Старинная латинская пословица говорит – о мертвых либо хорошо, либо ничего. Но в таком случае нам при разговоре о недавно почившем Валентине Русанцове пришлось бы оставить огромный белый экран, но по совести мы сделать этого не можем, потому что временами молчанием предается Бог. Умалчивая деяния этого человека, мы рискуем сделать множество живых душ мертвыми, или оставить мертвыми большое количество душ человеческих, даже не пытаясь возродить их к жизни вечной.
Жизнь Русанцова свидетельствует о том, что даже мученическая кровь не в силах смыть грех раскола, тем более, когда человек ко греху раскола, насилия над церковным единством прибавляет еще и грех извращения, грех насилия над малолетними. Духовное извращение соседствует с извращением половым. Об этом страшно говорить, но, к сожалению, это так.
Когда я бывал в Суздале, то мельком заглядывал в храм раскольников. Я поражался тому мертвому духу, который в нем царит, и той весьма страной извращенческой живописи, которая в нем присутствовала. Явно чувствовалось, что эти люди не имеют духа Божия и православной жизни.
И еще один урок стоит извлечь. Некоторые вполне нормальные благочестивые люди уходили из Православной Церкви, протестуя против недостатков и пороков современной церковной жизни. В результате они сталкивались с недостатками и пороками, стократно превышающими те, из-за которых они покинули Церковь. Это великий урок: бунтом жить нельзя. Можно жить только смиренным молитвенным созиданием.
Некоторые такие драмы разворачивались на моих глазах. В частности – то сообщество, которое было вокруг Василия Лурье. Позднее – уже "иеромонаха Григория", позднее – "епископа". Это были хорошие, благочестивые люди, которые чрезмерно заострились на проблематике экуменизма и, посчитав известные экуменические уклонения необратимыми и смертными грехами против Церкви, дали себя увлечь в самую настоящую секту, в самое настоящее содомитское сообщество в Суздале.
На моих глазах мигрировал Василий Лурье. Пока был жив митрополит Иоанн, он удерживал его на плаву в Церкви своими молитвами, своим пастырским словом и авторитетом. После его смерти Лурье ушел вначале к зарубежникам, куда сманил бедного о.Александра Жаркова, которому это стоило жизни. Он был убит неизвестными лицами, возможно, своими спонсорами. Позднее Лурье объявил его священномучеником.
Но Лурье не ужился и с зарубежниками и в 1999 году эмигрировал к Русанцову. Не секрет, что именно благодаря Лурье суздальцы активизировались и раскрутились. По своим старым диссидентским связям Лурье смог привлечь Глеба Павловского – известного кремлевского пиарщика к раскрутке суздальского проекта. В начале 2000-х годов существовала реальная опасность того, что властные структуры в своей религиозной политике поставят на суздальцев. Но и это дело рухнуло.
В конечном счете Лурье рассорился и с Русанцовым, который со товарищи его обвинили в ереси и имяславии. Тогда Лурье соединился с двумя раскольничьими епископами, рассорившимися с Русвнцовым, и образовал свое церковное сообщество.
Вот она, судьба всех расколов, дробление до атомарной бесконечности. В конечном счете, таким, с позволения сказать, "епископам" угрожает остаться один на один со своим келейником. В свое время на Афоне я встречал такого старостильного "епископа" – Максима, "епископа горы Афонской". Правда, его епископство признавал только его келейник.
Судьба Русанцова – хороший пример того, что бунтом жить нельзя. Протест, доведенный до своего логического конца, приводит к куда большим беззакониям, чем те, против которых протестует бунтарь.
Логика бунта и раскола такова: "Покуда нищий я, браниться стану, и говорить, что худший грех богатство; А став богатым, буду говорить, что нет порока, кроме нищеты". Поэтому хотел бы пожелать читателям "Русской народной линии" никуда не уклоняться. "Пути правые наблюдает Господь, а левые испорчены" (Притч. 4:28).
Источник: РНЛ