Сергей Александрович Попов, родился в Москве, в 1949 году. 1971 – окончил Московский горный институт. С 1973 по 1990 на партийной работе. Кандидат политических наук. С 2000 по 2001 председатель Центрального исполкома партии "Единство". С 25 декабря 2000 – Представитель в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от администрации Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. С 2003 года - депутат Государственной Думы РФ. Председатель Комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций.
Щипков А.В.
Сергей Александрович, какое структурное оформление, на Ваш взгляд, получат государственно-церковные отношения второго президентского срока? Будут ли новшества?
Попов С.А.
Об основных направлениях стратегии Президента России вы сможете узнать из его ежегодного послания Федеральному Собранию РФ, которое прозвучит уже скоро. Из заявлений самого Президента вы сможете узнать и о позиции в сфере государственно-церковных отношений.
Щипков А.В.
При Министерстве Культуры создан Департамент по национальным вопросам. Возможно ли ожидать появления аналогичного департамента по религиозной проблематике, или сохранится межведомственная Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве?
Попов С.А.
Комиссия при Правительстве РФ сохранится. Она сохранится, в том числе и благодаря усилиям думского Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций. От имени Комитета было направлено письмо в адрес Правительства РФ с просьбой о сохранении Комиссии. Надеюсь, что плодотворная работа Комиссии (в связке с российскими законодателями) позволит решить массу накопившихся задач и проблем в сфере государственно-церковных отношений.
Департамент по религиозной проблематике при Министерстве Культуры РФ, аналогичный созданному Департаменту по национальным вопросам при этом же Министерстве, насколько я знаю, создавать не собираются, так как необходимость создания специальной структуры отсутствует. На сегодняшний день существует две Комиссии, в компетенцию которых входят вопросы государственно-конфессиональных отношений – это Комиссия при Президенте РФ и при Правительстве РФ. Необходимость клонирования подобных структур отсутствует, так как все принципиальные стратегические направления в обсуждаемой нами области определяются и очерчиваются в рамках этих органов.
Щипков А.В.
В мае 2004 года запланировано провести парламентские слушания по проблемам реализации действующего законодательства о свободе совести. Какие вопросы будут подняты, и какие ожидаются результаты? Как будет построена работа Комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций и какие задачи предстоит решать в первую очередь: вопросы налогообложения, формы собственности на землю, проблемы реституции?
Попов С.А.
Мы внимательно изучаем ситуацию, сложившуюся в данной сфере на сегодняшний день. В первую очередь – это анализ работы действующего российского законодательства в этой области. В скором времени, действительно, будут проведены парламентские слушания, в процессе которых мы хотим обсудить вопросы и имеющиеся проблемы. Диапазон вопросов довольно широк, ведь жизнь конфессий, кроме чисто религиозно-обрядовой включает в себя хозяйственную, благотворительную, просветительскую деятельности, следовательно, существует много нюансов, сложных моментов, требующих более детального разъяснения на законодательном уровне. Конфессии сегодня существуют в условиях общегражданской правовой, экономической, политической действительности.
Что касается непосредственно проблем налогообложения, форм собственности на землю, реституций, - то они не входят в компетенцию Комитета ГД по вопросам общественных и религиозных организаций. В Государственной Думе есть профильные комитеты, занимающиеся данными проблемами и к ним наш Комитет постоянно обращается с просьбой рассмотреть упомянутые вами вопросы. Мы будем работать с профильными комитетами ГД в режиме рабочих плотных консультаций и, конечно же, информировать читателей "Религии и СМИ" о происходящих в Думе процессах законотворчества.
Так или иначе, первоочередная задача – проведение самых широких консультаций со всеми заинтересованными сторонами, определение единой консолидированной позиции и последующее обсуждение её в Высшем законодательном органе страны.
Что же касается нашего Комитета, то он готов всячески способствовать регулированию вопросов церковно-государственных взаимодействий в правовом аспекте, в целях их гармоничного сосуществования. В настоящее время многие юридические вопросы не достаточно проработаны – и надо это признать со всей ответственностью. Не проработаны с учётом веяний времени и специфики темы. Наша задача - найти адекватные юридические и правовые решения.
Щипков А.В.
Предложения ввести религиозное образование в средней школе вызвало в обществе противоположные реакции. Бывшее Министерство образования ежеквартально выпускало противоречивые документы то "за", то "против". Возможно ли, на ваш взгляд, придти к консенсусу?
Попов С.А.
О религиозном образовании, в виде специально введённого в школьный курс предмета, речи пока не идет. Россия - светское государство. А в странах светских и многоконфессиональных надо учитывать все исторические, культурные и национальные особенности. Но факультативное изучение предмета "Основ православной культуры" в свободное от обязательного учебного процесса время и по желанию родителей вполне допустимо. В целом ряде российских регионов на таких условиях этот предмет уже введён.
А "противоположная реакция" со стороны отдельных общественных представителей на введение религиозного образования, упомянутая Вами, свелась к кампании очернительства РПЦ и абсолютно безосновательных нападок на историю нашей страны со стороны т.н. некоторых "правозащитных центров и фондов", пытающихся навязать свою спорную во многих отношениях точку зрения. По крайней мере, объективного обсуждения этого вопроса с их стороны пока не последовало. Всё происходит на уровне заезженных штампов, стереотипов, передёргивания фактов и некорректных аналогий.
Щипков А.В.
Сергей Александрович, какова судьба проекта Закона о митингах и шествиях? Крестные ходы и водосвятные молебны вне стен храма теперь будут приравниваться к политическим уличным акциям? Не выглядит ли это, мягко говоря, абсурдным?
Попов С.А.
В настоящее время Дума активно работает над поправками к проекту закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании". Уже поступили поправки от Президента РФ и Правительства. 28 апреля в Думе будет проведён Круглый стол по обсуждению различных вариантов поправок (достаточно сказать, что депутаты Государственной Думы представили их более 350-и) и корректировок. Пока же действует рабочая группа, принимающая поправки до 30 апреля. После майских праздников, депутаты нашего Комитета обсудят эти варианты поправок и придут к единому варианту. Мы уверены, что в итоге Закон станет выглядеть значительно демократичнее.