ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Религия в школе: у них и у нас

Антон Леонтьев :: 13 февраля 2012

Обучение основам религиозной культуры в светских школах является одним из главных способов вернуть в систему образования воспитательный компонент – к такому выводу пришли участники пресс-конференции, посвященной обмену опытом по преподаванию религиозных дисциплин в России и Литве.

Открывая пресс-конференцию, председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион особо отметил, что в Литве уроки религии преподаются в течение всех десяти лет обучения детей в школе. В этой стране имеется большой опыт ведения религиозных дисциплин.

Гость из Литвы архиепископ Каунасский Сигитас Тамкявичюс рассказал журналистам, что еще в 1990-е годы там началось обсуждение возможности вернуть религию в школу. Многие учителя проводили уроки религии и до официального на них разрешения, их не пугала даже угроза тюремного заключения – в Литве были сильны национальные религиозные традиции. Митрополит Иларион, в свою очередь, рассказал собравшимся, что и сам архиепископ Сигитас Тамкявичюс провел несколько лет в лагерях. "В 1983 году, при Андропове, его арестовали, и он стал "узником совести"", – сказал митрополит Иларион.

Так как накоплен большой опыт, сейчас в Литве уже хватает квалифицированных школьных преподавателей основ религии. Специалистов готовят в университетах, а те, кто имеет теологическое образование, могут закончить специальные педагогические курсы и работать в школе.

– Преподавателями работают как священники, так и миряне. Чаще всего, как и в России, в школах работают женщины, – рассказал архиепископ Сигитас. – У родителей и детей есть выбор: посещать уроки религии или светской этики.

По его словам, всего не менее 52 % детей выбирают основы религиозной культуры, а в младших и средних классах, с 1-го по 6-й, религию хотят изучать 70–80 % учащихся. Обязательным в государственных школах является один урок религиозной направленности либо светской этики в неделю во всех классах. В частных школах таких уроков может быть и два, но оплату работы педагога за второй урок в этом случае берет на себя Церковь.

– Право изучать в школе основы своей религии имеют все традиционные конфессии, – пояснил архиепископ Сигитас.

Но, так как 80 % населения исповедуют католицизм, подавляющее большинство школьников выбирает для изучения именно эту религию. В некоторых школах, если находится достаточное количество желающих, есть примеры, когда дети изучают и Православие. Представителей других конфессий в Литве совсем немного, поэтому курсы других религий в школах преподаются крайне редко. Людей православного вероисповедания в Литве, по словам архиепископа Каунасского, около 5 % процентов, то есть примерно половина от всего русскоязычного населения.

При этом архиепископ особо отметил, что попытка преподавания религиоведения в Литве не прижилась. Разговоры о том, что дети должны изучать разные религии одновременно, конечно, были, но и родители, и учителя, и общественность все же пришли к мнению, что главное – это познание собственной идентичности, возвращение к своим корням.

– Это позволяет, как показала практика, адекватно оценивать и относиться к другим религиям и избежать конфессиональной вражды, – заявил архиепископ Сигитас. – Иначе у человека будут знания, но не будет веры, личного нравственного опыта, – подчеркнул он.

По мнению католического архиепископа, более чем десятилетний опыт преподавания религии в школе помог прихожанам храмов стать гораздо более грамотными в духовных вопросах, внимательнее воспринимать богослужение; в Церковь приходит теперь гораздо больше молодых людей.

По мнению митрополита Волоколамского Илариона, тема преподавания религии в светской школе является важнейшей и для Католической, и для Русской Православной Церкви, поскольку "это напрямую затрагивает проблему сохранения христианской идентичности подрастающим поколением". Он заявил, что преподавание основ религии в течение всего одного года в 4-м классе явно недостаточно.

– Мы приветствуем эту инициативу как первый шаг, но будем работать, чтобы в сетку учебных часов включалось бы больше уроков о религии, – подчеркнул владыка.

Владыка Иларион вспомнил и о своем собственном опыте преподавания религии в русской школе в Литве в 1990-х годах. Ему довелось преподавать во всех десяти классах.

– Везде был большой интерес к этому предмету, – отметил он. – Этот первоначальный опыт очень много для меня значил и, прежде всего, открыл совершенно неоспоримый факт: в каждом классе и в любом возрасте преподавание религии очень актуально и значимо.

– Ученики, конечно, очень по-разному воспринимали то, что я говорил, – рассказал митрополит Иларион. – Дети начальных классов все воспринимали с радостью, но из-за особенностей их возраста уроки напоминали скорее развивающую игру, чем лекцию. Ученикам с 4-го до 8-го класса я рассказывал об истории Церкви, о Евангелии. Эти рассказы воспринимались очень хорошо. Со старшеклассниками было, конечно, труднее всего, так как нужно было отвечать на их многочисленные вопросы, в том числе вопросы нелицеприятные и провокационные. Но как дети, так и юноши и девушки нуждаются в том, чтобы им рассказывали о религии, об основах христианства и христианской культуры, – заключил митрополит Иларион.

Представитель Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви Герман Демидов рассказал журналистам о трудностях, с которыми сталкивается внедрение в российских школах курса "Основы религиозной культуры и светской этики" (ОРКСЭ).

Главными из них по-прежнему остаются вопросы подготовки учебных пособий и преподавателей. В Русской Церкви считают важным добиться, чтобы учителя, которые будут преподавать религию в школе, проходили бы не только профессиональную аттестацию в Министерстве образования, но и особую конфессиональную аттестацию.

– Так как курс теперь будет преподаваться в течение всего учебного года в 4-м классе, то потребуется дополнительная доработка уже существующих учебных пособий и разработка новых, – сообщил Герман Демидов. – Ранее планировалось преподавать ОРКСЭ в последней четверти 4-го класса и первой четверти 5-го. Но теперь такая явно неудачная с точки зрения педагогики инициатива пересмотрена: курс будет изучаться в течение одного года.

Также Герман Демидов обратил внимание на статистические данные, которые были собраны социологическим центром Российской академии государственной службы в 2010 году, когда эксперимент по преподаванию ОРКСЭ только начинался. 60,2 % родителей относятся к введению этого курса положительно, 31,3 % – скорее положительно. Также "за" высказалось большинство педагогов (положительно – 71,7 % и скорее положительно – 26,3 %). Среди учеников 42,1 % опрошенных изучали в ходе эксперимента модуль "Основы светской этики"; 30,6 % – "Основы православной культуры"; 20,0 % – "Основы мировых религиозных культур"; 5,2 % – "Основы исламской культуры"; 2,0 % – "Основы буддийской культуры"; 0,1 % – "Основы иудейской культуры".

В ноябре 2011 года замминистра образования и науки Игорь Реморенко на заседании Общественного совета Минобрнауки РФ привел данные, согласно которым модуль "Основы светской этики" выбрали 42 % семей; "Основы православной культуры" – 30 %; "Основы мировых религиозных культур" – 18%; "Основы исламской культуры" – 9 %; "Основы буддийской культуры" – 1 % и "Основы иудейской культуры" – менее 1 %.

Источник: Православие.ру

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама