ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Хранительница древнерусской культуры

Маргарита Щепетова :: 15 февраля 2012

Москвичи и гости нашего города с восторгом любуются бережно сохраненным историческим наследием Москвы. Но мало кто знает о работе реставраторов и историков, сохраняющих и воссоздающих буквально по крупицам уникальную память нашей столицы. Хочется рассказать о Галине Павловне Чиняковой, заведующей сектором научной библиотеки Федерального государственного учреждения культуры "Всероссийское музейное объединение "Государственная Третьяковская галерея". За воссоздание росписи храма Софии, Премудрости Божией у Пушечного двора, что на Лубянке, Галине Павловне была присуждена премия города Москвы в области литературы и искусства.

Казалось, сама судьба вела Галину Чинякову в мир искусства и живописи. Папа с раннего детства водил на выставки, а в 6 лет привел маленькую Галю в Третьяковскую галерею, где сегодня она – один из ведущих сотрудников. Она вспоминает, как шли через мосты от "Библиотеки Ленина" смотреть картины Васнецова и русских мастеров пейзажа. Эту любовь к русской живописи Галина Павловна сохранила на всю жизнь. После школы Г. П. Чинякова поступила в Московский государственный институт культуры и уже там начала писать эссе и публицистику. Особенно Галину интересовала тема о Михаиле Врубеле, тогда ею была написана курсовая работа о связи графики Врубеля с творчеством Лермонтова. Интерес к живописи у Галины был очень большой. И она каждый день приезжала в Третьяковскую галерею в отдел дореволюционной графики, где собраны работы от древнего византийского листа ХI века до 1917 года. Сначала приходила просто смотреть Врубеля, а потом ее пригласили на работу в Государственную Третьяковскую галерею. В 1976 году она пришла в свой любимый отдел дореволюционной графики сначала лаборантом, оформляла рисунки, смотрела, как работают реставраторы, а позднее, в 1979 году, перешла в библиотеку Третьяковки и попросила тему по составлению историко-библиографического указателя художников Серебряного века "Мира искусств". Затем занялась древнерусской тематикой; стала глубже интересоваться и изучать древнерусское искусство, богословские книги, начала писать статьи по истории древнерусской культуры и икон. Постепенно в библиотеке был создан отдел редкой книги, и Галине Павловне предложили его возглавить. В фондах отдела хранятся уникальные древнерусские рукописи, книги кириллической печати и русской гражданской печати ХVIII – ХIХ веков. Сейчас под руководством Г. П. Чиняковой закончена работа над первым академическим томом древнерусской миниатюры с ХI по ХVII век. В нем описывается рукопись как книга и расписана каждая миниатюра, ее содержание, даны заметки по иконографии. Галина Павловна с любовью рассказывает о родной библиотеке: "Книги в библиотеку попадают из самых разных источников; первоначально библиотека базировалась на собрании Павла Михайловича Третьякова, потом Ильи Семеновича Остроухова, потом либо дарили, либо покупали библиотеки коллекционеров".

Галина Чинякова написала множество статей и исследований по истории древнерусской культуры, которая тесно переплетается с церковной культурой.

Большая дружба связывает Галину Павловну с современными русскими художниками. Также ею много написано о творчестве известных московских художников: Игоре Михайловиче Орлове, Илье Александровиче Каверзневе, профессоре кафедры рисунка Института им. В. И. Сурикова Сергее Александровиче Гавриличенко. Затем появились статьи и о молодых художниках Дмитрии Шмарине и Дмитрии Петрове, Андрее Дроздове. Зная Галину Павловну как серьезного специалиста по древнерусскому искусству, Сергей Александрович Гавриличенко попросил ее помочь составить программу росписи храма Софии, Премудрости Божией у Пушечного двора, что на Лубянке. Храм был возведен в ХV веке, строили его новгородцы, так как это была их улица. В ХVII веке он был перестроен. С. А. Гавриличенко предложил отразить в росписи храма воинскую тему, а основная тема должна была быть посвящена Спасителю, так как София, Премудрость Божия относится к Иисусу Христу.

Галина Чинякова рассказала, что художники решили отразить в росписи также основные господские праздники. Чтобы представить Святую Русь на стенах и в арках, разместили изображения не только великих вселенских, но и русских святых. Тему начали с Великого князя Владимира, крестителя Руси, его матери Ольги и сыновей-страстотерпцев и закончили святыми последнего времени. Особенно важно было подчеркнуть идею воинского храма , потому в общем ряду изображенных святых преобладают святые воины. Кроме того, на сводах центральной арки расположили древних киевских святых.

В храме , кроме главного, расположены еще два придела: во имя святителя Николая Чудотворца и во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы. В Казанском приделе старались не только прославить Божию Матерь как заступницу за все человечество, но подчеркнуть ее покров над Святой Русской землей. Потому, помимо канонических сюжетов "Успение" и "Покров" Пресвятой Богородицы, выбрали сюжеты, связанные с победами над поляками в XVII веке и над французскими захватчиками в 1812 году (победа под Вязьмой). На стенах в алтаре и на сводах арок расположили святых, прославившихся в пределах земель Казанских и Московских. В Никольском приделе также представили главные события из жития защитника Руси Святителя Николая.

Работа над воссозданием росписи велась два года, ведь когда художники вместе с Галиной Павловной пришли в восстановленный храм , перед ними предстали белые стены, и в ходе двухлетней кропотливой работы им удалось воссоздать древнерусскую красоту. Когда думали, как это сделать, то решили сочетать традиции древнерусской живописи, иконописи и академическую школу. Одна из задач была сохранить целостность храма , т. е. не привносить туда что-то свое, а стараться, чтобы новые росписи не выбивались из общего стиля храма , как живописного, так и архитектурного.

Перед Галиной Павловной стояла непростая задача – составление схемы росписи и обоснование, почему на этом месте должна быть та или иная композиция. Для этого нужно было написать серьезную статью. Галина Павловна много работала с книгами и изучала, как расписывали русские храмы в ХVII и ХIХ веках, чтобы доказать, что роспись может быть сделана именно так.

У каждого из творческого ядра художественной группы была конкретная задача: помимо общей системы росписи, Галина Павловна искала иконографические источники, проверяла историческую достоверность выбора облачений, одежд, архитектуры, строгое исполнение каноничности изображений, а также осуществляла подбор богослужебных текстов на церковно-славянском языке, раскрывающих глубокий смысл изображенных событий и служащих своеобразным орнаментальным украшением.

Все возникающие разногласия, сомнения или новые идеи, приходящие в голову, нужно было обосновывать и кропотливо искать в исторических источниках. Галина Павловна объяснила: "Мы смотрели ростово-ярославские школы росписи храмов ХVII века. Смотрели композиции, поняли, что мы хотим и что можно внести, что нельзя. Нам хотелось, чтобы все было канонично, чтобы не было лишнего. Ведь в ХVII веке в Ростове Великом и Ярославле были замечательные русские мастера, которые работали также и в Кремле, и их росписи в Оружейной палате считаются образцовыми. Мы взяли переходный период, когда в росписи храмов появилась живопись. Итак, сначала рождалась идея, потом схема". Желая соблюсти единство архитектурного стиля и настенной живописи, художники и реставраторы избрали компромиссное решение – писать в академическом стиле, соблюдая каноны древней живописи.

Галина Павловна искала иконографические источники: кого в чем изображать, в каких одеждах и облачениях. Сложный был выбор воинов – вначале изобразили киевских святых, ведь начало святой Руси – это Киев, потом в центре росписи изобразили московских и новгородских святых, поскольку новгородцы строили храм , и один из приделов был посвящен Никите Новгородскому, и, наконец, Вселенские святые. Была проведена действительно большая работа по иконографии. Рассказала Галина Павловна интересный спор с художниками о том, как писать кремлевские стены – белые, как мы все видели в реконструкциях, или красные? Художники нашли компромисс и решили изобразить великие стены, окрашенные восходящим солнцем.

Работала вся группа художников вместе с Галиной Павловной в свободное от основной деятельности время, и в отпуске, и по ночам. Помогали студенты Суриковского института, кафедры монументального искусства. Галина Павловна говорит, что благодаря духовному подъему, который чувствовался в древнем храме , молодежь также с полной отдачей была вовлечена в воссоздание росписи и икон. Для молодых людей это была практика, и все работали с большим интересом, это была возможность показать себя и определить свой будущий путь. На вопрос: "Можно ли сказать, остались ли еще таланты на Руси?" Галина Павловна, волнуясь, говорит: "Не было бы талантов – и России бы не было! Надежда на то, что культура Руси восстановится, есть. В художественной жизни, так же как и в обычной, бывают приливы и очередной ренессанс, бывает и упадок". Галина Павловна вспоминает, что чувства, когда была закончена работа над воссозданием росписи храма , были очень разные: с одной стороны, очень тяжелая физически работа, усталость и разные сложности. Иногда ей приходилось уговаривать художника, который считает, что он как творческая личность имеет право на новшества, но Галина Павловна уверена, что это возможно в светской жизни, но не в храме . Она сказала: "Существуют вековые каноны, церковные традиции, и недопустимо это менять. Очень важно крайне деликатное и корректное отношение к подобной работе. Необходимо как можно меньше вносить своей гордыни, своего тщеславия, и своего "я хочу так, а не иначе". Есть канон и определенные правила, и если ты согласился играть по этим правилам, то их надо выполнять". Галина Павловна с благодарностью говорит о главном кураторе и организаторе работ по воссозданию росписи храма , профессоре кафедры рисунка Московского государственного академического художественного института им. В. И. Сурикова Сергее Анатольевиче Сиренко, ведь благодаря его терпению и такту все обошлось и все противостояние ушло: "У Сергея Анатольевича талант организатора, и он умел все сгладить. И в спорах родилось чудо! На сегодняшний день представить такую работу очень трудно".

Галина Павловна рассказала, что очень благодарна друзьям за эту работу, интересную и творческую, за трудности и радости. Говорит, что, несмотря на сложные рабочие моменты, мысли о том, чтобы все бросить, не было. "Это огромная ответственность, которую ты должен нести, приятная она или неприятная. Я ни разу не пожалела, что приняла участие в такой замечательной работе, и сегодня я благодарна даже за те трудности, которые были".

Планов у Галины Павловны много, и главный на сегодня – профессиональный – закончить второй том Академической древнерусской миниатюры. Затем закончить написание ряда книг по историко-церковной тематике, ее очень интересует эпоха императора Николая Павловича и личность епископа Игнатия Брянчанинова, являющегося потомком оруженосца Дмитрия Донского, о нем написана книга "Учитель покаяния". Последняя книга – "Кавказское созвездие", рассказывает о праведниках – старцах Кавказа, Кисловодска, Пятигорска. Вышли в свет ее книги о русских современных подвижниках и книга о Святителе Николае "Россия под покровом Святителя Николая" и "Римская икона Богоматери. Из собрания Третьяковской галереи". Сегодня, в наше тяжелое время, когда много детей остаются без матерей и отцов, Г. П. Чинякова написала чудесную книгу о детях "Слезы матери". Она утверждает, что мать может отмолить свое дитя и спасти его, а также написала парную книгу, где показан образ отца – "Каким должен быть отец".

Сложилось так, что, работая в Третьяковке, Г. П. Чиняковой приходилось воспитывать молодых сотрудников, учить, объяснять. Исключительно добрые слова говорит Галина Павловна о своих коллегах: "У нас в отделе работает Александра Игнашева, ее интересует отражение в книге русского стиля, Елена Короткова обрабатывает уникальную библиотеку художников-реставраторов Н. Гончаровой и М. Ларионова. Анастасия Кутузова занимается дореволюционными открытками, Елена Кувакина прекрасно описывает ХIХ век. Ольга Лазарева делает библиотеку И. Грабаря и расстрелянного в 1937 году реставратора Анисимова. Это молодые замечательные девочки". И, конечно, очень важное место в деятельности Г. П. Чиняковой занимает работа с художниками. Иногда им надо помочь найти литературу, порой реставраторы просят посмотреть иллюстрации, и Галина Павловна, называя их союз "творческо-дружеским", говорит: "Я профессиональный библиограф, и если мне задают вопрос, я обязана найти на него ответ. Нужно любить сам материал и книгу".

Галина Павловна, удивительно доброжелательный и талантливый человек, смогла найти свое место в творчестве и искусстве. В жизни Галины Павловны Чиняковой сложилось счастливое совпадение, творчество переросло в профессию и практически почти полностью с ней совпадает.

По материалам источников: Московская правда

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама