20 февраля начинается Масленица. В самую пору объедаться блинами перед началом Великого поста, тем более что времени предостаточно: в этом году на масленичную неделю приходится на один выходной больше, так как страна отмечает День защитника отечества.
В отличие от большинства народных праздников, Масленицу отмечают не только в кругу семьи, но и в гостях, и на уличных торжествах. Масленичная неделя считается исконно русским праздником, берущим свое начало из языческих ритуалов и народных мифов. Каждый день недели символизирует определенный этап жизни, а вся атрибутика праздника имеет свой смысл, ведь праздничный цикл связывают с проводами зимы и встречей теплого времени года.
Праздник начинается в понедельник, и уже с этого времени можно печь блины. Но настоящая Масленица, так называемая широкая, или честная Масленица, приходится только на конец недели: издревле только богатые люди имели возможность праздновать всю неделю, массовые гуляния традиционно начинались в четверг.
Пятница масленичной недели называется "тещиным вечерком" временем, когда по традиции зятья угощают блинами своих тещ, а суббота, по аналогии, "золовкиными посиделками". А в Прощеное воскресенье день покаяния и прощения обид, примирения с ближними на большом костре сжигают чучело Масленицы, олицетворяющее собой зло, беды и несчастья.
В этом году празднества начались заранее: в Ярославле, например, уже в воскресенье были организованы городские гуляния. Власти решили сделать народный праздник своим брендом, и поэтому их Масленица позиционируется как главная Масленица страны, а сам Ярославль как столица Золотого кольца. В концерте, открывшем праздничную неделю, приняла участие Надежда Бабкина, которая стала государыней Масленицей.
Начавшаяся последняя неделя зимы принесет изменения не только в календаре, но и в настроении в стране. После бурных, веселых блинных гуляний по случаю честной Масленицы и празднования 23 февраля начнется Великий пост, а потом практически сразу выборы. "Не все коту Масленица, бывает и Великий пост".
Нередко исконно русские праздники не пользуются популярностью, но только не Масленица: именно в ней в большей степени, чем в каком-либо другом празднике, нашли отражение фольклорная символика и народная мифология.
Чем объяснить широкую популярность Масленицы? Эксперты рассказали Мнениям.ру о масленичном карнавале, смерти и постмодернизме.
Мнение высказывает Андрей Зайцев, редактор проекта "Староверы", обозреватель портала RELIGARE
Народное празднование Масленицы восходит к средневековой традиции карнавала. Карнавальность дает людям возможность сбросить общий официоз, почувствовать себя другими, освободиться от излишней серьезности. Но такая возможность отдохнуть это идеальная ситуация.
На практике же Масленица превращается в клюкву с матрешками а-ля рюс, праздник становится очередным поводом отметить. В наше время Масленица не выполняет функцию карнавала, поскольку даже гуляния организовываются грустно и официально.
Стало общим местом напоминание о том, что Масленица это последняя неделя перед Великим Постом. В этот период уже запрещено есть мясо, и Церковь все время говорит о том, что устраивать необузданные гуляния не стоит. С точки зрения христианина, это абсолютно верное предупреждение, но тогда празднование Масленицы вообще становится бессмысленным, поскольку ограничения необузданных гуляний противоречат карнавальной идее Масленицы. Изначально народное понимание праздника и состоит в том, что за неделю можно наесться, нагуляться, отдохнуть так, чтобы потом войти в привычный ритм жизни.
На практике карнавальность оказывается неосуществимой. Очень мало людей в России как Масленицу, так и Великий пост воспринимают всерьез. По опросам, Великий пост в России соблюдают не больше 7-10% населения: утрачено значение поста как особого периода времени, утрачено и значение Масленицы как последней подготовки к нему.
Для многих людей Масленица оторвана и от христианства, и от карнавала. Теперь это повод сходить в гости, поесть блины и прикоснуться к традиции наших предков.
Это игра, но игра несерьезная, такая попытка поиграть в прошлое, при которой все понимают, что праздник иллюзия. Это попытка восстановить в себе культурный код, но этот код постмодернистский.
Мнение высказывает Максим Клейменов, культуролог, журналист
Масленица у нас популярна не из-за того, что это особенный и уникальный праздник, она ничем не отличается от карнавалов всех других народов. Она популярна по той причине, по которой стала популярна и Церковь с концом советской эпохи. Популярно то, что считалось несправедливо уничтоженным и вернулось обратно.
Кроме того, Масленица популярна из-за государственной раскрутки. Известно, что при Лужкове активно праздновали Масленицу на Васильевском спуске, уличные гуляния устраивали не только в России, но и за рубежом. В Лондоне, например, проводили масленичные гуляния.
Масленица всегда оставалась народным праздником, она никогда не уходила из обихода, в отличие от церковных праздников. Поэтому праздник Петра и Февронии не может прижиться, а Ивана Купала имеет точно такую же популярность.
На Масленицу трудно навесить идеологические нормы. Церковь пытается это сделать ведь в церковном обиходе это сырная неделя. Но сырная неделя не предполагает гуляний, так поощряемых нашим государством.
Потому и День святого Валентина пользуется популярностью: он относится к категориям простой карнавальности и чувственности. Это праздники неидеологизированные.
Мнение высказывает Ивар Максутов, председатель Московского религиоведческого общества, главный редактор портала Religo.ru
Масленицу вряд ли можно назвать народно-религиозным праздником постсоветской России, но в дореволюционные годы, даже в XIX веке, она сохраняла многие элементы дохристианской религии. Несмотря на то, что смыслы народных праздников были уничтожены христианством, многие элементы остались. Сегодня, в начале XXI века, о смыслах говорить уже не приходится, а ведь Масленица это праздник, связанный со смертью. Блины, которые пекут во время Масленицы, это поминальное блюдо, связанное с погребальными обрядами.
Масленица и фольклорные традиции из нашего пространства еще не вышли. Если сравнить их с праздниками новой российской истории, то они гораздо более живучи и пользуются большей популярностью, чем День народного единства или День конституции.
Здесь мы видим общую проблему формирования смыслов в постсоветской культуре. Праздник как возобновление мифологической истории и проигрывание событий прошлого вышел из современного пространства, а это колоссальная проблема.
Масленица это неделя перед Постом, в которую уже не едят мясо, но еще едят молочные продукты. Аналогом в западноевропейской культуре был карнавал, а в других культурах Хэллоуин. Это особый момент в истории многих народов момент слома, когда меняются роли и истончается время.
Внедрение практики карнавала сейчас невозможно в силу религиозного кода. Масленица праздник из ряда вон выходящий, подобные гуляния существовали в русской культуре, но не сохранились.
Источник: Мнения.ру