ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Время средневекового человека

10 января 2012

Около недели назад многие из нас стояли с бокалом шампанского и ожидали, пока часы покажут нам наступление Нового года. Под бой курантов открывалось шампанское, люди говорили друг другу теплые слова, но никто не мог себе представить, как встретить Новый год, если в доме нет ни одних часов.

Без этого маленького предмета жизнь в России остановилась бы – мы не смогли бы успеть на поезд, вовремя прийти в гости или на работу, а между тем, всего 600 лет назад в Европе люди превосходно обходились без часов, и жизнь при этом не останавливалась.

Чтобы отчасти представить себе, как средневековый человек относился ко времени, нужно перенестись в монастырь или очень благочестивую семью, регулярно посещающую богослужения и соблюдающую все посты.

Такая семья может жить отрезками от Пасхи до Пасхи, от одного долгого поста до другого, от одной воскресной литургии до другой, то есть в основе подсчета времени лежит годовой или недельный круг богослужения. В житиях важные события обычно привязывались к крупным постам или двунадесятым праздникам. Во многих обителях монахи уходили в затвор на время Великого поста или жили в отдельных келиях (небольших пещерах или хижинах, расположенных на расстоянии полета камня или стрелы) и видели друг друга только за воскресной литургией. Для древнерусского мирянина год также делился на отрезки, связанные с многодневными постами. Да и в "Лете Господнем" ребенок делит жизнь своей семьи на периоды, связанные с большими церковными праздниками или постами. При таком отношении к жизни сутки представлялись не слишком важным отрезком, и часы были не очень нужны: службы в ближайшем храме начинались примерно в одно время, а о наступлении очередного поста можно было узнать опытным путем или из проповеди. Чтобы собрать армию, требовалось несколько недель, чтобы провести крупный церковный собор – несколько лет.

С церковной службой обычно были связаны и средневековые представления о сутках. Для инока день разделен суточным кругом богослужений, между которыми расположены трапезы, послушания и непродолжительный сон. Если мы откроем древнерусские жития, то увидим, что агиограф обозначает время, когда произошло событие, указанием на богослужение (монахи не должны ходить друг к другу после вечерни, князь приезжает в обитель до или после литургии).

Еще одним способом обозначения времени было разделение суток на день и ночь, но это был не слишком удобный способ подсчета времени: хозяин нанимает себе работника за определенную поденную плату, а тот должен трудиться от восхода до заката. В результате рабочий день был очень неравномерен, что в разные времена года не устраивало обе стороны.

Из этой ситуации было лишь два выхода: платить по-разному за один и тот же труд зимой и летом, либо попытаться поделить сутки на более или менее равные отрезки по времени.

Обычно люди могли ориентироваться на удары церковного колокола, который отмечал начало и конец богослужения, но это также было не слишком удобно. Представим себе ситуацию, что в разных концах города живут Ромео и Джульетта, и они хотят встретиться друг с другом в центре поселения у собора после окончания литургии. Конечно, колокол звучит приблизительно в одно и тоже время, и наши герои могут выйти заранее, но в этот день священник или чтец совершал службу очень быстро или напротив очень медленно. В результате колокол прозвонил раньше или позже. По солнцу тоже не всегда можно было ориентироваться, поскольку могли набежать облака или пойти дождь. Конечно, влюбленные подождут друг друга возле храма, но если речь идет о дуэли, судебном поединке или времени начала работы, то ситуация меняется.

В средние века часто возникали судебные процессы из-за того, что одна сторона упрекала другую в том, что она пришла в условленное место слишком поздно. Поскольку надежных часов ни у кого не было (песочными часами сложно измерить долгие отрезки, а солнечные могут "не работать"), то в качестве эксперта обычно приглашали священника, который определял меру опоздания. Но чаще всего суд просто не мог вынести решение.

Такие же трудности возникали при подсчете равных коротких отрезков времени. До наших дней дошли советы о том, что яйцо всмятку нужно варить после кипения до тех пор, пока человек не прочтет определенное число молитв "Отче наш". Разумеется, такой способ подсчета времени не слишком надежен, поскольку один читает молитвы быстро, а другой – медленно. Опытным путем каждый из нас мог бы установить, сколько молитв ему нужно для приготовления яиц, но это было бы не слишком удобно, так как эту формулу нужно было бы затем пересчитывать под себя.

Еще одним способом подсчета времени была продолжительность горения свечи. На первый взгляд, это более точная единица измерения, поскольку свечи одинакового объема и состава должны сгорать за равный промежуток. Однако, здесь человека также подстерегала опасность – могла попасться некачественная свеча, кто-то мог бы злонамеренно укоротить все свечи, и человек, рассчитывающий на один отрезок времени, в результате получал в свое распоряжение, куда меньше часов и минут.

Этих примеров достаточно для того, чтобы понять главную проблему средневекового времени – его относительность. Конечно, для крестьянина, который посеял хлеб, или монаха, живущего в обители, не нужно было иметь точных часов для своей работы, но если речь шла о торговцах или ремесленниках, то им необходим был более точный механизм контроля за тем, что происходит в течение суток.

Первые механические часы, появившиеся около 600 лет назад, были не слишком точными, имели только часовую стрелку, но это была настоящая революция для средневекового сознания. Время хотя бы внешне стало подконтрольно человеку, и у него, например, появилась возможность поздравить друзей с Новым годом или Рождеством одновременно с миллионами других людей.

Источник: Татьянин день

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама