Стремление действующего президента Дмитрия Медведева либерализовать законодательство о партиях вызывает самые неожиданные отклики. Глава синодального Отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что РПЦ "позитивно воспринимает перспективу создания христианских или православных партий либо внутрипартийных групп". Нынешний закон запрещает организовывать партии по религиозному признаку, однако отец Всеволод призвал духовенство и мирян подумать о том, какую форму могло бы избрать для себя "политическое православие".
Обращение главы синодального отдела было опубликовано в блоге "Православная политика" в "живом журнале". Этот блог был создан совсем недавно, накануне Рождества. Предполагается, что "Православная политика" будет коллективным блогом, участвовать в котором смогут "только те, кто считает, что православие должно играть большую роль в политической жизни, влиять на общество и государство".
"Похоже, начинается время бурного партийного строительства", констатирует отец Всеволод, подразумевая возможности, которые открывает внесенный 12 января в Госдуму обновленный закон "О политических партиях". Напомним, инициатива, озвученная Дмитрием Медведевым в прошлогоднем президентском послании Федеральному Собранию, предполагает упрощение процедуры создания партий и сокращение числа подписей, необходимых для регистрации.
РПЦ (которая по Конституции отделена от государства, так же как и другие религиозные организации), сама официально удалила духовенство от политики. Прошлогодний Архиерейский собор запретил иерархам и священнослужителям баллотироваться и участвовать в предвыборной агитации. Духовным лицам нельзя состоять в каких-либо партиях. В сущности, РПЦ лишь подтвердила свою позицию – запрет на участие клириков в парламентской деятельности принят еще в начале 90-х, он стал одним из оснований для лишения сана Глеба Якунина, который был и депутатом Верховного Совета, и одним из лидеров "Демократической России".
Всеволод Чаплин отмечает, что при этом церковь отнюдь не возражает против "православно-политической" активности мирян. Основы социальной концепции РПЦ, принятые в 2000 году, гласят: "Существование христианских (православных) политических организаций, а также христианских (православных) составных частей более широких политических объединений воспринимается церковью как положительное явление".
Правда, как признает отец Всеволод Чаплин, "создание партий по религиозному признаку не допускает закон". Пункт 3 ст. 9 закона "О политических партиях" запрещает создавать политорганизации по любым "признакам принадлежности" будь то раса, национальность, профессия или вера. Эту норму пытались оспорить в Конституционном суде в 2004 году, однако КС постановил, что статья не противоречит основному закону.
По мнению представителя патриархии, есть простой выход: "Никто не запретит формировать "православную" или "христианскую" партию без формального упоминания об этом в названии". Тем более что существуют прецеденты, напоминает отец Всеволод: христианские демократы в Европарламенте именуют себя Европейской народной партией, а умеренные политические мусульмане в Турции – Партией справедливости и развития. Однако даже если православная партия и решит "закамуфлировать" себя другим названием, могут возникнуть сложности: по закону "О партиях", упоминание религии запрещено использовать не только в названии, но и в программе партии. В партийной символике не могут присутствовать религиозные символы.
Доцент Центра изучения религий РГГУ Борис Фаликов полагает, что идея отца Всеволода вряд ли может быть воплощена в реальность. "У нас православие слишком тесно сплетено с государством, занимает прогосударственную позицию, сказал "МН" Фаликов. Поэтому идея о том, что может существовать некая самостоятельная "церковная партия", малореальна, и отец Всеволод сам это понимает". По мнению религиоведа, призыв "задуматься о создании православных групп или партий" оказался достаточно громким, но он носит скорее декларативный характер, так же, как и множество ранее сделанных отцом Всеволодом заявлений (например, о необходимости "православного дресс-кода").
Вице-президент Центра политтехнологий Алексей Макаркин в беседе с корреспондентом "МН" отметил, что отец Всеволод справедливо ссылается на европейских христианских демократов: коалиция ХДС/ХСС находится у власти в Германии, Христианско-демократическая партия была в 1940-1980-е годы была одной из ведущих политических сил Италии, сейчас сторонники этой идеологии широко представлены в Европарламенте. "Но христианско-демократическое движение в Европе возникло естественно, и снизу, а не сверху, по воле церковных иерархов, отмечает Макаркин. Позиция этого движения (выступавшего против идентификации церкви с классическим консерватизмом, за мораль, социальную справедливость и свободу) далеко не всегда совпадала с мнением католического или протестантского духовенства; напротив, Ватикан прислушался к мнению христианских демократов и начал процесс обновления католицизма".
Сейчас, по мнению Макаркина, у РПЦ может возникнуть соблазн оформить "политическое православие" политтехнологическими способами. Но, отмечает политолог, проблема в том, что паства РПЦ не является единым целым. "Православные голосуют и за "Единую Россию", и за оппозиционные партии, участвуют в протестных акциях и видят в них "происки Запада", замечает Алексей Макаркин. По его мнению, консервативно-охранительная идеология, которую может предложить РПЦ, вряд ли сплотит верующих, которые придерживаются самых разных политических взглядов. Тем более что такого рода идеологию берет на вооружение и "Единая Россия".
Источник: Московские новости