В Мюнхене состоялись торжества по поводу прославления святого новомученика Александра Мюнхенского. Так теперь следует называть Александра Шмореля, члена антифашистской организации "Белая роза", который вместе с другими участниками группы антигитлеровского сопротивления были казнены на гильотине 13 июля 1943 года. Тогда ему было всего 25 лет.
Александр родился в семье обрусевшего немца, врача Гуго Шмореля и дочери священника Наталии Введенской в Оренбурге. Мать его умерла от тифа год спустя после родов и мальчика вырастила глубоко верующая няня Феодосия Лапшина. Александр, который вместе с отцом и родственниками эмигрировал в Германию, всегда считал Россию своей истинной родиной, исповедовал православие, изучал русскую литературу.
Решение о прославлении Александра Шмореля было принято Русской православной церковью за границей (РПЦЗ) еще в 1990-е годы, но реализовано лишь сейчас.
Для этого мы сами должны были проделать определенный духовный путь, сказал "Известиям" протоиерей мюнхенского Кафедрального собора Николай Артёмов.
По его словам, необходимо было проделать предварительную церковную работу написать икону новомученика Александра, составить его житие и соответствующую службу.
На одной иконе можно увидеть Александра в белом врачебном халате (он учился в университете на медицинском факультете) с крестом и белой розой, которые являются символами его мученичества. На другой он держит свиток с цитатой из последнего письма, написанного родным из тюрьмы на русском языке: "Все сие несчастие было необходимо, чтобы открыть мне глаза... Радуюсь всему и благодарю Бога за то, что мне было дано понять указание перста Господня... Одно особо влагаю в память вашего сердца: Не забывайте Бога...".
Подготовка на церковнославянском и немецком языках текста "Службы святому мученику Александру, от нацистов безбожников убиенному во граде Мюнхене" стала, по словам священника Артёмова, "соборным творчеством". Над ним трудились он сам и другие члены мюнхенского клира, архиепископ Берлинский и Германский Марк.
В службе повествуется о жизни и смерти святого. Говорится о его нежелании брать в руки оружие или просить гитлеровский режим о помиловании. Есть в тексте и цитаты из листовок "Белой розы". В них, в частности, сказано о Гитлере как о пришедшем антихристе.
Я думаю, церковь была для него частью родины. Такой же, как русский язык, как любимый им Достоевский, сказала "Известиям" племянница Шмореля 55-летняя Алекса Буш, которой о родственнике рассказывали мать и бабушка. Благодаря вере он был таким свободным и независимым.
Торжественная служба прошла в новом православном Кафедральном соборе Мюнхена, расположенном на южной окраине города рядом с тюрьмой Штадельхайм, где Александр провел последние месяцы жизни, и кладбищем "Ам Перлахер Форст", где он был похоронен. В службе приняли участие митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин, архиепископ Берлинский и Германский (Московского патриархата) Феофан, епископ Штутгартский Агапит (РПЦЗ) и архиепископ Берлинский и Германский Марк (РПЦЗ).
Православная церковь знает два рода прославления: местное и всеобщее, пояснил архиепископ Марк. Мы совершили местное прославление, которое может, но не должно разрастаться во всеобщее.
Это означает, что в других епархиях РПЦЗ и РПЦ об Александре Шмореле пока будут продолжать служить панихиды, как и о других умерших. В Берлинской же епархии будут молиться ему самому на молебнах и могут посвящать ему храмы, писать иконы и составлять службы. Местное почитание может превратиться в общецерковное, только если комиссия по канонизации предложит Синоду РПЦ прославить святого в пределах всей церкви.
Источник: Известия