ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Фальшивые протоколы, или Как сон разума рождает чудовищ

Андрей Зайцев :: 13 февраля 2012

В конце XIX века в Париже доживал свой век искусный подделыватель завещаний и иных исторических документов по имени Симонино Симонини. Однажды он встретился с представителем русской разведки полковником Рачковским и передал его помощнику, придуманные им протоколы собрания раввинов на кладбище. Протоколы содержали в себе рассказ о всемирном заговоре евреев и их желании господствовать над всем миром.

Для того, чтобы понять причины успеха "Протоколов сионских мудрецов", одну из версий создания которых и рассказывает Умберто Эко в романе "Пражское кладбище", стоит вернуться в европейское Средневековье.

Представьте себе небольшой европейский город, служба в храме только что закончилась, и народ решил послушать одного из популярных проповедников – это нищенствующий монах, способный интересно говорить крестьянами и мелкими горожанами. Инок начал свою проповедь эффектной историей: "В одном городе жили иудеи, из страха перед христианами внешне приняв крещение, внутри же оставаясь последователями своей веры. Однажды накануне еврейской Пасхи они обманом заманили маленького мальчика-христианина к себе в дом, убили его, а кровь использовали для приготовления своей пасхальной трапезы". Возбужденная толпа слушателей уже готова растерзать злодеев, но проповедник не унимается и рассказывает еще одну не менее драматичную историю: "Один священник, споря с иудеями о вере, сказал, что в его сердце находится Христос. Коварные собеседники, желая проверить правоту его слов, убили христианина, и действительно нашли в его сердце Младенца, который немедленно воскресил священника". В зависимости от настроения толпы проповедник мог завершить эти истории хэппиэндом, в котором евреи истинно обращаются ко Христу, а мог, напротив, сделать вывод об их коварстве и о том, что они притворно принимают христианство.

В Средние века антииудейские выпады особенно усиливалась во время моров, поскольку самым распространенным обвинением в этот момент было отравление колодцев, которое якобы совершили евреи.

Чаще всего нападки на них были связаны с желанием не отдавать долги своим кредиторам (евреи были чаще всего ростовщиками, поскольку христианам запрещалось давать деньги в рост единоверцам) или обогатиться, присвоив себе имущество нехристиан.

Вместе с тем отношения христиан и иудеев в Средние века далеко не всегда носили характер взаимной войны, напротив. Именно погромы или антихристианские действия были скорее свидетельством кризиса цивилизации во время крестовых походов, эпидемий или расцвета инквизиции. В остальное время христиане и иудеи вполне могли мирно сосуществовать друг с другом, а иногда евреев даже ставили в пример: средневековые проповедники могли рассказать историю об иудее, который останавливал проигравшего в азартные игры христианина от кощунств.

Резкая перемена в отношениях произошла уже в позднем Средневековье, не в последнюю очередь благодаря усилиям инквизиторов. В конце XV века перед испанскими инквизиторами встала настоящая проблема: им необходимо было убедить королеву Изабеллу устроить гонения на иудеев, однако инквизиторы могли преследовать только еретиков, то есть отступников от христианской веры. Ни мусульманин, ни иудей не мог быть объявлен еретиком, поскольку он не был христианином, а потому испанские инквизиторы сперва приложили много усилий, чтобы иудейская община приняла крещение, и лишь затем, пользуясь доносом, стала жестоко преследовать евреев-христиан, которых обвиняли в тайном следовании своим обрядам.

Однако вернемся к "Протоколам...", о которых рассказывает Умберто Эко. Впервые они были опубликованы в России известным писателем Сергеем Нилусом в втором издании его книги "Великое в малом". Автор публикации весьма туманно рассказывал об источнике этих протоколов, но выдавал их за подлинные документы одного собрания иудеев, якобы произошедшего в Париже в конце XIX века.

Как показала дальнейшая история, желающих признать всемирный заговор было достаточное количество и в России, и в Европе. Одним из них был Гитлер, чей разум давно поверил в страшных чудовищ. Причиной этой веры была не только фальшивка, созданная Симонино Симонини (не будем уходить от романа Эко), которая за сто лет стала несомненным фактом политической или идеологической литературы. Текст "Протоколов..." нашел своего благодарного читателя, которому было не слишком интересно, насколько подлинны те документы, которые он читает на русском или иных языках. Еще в начале 90-х годов прошлого столетия находились люди, передававшие друг другу ксерокопии "Протоколов...". Они верили, что правдивость текста подтверждаются совпадениями с окружающей действительностью. Фальшивые протоколы попали на очень благодатную почву страхов конца ХIX века, когда казалось, что привычный уклад жизни полетит в пропасть. Сработала средневековая схема поиска врага, которая помогла некоторым людям сохранить устойчивость собственного сознания. Если посмотреть православную публицистику в России начала и конца ХХ века, то можно найти множество рассуждений о том, что падение нравов и скорый конец света или война связаны с происками внешних врагов.

Для Симонино Симонини создание фальшивки было способом заработать денег и удовлетворить бушевавшую в нем ненависть к любому чужаку (от австрийца до коммуниста), для читателей Нилуса или других публикаторов "Протоколов..." это стало окном в "дивный, новый мир", в котором решались все их проблемы, а ненависть оправдывалась. Слишком просто было бы разрушить эту картину мира, просто говоря о том, что "Протоколы..." являются фальшивкой, а их создатель – гнусным мерзавцем. Образ врага живет в голове, а не в тексте "Протоколов". Создатель фальшивки лишь проманипулировал страхами людей, которые обостряются в кризисной ситуации, приводят к поиску врагов, на которых так легко переложить вину и добиться мнимой разрядки. Психологически "Протоколы" для некоторых остаются реальностью – в этом и кроется их самая большая опасность.

Источник: Татьянин день

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама