Члены общественной палаты Московской области (ОП МО) выступили с инициативой введения в общеобразовательные учреждения единого курса "Основы религиозных культур, атеизма и светской этики", который бы объединял в себе все мировые конфессии и заменил аналогичный предмет с "модульным" подходом преподавания. Преимущество единого курса в том, что его может преподавать один человек.
Главный аргумент авторов идеи нехватка в Подмосковье учителей, готовых преподавать "непопулярные" в России ислам и буддизм. Областное министерство образования готово поддержать инициативу, а вот федеральное придерживается другой позиции.
Напомним, что комплексный курс "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ), который должен стартовать в школах с сентября 2012 года и рассчитан на 4–5-е классы, включает в себя шесть модулей "Основы светской этики", "Основы православной культуры", "Основы мировых религиозных культур", "Основы исламской культуры", "Основы буддисткой культуры", "Основы иудейской культуры".
Как рассказал "Известиям" Фарит Мухтасаров, председатель региональной татарской национально-культурной автономии МО и член областной общественной палаты, в подмосковном городе Дубна был проведен эксперимент. В нем приняли участие около 400 школьников, и выяснилось, что большая часть детей (более 50%) выбрала модуль, посвященный светской этике, на втором месте оказались основы мировой религии, на третьем православие.
Ислам, буддизм и иудаизм выбрало минимальное количество ребят, и учителей на них не хватило. Для основ православия учителей хватило, а для того же ислама нет. При этом те дети, которые выбрали светскую этику, вообще не будут иметь представления об основах других религиозных культур. В методологии заранее заложено разъединение, что неправильно, сказал Мухтасаров.
Примечательно, что данные МО практически полностью коррелируют с показателями федерального исследования. Так, в результате апробации курса ОРКСЭ в 21 субъекте РФ с 480 тыс. учащимися из 9980 школ было выявлено, что наибольшей популярностью действительно пользуется "светский" модуль 42% школьников, далее идут православие 30%, мировая религия 18%, ислам 9%. Меньше всего оказалось "буддистов" и "иудеев" по 1%.
В областном министерстве образования к предложению общественников отнеслись положительно. "Мы готовы к сотрудничеству и готовы выйти с таким предложением к российскому министерству образования", заявила замминистра образования правительства МО Александра Котова. Между тем федеральные органы власти к новой идее отнеслись скептически. "Есть распоряжение правительства (от 28 января №84-p. "Известия"), которое предполагает введение шести модулей. Они и будут действовать", пояснили в пресс-службе министерства образования.
В то же время позиция экспертов близка, скорее, к мнению областных структур. "Когда дается целостный вариант преподавания основ религии, появляется возможность сопоставления, сравнения. Это было бы интересно и детям, и педагогам", считает директор московского центра образования "Царицыно" Ефим Рачевский. Правда, как отметил народный учитель России, пока для полноценного преподавания данного курса не хватает квалифицированных педагогов.
С Рачевским солидарен и научный сотрудник Российского института культурологии Иван Гринько. По его мнению, подобный конфессионный "синтез" помог бы сформировать независимое представление о религии. "Преподавание же одной религии в течение, к примеру, 10 лет приведет к урокам Закона Божьего, в том или ином проявлении. Тем более что большинство из религиозных идей органически связаны и насильственно их разделять совершенно нелогично", пояснил он.
Согласно данным февральского опроса "Левада-Центра", противников и сторонников преподавания в школах основ религии оказалось практически поровну. Так, "за" высказались 44% опрошенных, 43% "против", 13% затруднились высказать свое мнение.
Источник: Известия