государства, которому также принадлежит исключительное право охраны общественного порядка и безопасности" (статья №105, пар №4).
"Вышеописанные полномочия осуществляются Управляющим, чьи права и обязанности установлены законом" (статья №105, пар №5).
Почему же арест Старца Ефрема является незаконным? Потому что прокурор и полицейские силы самоуправно вторглись и насильственно перекрыли все дороги Святой Горы Афон без предварительного оповещения и сопровождения представителей Священной Эпистасии в нарушение Уставной Грамоты [Святой Горы] и защищаемых Конституцией прав самоуправления Афона.
Конкретнее: метод проведения ареста является прямым нарушением статьи №8 Уставной Грамоты [Святой Горы], которая предусматривает, что "вынесенные судебные решения выполняются по личному приказу Управляющего Святой Горы, посредством его сил управления и в присутствии одного из эпистатов. Протепистат освобождается от присутствия при проведении ареста".
Также нарушена статья №35 Уставной Грамоты [Святой Горы], которая гласит следующее: "судебные органы государства, приступая к делу преследования административных правонарушений или уголовных преступлений на территории Святой Горы Афон, присылают следователя, который обязан без промедления обратиться к Священной Епистасии, чтобы она, по обычаю, послала одного из эпистатов, в присутствии и с помощью которого должны проводиться следственные действия".
Статья же №7, ссылаясь на статью №8, предусматривает, что "... В отношении нарушений общего уголовного законодательства, исключая мелкие нарушения, компетенцией обладает уголовный суд города Салоники", что в свою очередь поднимает вопрос об отсутствии компетенции Совета Апелляционного Суда Афин в произведении суда над Святогорским Монахом. Тот факт, что Управляющий Святой Горы Афон выразил своё сожаление о способе осуществления задержания старца Ефрема, является косвенным признанием незаконности действий совершённых судебными органами Греческого государства, что вызвало обоснованную реакцию единоверной России.
Для полноты анализа следует, наконец, отметить, что прокурор Верховного Суда (Ареопага), как единственный [из чиновников], кто может обжаловать это необоснованное и немотивированное постановление Совета Апелляционного Суда, просто обязан отозвать этот указ, во имя спасения чести Греческого Правосудия и его работников.
Согласно постановлению Совета Апелляционного Суда Афин, приказ о временном содержании под стражей был дан во избежание совершения обвиняемым новых преступлений. В качестве оснований для вынесенного решения упоминаются следующие особые характерные черты действий, совершённых Старцем Ефремом в течение его жизни: а) использование своего статуса Игумена Афонского монастыря мирового масштаба для влияния на политических деятелей и государственных лиц, б) неоднократное совершение действий, противоречащих монашеской жизни и его духовной миссии, и в) нанесение ущерба государственной собственности в особо больших размерах.
Но как раз эти факты и не оправдывают такую крайнюю меру, как предварительное заключение. Наоборот, принятие решения об аресте на том основании, что обвиняемый будет и впредь совершать другие преступления, является необоснованным, потому как не было доказано в суде, что старец совершал какие-либо противоправные действия.
В частности, влияние на политических деятелей не является уголовно наказуемым деянием и до тех пор пока не будет вынесено официальное решение суда, судебный совет не имеет законного основания нарушать презумпцию невиновности и считать само собой разумеющимся то, что игумен Ефрем уже совершил влияние на политических деятелей и государственных служащих, и достиг таким образом незаконного результата. Более того, никакой судебный совет и уголовный суд не имеет права судить Святогорского Монаха за нарушение монашеского уклада и его духовной миссии. Этот духовный контроль является прерогативой правящего епископа Святой Горы, то есть Вселенского Патриарха.
И, наконец, уклон дела в то, что старец Ефрем причинил ущерб государственной собственности в особо крупных размерах, также является незаконным, поскольку это нарушает презумпцию невиновности обвиняемого. Суть судебного разбирательства, которой является доказательство причастности к ущербу государственной собственности, должна быть доказана в ходе суда и не может быть основанием решения о предварительном заключении.
Из вышесказанного становится ясным то, что государство совершило преступление, нарушив Устав Святой Горы Афон, Конституцию Греции и международные договоры.
Основной принцип государственного правосудия и гарантированные Конституцией и международными договорами право свободы человека, и принцип, согласно которому человек не может быть лишён свободы без адекватно мотивированного решения компетентного суда, были нарушены.
Компетентные органы государства должны незамедлительно восстановить легитимность во избежание внутригосударственного самоуправства, привлечения Страны к международной отвественности перед иностранными государствами и, таким образом, потери международного авторитета Страны за рубежом.
Источник: Общество друзей Афона