РПЦ активно включается в политический процесс – настолько, насколько это ей позволяют действующие законы. Глава синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, выдвинувший на днях идею создания христианской партии, в среду пообщался с блогером Алексеем Навальным, призвал общество обсудить предвыборную статью Владимира Путина, а в пятницу, 20 января, поучаствовал в совместной пресс-конференции с потенциальными участниками религиозного партстроительства.
"Появляются новые возможности. Появляются группы, которые начинают партийное строительство, связанное с религиозными взглядами", констатировал о. Всеволод, приветствующий решение президента Медведева, "снизить планку требований, предъявляемых к политическим партиям". "Лед тронулся, господа", по этому же поводу процитировал классиков другой участник пресс-конференции, председатель Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР) раввин Зиновий Коган.
Напомним, поводом для начала дискуссии о праве религиозных общин на политическое представительство стала заметка отца Всеволода Чаплина в недавно созданном блоге "Православная политика". Как уже отмечали "МН", глава синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества считает, что присутствующий в нынешнем законодательстве запрет на создание партий по религиозному принципу – не препятствие. По мнению отца Всеволода, можно не упоминать религию в названии партии и в ее программе, кроме того, христиане, мусульмане и представители других традиционных конфессий могли бы создать свои группы или лобби в уже существующих партиях, в том числе парламентских. "Верующие люди есть во всех партиях и фракциях, включая КПРФ; среди либералов, правых и левых – и со всеми у нас есть особый контакт, заметил отец Всеволод, выступая в пятницу. – В храме Святителя Николая на Трех Горах, где я служу, есть прихожане, относящие себя к "Яблоку" и к "Правому делу", и представители "Единой России", и "Справедливой России", и компартии. В храме появляются и г-н Чуров, и г-н Навальный". С последним, напомним, отец Всеволод встречался в среду, при посредничестве члена политсовета националистической организации "Русское общественное движение", одного из организаторов "Русских маршей" Владимира Тора.
"Это была инициатива г-на Тора", пояснил на пятничной пресс-конференции о. Всеволод Чаплин. По его словам, оппозиционный блогер Алексей Навальный – "достаточно серьезный, образованный человек, способный к диалогу". "Его репутация как "безумного фюрера" некорректна с моей точки зрения, подчеркивает о. Всеволод. Беседа была достаточно интересной, он изложил свои взгляды на то, что проихсодит после выборов, в том числе свою точку зрения относительно прошедших и будущих протестных акций, которые организует набор движений, в которых он участвует". В целом же, как заметил глава синодального отдела, "стоит в большей, нежели сегодня, степени, развернуть диалог между различными политическими силами, между разными слоями". 17 января протоиерей Чаплин призвал общество начать обсуждение опубликованной накануне предвыборной статьи премьера Владимира Путина. В частности, отец Всеволод счел неслучайным то, что Путин предложил усилить в стране роль гражданского общества.
"Возникает новая стадия политической жизни в целом", заявил в пятницу отец Всеволод и вновь вернулся к своему предложению: создать, а точнее возродить "политическое православие" в России. Представитель патриархии напомнил, что "в 90-е годы были более или менее успешные попытки создать православную или христианскую партию, но в целом эти организации не были мощными, они конфликтовали друг с другом". Лидер одной из самых серьезных православно-политических организаций начала 90-х Российского христианско-демократического движения (РХДД) Виктор Аксючиц готов к возвращению христианских демократов в большую политику. "Члены РХДД были избраны депутатами Верховного Совета, учредили парламентский комитет по свободе совести, подготовили и добились утверждения закона "О свободе вероисповедания", по которому была проведена реформа отношений государства и церкви, перечисляет Аксючиц успехи тогдашнего христианско-демократического движения. По существу был демонтирован режим государственного атеизма, распущен Совет по делам религий, отменены все ленинско-сталинские декреты о взаимоотношениях церкви и государства, а день Рождества Христова стал государственным праздником". Однако "после расстрела Дома Советов в 1993 года партию лишили финансирования, потом по существу запретили, не зарегистрировав". В дальнейшем Аксючиц успел побывать советником первого вице-премьера Бориса Немцова, ныне одного из лидеров либерального протестного движения.
Менее значительная Российская христианско-демократическая партия (РХДП) в 1999 году оказалась в числе соучредителей блока "Единство" ("Медведь"), из которого выросла "Единая Россия", а лидер РХДП Александр Чуев избирался в 3-ю и 4-ю Думы и был вице-спикером.
"В России христианская партия не только возможна, не только необходима, но и имеет место, и нуждается лишь в легализации", заявляет Виктор Аксючиц. Новую политическую силу он хотел бы назвать "Народной партией большинства" (НПБ), что заметим, не самый удачный вариант: можно спутать с движением совсем иного толка, запрещенной национал-большевистской партией (НБП) Эдуарда Лимонова. "Церковь отделена от государства, политические партии независимы от церкви, но из этого не следует, что не может быть честного взаимодействия РПЦ с христианской партией, заявил Аксючиц. Партия будет всячески поддерживать все инициативы церкви".
Если раввин Зиновий Коган высказался одобрительно высказался о создании конфессиональных партий (впрочем, он "сторонник светского объединения евреев религиозных и нерелигиозных"), то зампред Совета муфтиев России Фарид Асадуллин выступил резко против. "Попытка создания партии на религиозной или этнической основе будет носить провокационный характер, к созданию религиозных партий нельзя относиться серьезно", заявил Асадуллин. Впрочем, по мнению главы Исламского комитета России, общественного деятеля и философа Гейдара Джемаля, "неизбежно политический ислам в России встанет на ноги".
"Первая исламская партия – Всесоюзная исламская партия возрождения, возникла еще при Горбачеве, в 1990 году, и я был одним из ее создателей, напомнил Джемаль в беседе с корреспондентом "МН". Потом из этой партии выделилась ее таджикская ветвь, которая участвовала в гражданской войне в республике, а российская ветвь перестала функционировать с началом Первой чеченской войны". После этого возник Союз мусульман России, созданный депутатом Госдумы 2-го созыва Надиршахом Хачилаевым, и который, по словам Джемаля "был попыткой заменить Исламскую партию возрождения" (впоследствии Минюст признал Союз мусульман экстремистской организацией, Хачилаев погиб в 2003 году). "Ислам вообще не является религией в общепринятом на Западе смысле слова, полагает Джемаль. – Это политическая идеология, основанная на теологическом интеллектуальном фундаменте, так же как иудаизм и раннее христианство. Путинская эра заканчивается, мы вновь возвращаемся к тем возможностям, которые были в 90-е, поэтому и политический ислам как способ организации мусульманской уммы, будет востребован".
Источник: Московские новости