ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Честная Масленица: карнавал, смерть и постмодернизм

Мария Вагина :: 21 февраля 2012

20 февраля начинается Масленица. В самую пору объедаться блинами перед началом Великого поста, тем более что времени предостаточно: в этом году на масленичную неделю приходится на один выходной больше, так как страна отмечает День защитника отечества.

В отличие от большинства народных праздников, Масленицу отмечают не только в кругу семьи, но и в гостях, и на уличных торжествах. Масленичная неделя считается исконно русским праздником, берущим свое начало из языческих ритуалов и народных мифов. Каждый день недели символизирует определенный этап жизни, а вся атрибутика праздника имеет свой смысл, ведь праздничный цикл связывают с проводами зимы и встречей теплого времени года.

Праздник начинается в понедельник, и уже с этого времени можно печь блины. Но настоящая Масленица, так называемая широкая, или честная Масленица, приходится только на конец недели: издревле только богатые люди имели возможность праздновать всю неделю, массовые гуляния традиционно начинались в четверг.

Пятница масленичной недели называется "тещиным вечерком" – временем, когда по традиции зятья угощают блинами своих тещ, а суббота, по аналогии, – "золовкиными посиделками". А в Прощеное воскресенье – день покаяния и прощения обид, примирения с ближними – на большом костре сжигают чучело Масленицы, олицетворяющее собой зло, беды и несчастья.



В этом году празднества начались заранее: в Ярославле, например, уже в воскресенье были организованы городские гуляния. Власти решили сделать народный праздник своим брендом, и поэтому их Масленица позиционируется как главная Масленица страны, а сам Ярославль –  как столица Золотого кольца. В концерте, открывшем праздничную неделю, приняла участие Надежда Бабкина, которая стала государыней Масленицей.

Начавшаяся последняя неделя зимы принесет изменения не только в календаре, но и в настроении в стране. После бурных, веселых блинных гуляний по случаю честной Масленицы и празднования 23 февраля начнется Великий пост, а потом практически сразу – выборы. "Не все коту Масленица, бывает и Великий пост".

Нередко исконно русские праздники не пользуются популярностью, но только не Масленица: именно в ней в большей степени, чем в каком-либо другом празднике, нашли отражение фольклорная символика и народная мифология.

Чем объяснить широкую популярность Масленицы? Эксперты рассказали Мнениям.ру о масленичном карнавале, смерти и постмодернизме.

Мнение высказывает Андрей Зайцев, редактор проекта "Староверы", обозреватель портала RELIGARE

Народное празднование Масленицы восходит к средневековой традиции карнавала. Карнавальность дает людям возможность сбросить общий официоз, почувствовать себя другими, освободиться от излишней серьезности. Но такая возможность отдохнуть –  это идеальная ситуация.

На практике же Масленица превращается в клюкву с матрешками а-ля рюс, праздник становится очередным поводом отметить. В наше время Масленица не выполняет функцию карнавала, поскольку даже гуляния организовываются грустно и официально.

Стало общим местом напоминание о том, что Масленица – это последняя неделя перед Великим Постом. В этот период уже запрещено есть мясо, и Церковь все время говорит о том, что устраивать необузданные гуляния не стоит. С точки зрения христианина, это абсолютно верное предупреждение, но тогда празднование Масленицы вообще становится бессмысленным, поскольку ограничения необузданных гуляний противоречат карнавальной идее Масленицы. Изначально народное понимание праздника и состоит в том, что за неделю можно наесться, нагуляться, отдохнуть так, чтобы потом войти в привычный ритм жизни.

На практике карнавальность оказывается неосуществимой. Очень мало людей в России как Масленицу, так и Великий пост воспринимают всерьез. По опросам, Великий пост в России соблюдают не больше 7-10% населения: утрачено значение поста как особого периода времени, утрачено и значение Масленицы как последней подготовки к нему.

Для многих людей Масленица оторвана и от христианства, и от карнавала. Теперь это повод сходить в гости, поесть блины и прикоснуться к традиции наших предков.

Это игра, но игра несерьезная, такая попытка поиграть в прошлое, при которой все понимают, что праздник – иллюзия. Это попытка восстановить в себе культурный код, но этот код – постмодернистский. 

Мнение высказывает Максим Клейменов, культуролог, журналист

Масленица у нас популярна не из-за того, что это особенный и уникальный праздник, – она ничем не отличается от карнавалов всех других народов. Она популярна по той причине, по которой стала популярна и Церковь с концом советской эпохи. Популярно то, что считалось несправедливо уничтоженным и вернулось обратно.

Кроме того, Масленица популярна из-за государственной раскрутки. Известно, что при Лужкове активно праздновали Масленицу на Васильевском спуске, уличные гуляния устраивали не только в России, но и за рубежом. В Лондоне, например, проводили масленичные гуляния.

Масленица всегда оставалась народным праздником, она никогда не уходила из обихода, в отличие от церковных праздников. Поэтому праздник Петра и Февронии не может прижиться, а Ивана Купала имеет точно такую же популярность.

На Масленицу трудно навесить идеологические нормы. Церковь пытается это сделать – ведь в церковном обиходе это сырная неделя. Но сырная неделя не предполагает гуляний, так поощряемых нашим государством. 

Потому и День святого Валентина пользуется популярностью: он относится к категориям простой карнавальности и чувственности. Это праздники неидеологизированные.

Мнение высказывает Ивар Максутов, председатель Московского религиоведческого общества, главный редактор портала Religo.ru

Масленицу вряд ли можно назвать народно-религиозным праздником постсоветской России, но в дореволюционные годы, даже в XIX веке, она сохраняла многие элементы дохристианской религии. Несмотря на то, что смыслы народных праздников были уничтожены христианством, многие элементы остались. Сегодня, в начале XXI века, о смыслах говорить уже не приходится, а ведь Масленица – это праздник, связанный со смертью. Блины, которые пекут во время Масленицы, – это поминальное блюдо, связанное с погребальными обрядами.

Масленица и фольклорные традиции из нашего пространства еще не вышли. Если сравнить их с праздниками новой российской истории, то они гораздо более живучи и пользуются большей популярностью, чем День народного единства или День конституции.

Здесь мы видим общую проблему формирования смыслов в постсоветской культуре. Праздник как возобновление мифологической истории и проигрывание событий прошлого вышел из современного пространства, а это колоссальная проблема.

Масленица – это неделя перед Постом, в которую уже не едят мясо, но еще едят молочные продукты. Аналогом в западноевропейской культуре был карнавал, а в других культурах – Хэллоуин. Это особый момент в истории многих народов – момент слома, когда меняются роли и истончается время.

Внедрение практики карнавала сейчас невозможно в силу религиозного кода. Масленица – праздник из ряда вон выходящий, подобные гуляния существовали в русской культуре, но не сохранились. 

Источник: Мнения.ру

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама