ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Время Новостей": Чжао Куанвэй. Религия в Китае будет долгосрочной и массовой. Власти хотят сплотить людей разных убеждений в интересах модернизации

26 апреля 2004

В конце прошлого века министерство внутренних дел Китая запретило деятельность организации "Фалуньгун". За рубежом тут же нашлись люди, которые по незнанию истинного положения дел решили, что китайское правительство обратилось к политике подавления религии. Но за прошедшие пять лет стало ясно, что политика властей Китая в области религии не изменилась. Более того, она значительно продвинулась вперед по пути демократии и правления на основе закона.

Запрет деструктивной секты "Фалуньгун" не был связан с проблемами вероисповедания. Действия этой секты серьезно угрожали нормальной жизни общества. Решение правительства было вызвано желанием гарантировать людям общественный порядок и неприкосновенность -- как душевную, так и телесную. Правительство Китая не раз заявляло, что международная борьба против терроризма никоим образом не может быть направлена против определенной нации или религии, она может опираться только на факты и доказательства.

В декабре 2001 года ЦК КПК и Госсовет КНР провели первую со времени образования КНР Всекитайскую конференцию по религиозной работе. На ней с большой речью выступил тогдашний генеральный секретарь ЦК Компартии Китая и председатель КНР Цзян Цзэминь. В период социализма, сказал председатель КНР, религия носит массовый характер и ее существование будет долгосрочным. Это потребует уяснения как объективных законов развития религии, так и роли религиозных вопросов в международных делах. На этом совещании было подтверждено, что в начале нового столетия правительство Китая будет проводить политику свободы вероисповедания, управлять религиозными делами по закону, ориентировать религию на взаимодействие с социалистическим обществом, отстаивать принципы самостоятельности и самоуправления религиозных объединений.

Таким образом, сейчас китайские власти исходят из того, что религия представляет собой в социалистическом обществе массовое явление, которое еще долго будет существовать в нем и развиваться по своим собственным законам. При этом у неверующих и верующих различных религий есть общие коренные политические и экономические интересы. По сравнению с этими коренными интересами расхождения в идеологии и вере значат предельно мало. Сейчас важнейшая задача Китая -- модернизация страны. В этой ситуации возможна только политика свободы вероисповедания и взаимного уважения между верующими и неверующими, а также между последователями различных религий. Только так можно сплотить людей разных идейных и религиозных убеждений во имя общей цели.

За прошедшие пять лет все китайские религии благополучно развивались самым естественным образом. С ростом открытости в обществе и вследствие нормального прироста населения страны увеличивались и ряды верующих. Возьмем в качестве примера католиков. За пять лет по всему Китаю было построено 700 новых католических храмов, 600 молодых священников были рукоположены в сан, еще три тысячи человек стали монахами католических монастырей. За эти годы крещение в католической церкви приняли более 400 тысяч человек, то есть ежегодно в церковь приходило примерно по 80 тысяч неофитов. В дни церковных праздников католические храмы наполняют многие тысячи верующих, которые принимают участие в богослужении.

Быстрее всех, еще с 80-х годов прошлого века, растет китайская протестантская община. Сейчас число протестантов приближается к 20 миллионам. В мае 2002 года они провели 7-ю всекитайскую конференцию, на которой было решено усилить работу по развитию китайской протестантской теологии, оказанию помощи сельским церквям, ускорению подготовки церковных кадров, а также ориентации усилий верующих на служение людям и обществу, что должно стать одним из способов свидетельствования о Христе.

В Китае живут люди 56 национальностей. Если среди ханьцев, то есть собственно китайцев, доля верующих сравнительно мала, то среди национальных меньшинств, общая численность которых превышает 100 миллионов человек, верующие составляют примерно половину. Среди них больше всего мусульман -- примерно 18 миллионов человек, основная их часть компактно проживает на северо-западе страны. В настоящее время в Китае насчитывается более 30 тысяч мечетей, из них 23 тысячи сосредоточены в окраинном Синьцзяне. Реализация политики свободы вероисповедания в западных провинциях и автономных районах получила новый импульс в рамках правительственной стратегии "большого освоения западных районов".

Православных среди китайцев крайне мало, всего около трех тысяч человек. В основном это потомки русских эмигрантов, проживающие близ границы с Россией в северо-восточной провинции Хэйлунцзян, и этнические русские, живущие в пределах западного Синьцзян-Уйгурского автономного района.

Самые распространенные массовые верования в Китае -- это буддизм и даосизм. В последние годы все приезжавшие в Китай иностранцы могли видеть как в лесистых горах, так и в городах и селах сходную картину -- множество верующих воскуряют благовония и отбивают поклоны в местных буддистских или даосских храмах. Все храмы подновлены, сияют блеском и великолепием, многие из них постоянно расширяются и реконструируются.

Вместе с успехами в религиозной сфере за последние годы проявились и новые проблемы. Так, наряду с нормализацией ситуации вокруг традиционных конфессий наблюдается возрождение примитивных религий некоторых национальных меньшинств. Кроме того, оживляются небуддистские и недаосские, а также только уподобляющиеся буддизму и даосизму, народные верования ханьцев. При этом открытость Китая внешнему миру приводит к тому, что на китайцев уже оказывают влияние некоторые проникающие из-за рубежа формы верований (имеются в виду прежде всего верования, распространяемые в КНР общинами Тайваня и китайцами из Юго-Восточной Азии. -- Ред.). Тут и поклонение божкам богатства, и культ почитания местных божеств, и ношение различных амулетов и оберегов. Ловкачи уже пользуются этим для собственного обогащения, некоторые идут и на прямое нарушение закона. Это не может не беспокоить китайское общество и его научные круги.

«Время Новостей», 26 апреля 2004 г.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама