Москвичи и гости нашего города с восторгом любуются бережно сохраненным историческим наследием Москвы. Но мало кто знает о работе реставраторов и историков, сохраняющих и воссоздающих буквально по крупицам уникальную память нашей столицы. Хочется рассказать о Галине Павловне Чиняковой, заведующей сектором научной библиотеки Федерального государственного учреждения культуры "Всероссийское музейное объединение "Государственная Третьяковская галерея". За воссоздание росписи храма Софии, Премудрости Божией у Пушечного двора, что на Лубянке, Галине Павловне была присуждена премия города Москвы в области литературы и искусства.
Казалось, сама судьба вела Галину Чинякову в мир искусства и живописи. Папа с раннего детства водил на выставки, а в 6 лет привел маленькую Галю в Третьяковскую галерею, где сегодня она один из ведущих сотрудников. Она вспоминает, как шли через мосты от "Библиотеки Ленина" смотреть картины Васнецова и русских мастеров пейзажа. Эту любовь к русской живописи Галина Павловна сохранила на всю жизнь. После школы Г. П. Чинякова поступила в Московский государственный институт культуры и уже там начала писать эссе и публицистику. Особенно Галину интересовала тема о Михаиле Врубеле, тогда ею была написана курсовая работа о связи графики Врубеля с творчеством Лермонтова. Интерес к живописи у Галины был очень большой. И она каждый день приезжала в Третьяковскую галерею в отдел дореволюционной графики, где собраны работы от древнего византийского листа ХI века до 1917 года. Сначала приходила просто смотреть Врубеля, а потом ее пригласили на работу в Государственную Третьяковскую галерею. В 1976 году она пришла в свой любимый отдел дореволюционной графики сначала лаборантом, оформляла рисунки, смотрела, как работают реставраторы, а позднее, в 1979 году, перешла в библиотеку Третьяковки и попросила тему по составлению историко-библиографического указателя художников Серебряного века "Мира искусств". Затем занялась древнерусской тематикой; стала глубже интересоваться и изучать древнерусское искусство, богословские книги, начала писать статьи по истории древнерусской культуры и икон. Постепенно в библиотеке был создан отдел редкой книги, и Галине Павловне предложили его возглавить. В фондах отдела хранятся уникальные древнерусские рукописи, книги кириллической печати и русской гражданской печати ХVIII ХIХ веков. Сейчас под руководством Г. П. Чиняковой закончена работа над первым академическим томом древнерусской миниатюры с ХI по ХVII век. В нем описывается рукопись как книга и расписана каждая миниатюра, ее содержание, даны заметки по иконографии. Галина Павловна с любовью рассказывает о родной библиотеке: "Книги в библиотеку попадают из самых разных источников; первоначально библиотека базировалась на собрании Павла Михайловича Третьякова, потом Ильи Семеновича Остроухова, потом либо дарили, либо покупали библиотеки коллекционеров".
Галина Чинякова написала множество статей и исследований по истории древнерусской культуры, которая тесно переплетается с церковной культурой.
Большая дружба связывает Галину Павловну с современными русскими художниками. Также ею много написано о творчестве известных московских художников: Игоре Михайловиче Орлове, Илье Александровиче Каверзневе, профессоре кафедры рисунка Института им. В. И. Сурикова Сергее Александровиче Гавриличенко. Затем появились статьи и о молодых художниках Дмитрии Шмарине и Дмитрии Петрове, Андрее Дроздове. Зная Галину Павловну как серьезного специалиста по древнерусскому искусству, Сергей Александрович Гавриличенко попросил ее помочь составить программу росписи храма Софии, Премудрости Божией у Пушечного двора, что на Лубянке. Храм был возведен в ХV веке, строили его новгородцы, так как это была их улица. В ХVII веке он был перестроен. С. А. Гавриличенко предложил отразить в росписи храма воинскую тему, а основная тема должна была быть посвящена Спасителю, так как София, Премудрость Божия относится к Иисусу Христу.
Галина Чинякова рассказала, что художники решили отразить в росписи также основные господские праздники. Чтобы представить Святую Русь на стенах и в арках, разместили изображения не только великих вселенских, но и русских святых. Тему начали с Великого князя Владимира, крестителя Руси, его матери Ольги и сыновей-страстотерпцев и закончили святыми последнего времени. Особенно важно было подчеркнуть идею воинского храма , потому в общем ряду изображенных святых преобладают святые воины. Кроме того, на сводах центральной арки расположили древних киевских святых.
В храме , кроме главного, расположены еще два придела: во имя святителя Николая Чудотворца и во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы. В Казанском приделе старались не только прославить Божию Матерь как заступницу за все человечество, но подчеркнуть ее покров над Святой Русской землей. Потому, помимо канонических сюжетов "Успение" и "Покров" Пресвятой Богородицы, выбрали сюжеты, связанные с победами над поляками в XVII веке и над французскими захватчиками в 1812 году (победа под Вязьмой). На стенах в алтаре и на сводах арок расположили святых, прославившихся в пределах земель Казанских и Московских. В Никольском приделе также представили главные события из жития защитника Руси Святителя Николая.
Работа над воссозданием росписи велась два года, ведь когда художники вместе с Галиной Павловной пришли в восстановленный храм , перед ними предстали белые стены, и в ходе двухлетней кропотливой работы им удалось воссоздать древнерусскую красоту. Когда думали, как это сделать, то решили сочетать традиции древнерусской живописи, иконописи и академическую школу. Одна из задач была сохранить целостность храма , т. е. не привносить туда что-то свое, а стараться, чтобы новые росписи не выбивались из общего стиля храма , как живописного, так и архитектурного.
Перед Галиной Павловной стояла непростая задача составление схемы росписи и обоснование, почему на этом месте должна быть та или иная композиция. Для этого нужно было написать серьезную статью. Галина Павловна много работала с книгами и изучала, как расписывали русские храмы в ХVII и ХIХ веках, чтобы доказать, что роспись может быть сделана именно так.
У каждого из творческого ядра художественной группы была конкретная задача: помимо общей системы росписи, Галина Павловна искала иконографические источники, проверяла историческую достоверность выбора облачений, одежд, архитектуры, строгое исполнение каноничности изображений, а также осуществляла подбор богослужебных текстов на церковно-славянском языке, раскрывающих глубокий смысл изображенных событий и служащих своеобразным орнаментальным украшением.
Все возникающие разногласия, сомнения или новые идеи, приходящие в голову, нужно было обосновывать и кропотливо искать в исторических источниках. Галина Павловна объяснила: "Мы смотрели ростово-ярославские школы росписи храмов ХVII века. Смотрели композиции, поняли, что мы хотим и что можно внести, что нельзя. Нам хотелось, чтобы все было канонично, чтобы не было лишнего. Ведь в ХVII веке в Ростове Великом и Ярославле были замечательные русские мастера, которые работали также и в Кремле, и их росписи в Оружейной палате считаются образцовыми. Мы взяли переходный период, когда в росписи храмов появилась живопись. Итак, сначала рождалась идея, потом схема". Желая соблюсти единство архитектурного стиля и настенной живописи, художники и реставраторы избрали компромиссное решение писать в академическом стиле, соблюдая каноны древней живописи.
Галина Павловна искала иконографические источники: кого в чем изображать, в каких одеждах и облачениях. Сложный был выбор воинов вначале изобразили киевских святых, ведь начало святой Руси это Киев, потом в центре росписи изобразили московских и новгородских святых, поскольку новгородцы строили храм , и один из приделов был посвящен Никите Новгородскому, и, наконец, Вселенские святые. Была проведена действительно большая работа по иконографии. Рассказала Галина Павловна интересный спор с художниками о том, как писать кремлевские стены белые, как мы все видели в реконструкциях, или красные? Художники нашли компромисс и решили изобразить великие стены, окрашенные восходящим солнцем.
Работала вся группа художников вместе с Галиной Павловной в свободное от основной деятельности время, и в отпуске, и по ночам. Помогали студенты Суриковского института, кафедры монументального искусства. Галина Павловна говорит, что благодаря духовному подъему, который чувствовался в древнем храме , молодежь также с полной отдачей была вовлечена в воссоздание росписи и икон. Для молодых людей это была практика, и все работали с большим интересом, это была возможность показать себя и определить свой будущий путь. На вопрос: "Можно ли сказать, остались ли еще таланты на Руси?" Галина Павловна, волнуясь, говорит: "Не было бы талантов и России бы не было! Надежда на то, что культура Руси восстановится, есть. В художественной жизни, так же как и в обычной, бывают приливы и очередной ренессанс, бывает и упадок". Галина Павловна вспоминает, что чувства, когда была закончена работа над воссозданием росписи храма , были очень разные: с одной стороны, очень тяжелая физически работа, усталость и разные сложности. Иногда ей приходилось уговаривать художника, который считает, что он как творческая личность имеет право на новшества, но Галина Павловна уверена, что это возможно в светской жизни, но не в храме . Она сказала: "Существуют вековые каноны, церковные традиции, и недопустимо это менять. Очень важно крайне деликатное и корректное отношение к подобной работе. Необходимо как можно меньше вносить своей гордыни, своего тщеславия, и своего "я хочу так, а не иначе". Есть канон и определенные правила, и если ты согласился играть по этим правилам, то их надо выполнять". Галина Павловна с благодарностью говорит о главном кураторе и организаторе работ по воссозданию росписи храма , профессоре кафедры рисунка Московского государственного академического художественного института им. В. И. Сурикова Сергее Анатольевиче Сиренко, ведь благодаря его терпению и такту все обошлось и все противостояние ушло: "У Сергея Анатольевича талант организатора, и он умел все сгладить. И в спорах родилось чудо! На сегодняшний день представить такую работу очень трудно".
Галина Павловна рассказала, что очень благодарна друзьям за эту работу, интересную и творческую, за трудности и радости. Говорит, что, несмотря на сложные рабочие моменты, мысли о том, чтобы все бросить, не было. "Это огромная ответственность, которую ты должен нести, приятная она или неприятная. Я ни разу не пожалела, что приняла участие в такой замечательной работе, и сегодня я благодарна даже за те трудности, которые были".
Планов у Галины Павловны много, и главный на сегодня профессиональный закончить второй том Академической древнерусской миниатюры. Затем закончить написание ряда книг по историко-церковной тематике, ее очень интересует эпоха императора Николая Павловича и личность епископа Игнатия Брянчанинова, являющегося потомком оруженосца Дмитрия Донского, о нем написана книга "Учитель покаяния". Последняя книга "Кавказское созвездие", рассказывает о праведниках старцах Кавказа, Кисловодска, Пятигорска. Вышли в свет ее книги о русских современных подвижниках и книга о Святителе Николае "Россия под покровом Святителя Николая" и "Римская икона Богоматери. Из собрания Третьяковской галереи". Сегодня, в наше тяжелое время, когда много детей остаются без матерей и отцов, Г. П. Чинякова написала чудесную книгу о детях "Слезы матери". Она утверждает, что мать может отмолить свое дитя и спасти его, а также написала парную книгу, где показан образ отца "Каким должен быть отец".
Сложилось так, что, работая в Третьяковке, Г. П. Чиняковой приходилось воспитывать молодых сотрудников, учить, объяснять. Исключительно добрые слова говорит Галина Павловна о своих коллегах: "У нас в отделе работает Александра Игнашева, ее интересует отражение в книге русского стиля, Елена Короткова обрабатывает уникальную библиотеку художников-реставраторов Н. Гончаровой и М. Ларионова. Анастасия Кутузова занимается дореволюционными открытками, Елена Кувакина прекрасно описывает ХIХ век. Ольга Лазарева делает библиотеку И. Грабаря и расстрелянного в 1937 году реставратора Анисимова. Это молодые замечательные девочки". И, конечно, очень важное место в деятельности Г. П. Чиняковой занимает работа с художниками. Иногда им надо помочь найти литературу, порой реставраторы просят посмотреть иллюстрации, и Галина Павловна, называя их союз "творческо-дружеским", говорит: "Я профессиональный библиограф, и если мне задают вопрос, я обязана найти на него ответ. Нужно любить сам материал и книгу".
Галина Павловна, удивительно доброжелательный и талантливый человек, смогла найти свое место в творчестве и искусстве. В жизни Галины Павловны Чиняковой сложилось счастливое совпадение, творчество переросло в профессию и практически почти полностью с ней совпадает.
По материалам источников: Московская правда