ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Огни большой православной партии

26 января 2012

Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин выступил с очередной инициативой общественно-политического характера: церковник обнародовал свои рассуждения о том, возможно ли в современной России создание православной партии? Об этом Чаплин написал в блоге "Православная политика".

Протоиерей упомянул, что, хотя закон и запрещает создание партий по религиозному признаку, можно сформировать партию для православных без упоминания религиозной принадлежности в названии. В качестве примера Чаплин привел христианских демократов, которые называют себя в Европарламенте Европейской народной партией, а мусульмане в Турции представлены Партией справедливости и развития.

По словам Чаплина, Церковь не будет напрямую потворствовать созданию такой партии, однако воспримет появление ее как явление позитивное, "помогающее мирянам сообща осуществлять политическую и государственную деятельность на основе христианских духовно-нравственных принципов".

Протоиерей в своем тексте оценил прошлые попытки создания партии, которая могла бы отстаивать чаяния православных, как не очень удачные. Из ныне существующих организаций он упомянул Конгресс русских общин, Народный союз и "Благодатная Россия", которые еще только готовятся стать партиями, но уже озвучивают христианские идеи.

Мнения.ру пытались оценить инициативу протоиерея Всеволода Чаплина: действительно ли не хватает "православной партии" на современном политическом поле России и возможно ли, что на ее основе сформируется христианско-демократическая сила европейского типа?

Мнение высказывает Валентин Лебедев, председатель Союза православных граждан, главный редактор журнала "Православная беседа"

В новейшей истории России есть практика создания подобных партий. Например, надо вспомнить партию Виктора Аксючица, которая сложилась во второй половине восьмидесятых годов и называлась Российское христианское демократическое движение. Потом ее переименовали в Российское христианское державное движение. У нас также была партия РХДП – Российская христианско-демократическая партия, которую возглавлял Александр Чуев, который дважды был депутатом Государственной думы. Так что партии избирались в федеральные собрания и реализовывали свои планы.

Что касается именно православной партии, то такую партию создать нельзя. В соответствии с постановлением Государственной Думы позапрошлого созыва нельзя создавать ни национальные, ни рабочие, ни религиозные партии.

Такая партия должна иметь несколько другое название, поскольку прямо называться "Православная партия" – это очень высокая ответственность. А, кроме того, партия – это не общество, движение или братство, которое занято просвещением и благотворительной деятельностью. Это политическая организация, которая к тому же является лишь частью общества, в отличие от церкви, которая охватывает людей всех политических убеждений.

Наименование может быть разным, но по сути такая партия необходима, и в этом отец Всеволод абсолютно прав. К тому же нельзя забывать о том, что настоящей консервативной партией, которой у нас так и нет, может быть только партия такого типа. Поскольку настоящей консервативной партии в своем названии и в своей программе необходимо опираться на традиционные ценности, каковыми в нашей стране и в Европе вообще являются ценности, утверждаемые христианством.

То, что в новейшее время правыми партиями называются наши либеральные партии, это совершенно неверно. Либеральные партии – не правые, они левее центра. Такие партии, как "Яблоко" или "Правое дело", не являются правыми, это какая-то ошибка. О чем, конечно, знают настоящие политологи, но журналисты, политтехнологи и члены этих партии упорно продолжают говорить о создании правой либеральной партии. В таком названии есть лишь экономическое обоснование, а в их программе и деятельности существует и социальный, и гражданский, и интеллектуальный уровень. И в этой деятельности либеральных партий никаких коренных ценностей не утверждается. Не ратуют за религиозное образование, например. Тогда как на Западе такие партии, как республиканская, консервативная или ХДС, высказывают традиционную точку зрения в вопросах образования, вооружения, государственного строительства, борьбы с абортами, в том, что связано с постмодернистскими тенденциями в обществе (к примеру, эвтаназия), в отношении к наркотикам. В отличие от либеральных партий, которые в этом смысле правыми никак не являются.

Поэтому когда в нашем обществе говорят о необходимости создания консервативной партии, то в первую очередь такой партией может являться партия православная. Вопрос о названии нужно рассматривать.

Но главное не в этом, а в собрании тех общественно-политических сил, которые могли бы составить такую партию и привнести в российскую политику те ценности, которые хранит Русская Православная Церковь.

Мнение высказывает Владимир Голышев, драматург, публицист

РПЦ сегодня – точная копия ее Синодального предшественника. Как и в 1917 году, церковная бюрократия уповает на Учредительное собрание, в котором ей достанется солидный кусок властного пирога.

В 1917 году церковная бюрократия дружно предала царя и первой присягнула на верность Временному правительству. Чем это для нее закончилось – известно. В этот раз будет тоже самое.

Мнение высказывает Александр Храмов, публицист, активист Русского гражданского союза

Всеволод Чаплин делает заявления примерно раз в неделю. Если можно так выразиться, он выступает в роли церковного шута, и серьезно к его заявлениям я бы не стал относиться. Что касается возможности создания православной партии, то стоит вспомнить, что в начале 90-х годов создавались христианско-демократические партии. Они обладали политическим весом, участвовали в перестройке и в общедемократическом движении. Но потом они самоликвидировались, слились с другими движениями, и больше таких партий не было.

Возможен ли их аналог сейчас, трудно сказать. Во всяком случае с опорой на Русскую Православную Церковь в нынешнем виде он вряд ли возможен, потому что она занимает достаточно консервативные позиции, и я не думаю, что она готова поддержать какую-то политическую силу и вообще готова играть серьезную роль в политике. Если сравнивать с американскими или европейскими церквями, то наша церковь старается держаться подальше от политики и поближе к государству.

Мнение высказывает Иван Климов, социолог

Понятно, почему именно сейчас ведутся такие разговоры.

В обществе есть ощущение, что существующие политические партии не удовлетворяют все текущие запросы россиян. Эта ситуация в принципе похожа на ситуацию, которая сложилась в начале 2000-х, когда появилось множество мелких партий.

Сегодня реально воцерковленных россиян не так много – 15-20%. Это те люди, которые соблюдают все таинства, молятся каноническими молитвами. И эти люди уже "разобраны" по существующим партиям. Потому что все партии так или иначе разыгрывают "православную карту".

Последнее, что необходимо отметить, что этой православной партии необходимо формировать политическую доктрину, что будет крайне непросто. Поскольку, с одной стороны, есть "Единая Россия", у которой уже есть ряд достижений на подобной ниве. С другой стороны – существуют процессы внутри самой церкви. Процессы эти очень неоднозначны: уже есть сформулированная программа, социальная доктрина, но при этом есть внутренние серьезные проблемы, связанные с размыванием ценностного ядра, – есть процессы этического характера, которые для духовного института крайне важны и полезны.

Мнение высказывает Виктор Милитарев, философ, публицист, вице-президент Института национальной стратегии

Cчитаю создание православной партии чрезвычайно желательным. Нашей стране необходима политическая сила, отстаивающая христианские ценности. Другое дело, что одной борьбой с абортами, эвтаназией и содомией мы, разумеется, не можем и не должны ограничиваться. Нужна нормальная европейская социально-консервативная партия типа ХДС-ХСС. Если партия будет всерьез отстаивать ценности свободы и справедливости и не оставит своим вниманием уже, можно сказать, перезревший "русский вопрос№, то она, на мой взгляд, будет просто обречена на массовую популярность.

Организационная база для такого проекта имеется. На мой взгляд – это КРО, "Народный собор", "Русский образ", "Светлая Русь", "Мой двор", инициативная группа Аксючица по созданию Народной партии, Общественная коалиция за восстановление Страстного монастыря, Союз православных братств и другие православные и патриотические общественные организации. В особенности, входящие в Совет православных общественных объединений при ОВЦО. Наше Русское общественное движение готово принять участие в таком проекте, как только он будет заявлен на практическом уровне

Источник: Мнения.ру

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама