ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Мусорная история. Уникальную староверческую церковь поглощает свалка

13 января 2012

Старообрядческую церковь Рождества Пресвятой Богородицы не разглядеть с дороги – нет опознавательного указателя, она окружена промышленными застройками, принадлежащими подмосковному городу Лыткарино, а справа от святыни паразитирует мусорное предприятие, на котором работают бензовозы и мусоровозы.

Действующая старообрядческая церковь сегодня большая редкость, эта же относится к старообрядчеству Белокриницского согласия, ее служители чтят все традиции и обычаи древней веры.

Храм – единственное уцелевшее здание на месте старинной деревни Тураево, которое полностью сохранило свой внешний и внутренний облик. Пристанище староверов никогда не закрывалось, даже во времена богоборческой советской власти. Церковь прихожанам очень нужна: они приезжают сюда со всего Подмосковья и даже из Москвы.

В трехстах метрах восточнее Храма располагается Тураевское старообрядческое кладбище – место работы археологов. Здесь обнаружен уникальный комплекс со множеством каменных надгробий. Местные называют это место тураевским Некрополем.

Старообрядцы в этих подмосковных местах поселились давно. Аккуратно блюдут свои традиции, выделяются благообразностью, строгостью.

Люди это сильные не только духом, но и телом. Молодой староста общины Николай Юкин вспоминает:

– Моя бабушка рассказывала: когда отца рожать собралась, до ближайшего роддома целый час шла через лес пешком. Я даже не представляю, как можно столько пройти, если у тебя схватки. Дремучие леса! Сейчас на автобусе и то люди ленятся в церковь доехать.

Николаю тридцать один год. Хотя он из Тураева родом, но не помнит, как мусорка начала окружать церковь. Старообрядцы не возражают: площадка для утилизации отходов на промзоне, которая образовалась во время строительства стратегически важных предприятий в 60-е года минувшего века, нужна, но ведь под нее не обязательно забирать земли, где расположен уникальный памятник истории, культуры и религии.

Теперь буквально к стенам храма подступает зловонная помойка, а летом, когда у дороги начинает работать летнее кафе-магазин "Премьера", его посетители приходят прямо к воротам церкви, чтобы справить "малую нужду".

– Люди покупают пиво, отдыхают, а потом, как дикари, приходят к нашим воротам, – сетует Николай Юкин. – Нас посещают прихожане, священник приезжает из Старообрядческой церкви Николая Чудотворца на Белорусской в Москве, и их это просто шокирует.

Старообрядцам пришлось установить на территории церкви видеонаблюдение, потому что после многочисленных жалоб на мусорщиков служителям стали угрожать. Приехал некто на джипе и в "лучших" традициях "лихих 90-х" пообещал построить на месте деревянной церкви мусорный завод.

– Мы обращались и в Роспотребнадзор, и в прокуратуру, жаловались на хозяев свалки, которая нас убивает, но толку никакого, – рассказывает староста.

С трудом удалось "выпросить" у администрации города установить отопление. До этого топили дровами, что губительно действовало на древние иконы.

На фоне канонических православных церквей, более-менее ухоженных и обласканных финансово успешными прихожанами, выжить старообрядческой церкви трудно. В приходе в основном пожилые люди. Нужна срочная реставрация, нет звонницы, которая пропала после революции.

– Сейчас мы занимаемся проектом охранной зоны, но это будет стоить полмиллиона. Неужели такой памятник в нашей стране никому не нужен?

Справка "РГ"

Старообрядчество – совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной традиции, отвергающих предпринятую в 1650-х – 1660-х патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем церковную реформу. Богослужебная реформа вызвала раскол в Русской Церкви. Приверженцы старообрядчества до 17 апреля 1905 года в Российской империи официально именовались "раскольниками". В XX веке позиция Московской патриархии по старообрядческому вопросу значительно смягчилась. Церковное пение староверов – своеобразная поэзия. Они поют по "крюкам", а не по нотам. Это особый способ написания звуков. Крестятся двоеперстно. Два перста – это особая символика, которая отражает богочеловеческую сущность Христа.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама