Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил призвал священников к более активной миссионерской деятельности в интернет-пространстве. "Время проповедей на улицах ушло в прошлое, настоящее – это социальные сети. Нам нельзя потерять это пространство, сказал владыка. – Многие секты вербуют исключительно через социальные сети, при этом собирая большое количество молодежи".
Митрополит Даниил благословил священников вести рубрики вопросов-ответов на приходских сайтах, заводить странички в социальных сетях, участвовать в интернет-дискуссиях.
"Насколько, по-вашему, важна сегодня для священнослужителя деятельность в интернете? Видите ли вы в ней какой-либо риск? Есть ли у вас лично подобный опыт?" с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Главный редактор журнала "Наследник" протоиерей Максим Первозванский:
Задача священнослужителя в соцсетях – показать людям привлекательность Церкви, установить контакт с теми, кто еще не дошел до храма, но в сети готов говорить о религии, о вере, о православии.
Само же присутствие священников в Интернете необходимо, и в этом нет сомнений. К этому призывали и Патриарх Кирилл, напомнив, что нужна определенная подготовка и квалификация. Сам я принимаю активное участие в группе "Батюшка он-лайн" на сайте "Вконтакте", веду блог в "Живом Журнале", люди часто пишут мне личные сообщения, просят советов и комментариев.
Что касается риска, то тут стоит отметить главный: в обычной жизни священник сталкивается в основном с теми прихожанами, которые готовы его слушать, верить тому, что он говорит, не спорить с ним, к его словам относятся без неприязни. В Интернете же он столкнется с резкой, иногда даже агрессивной реакцией.
Поэтому священнику, который впервые осваивает Интернет-пространство, важно не бросаться в дискуссии с головой, не реагировать на провокации. К примеру, я занимаю пассивную позицию, то есть высказываю свою точку зрения, а люди сами пишут, если хотят поспорить.
Протоиерей Димитрий Струев, руководитель молодежного отдела Липецкой и Елецкой епархии и молодежного Центра "Экклезиаст", настоятель храма иконы Божьей Матери "Взыскание погибших", старший преподаватель кафедры истории и теории культуры ЛГПУ:
Дело это хорошее и нужное, но, к сожалению, получается у очень немногих.
Митрополит Даниил, безусловно, прав, говоря о необходимости нашего присутствия в сети, но следует сделать ряд оговорок. Патриарх Кирилл на фестивале "Вера и Слово" в 2010 году в ответ на вопрос о проповеди на рок-концертах сказал, что даже хороший проповедник, привыкший к церковной аудитории и атмосфере храмовой проповеди, может, выйдя на рок-сцену и произвести эффект, обратный желаемому. Аналогично и с интернетом: это непредсказуемый масштаб распространения информации. Одно дело сказал глупость у себя на приходе, которую услышит несколько десятков человек. Это, конечно, тоже плохо, но не до такой степени, как эффект, произведенный такой же сказанной глупостью в медиапространстве.
Еще одна проблема: иной стиль отношений, нежели как при живом общении, и иной уровень восприятия. При беседе или проповеди глаза в глаза на собеседника воздействует не только произносимый текст, но и интонации говорящего, обстановка и многое другое. В какой же обстановке нас читает тот или иной человек в Интернете – мы узнать не можем. Кроме того, если в "реальной жизни" мы не так часто сталкиваемся с откровенным хамством или богохульством, то в Интернете мы должны быть готовы к чему угодно. Я не раз видел, как священник "ловился" на чей-то выпад в сетевой переписке, и в результате получалась антипроповедь.
Я завел "Живой журнал" ради общения с кругом рассеянных по городам друзей и знакомых, потом привлек внимание читателей за пределами этого круга – поневоле пришлось иногда переключаться в амплуа "интернетного батюшки". Но я не могу назвать свою деятельность в Интернете в последнее время активной. Хорошо бы писать больше, но тогда меня не будет хватать на дела "в реале". Может быть, мы доживем до времени, когда появятся священнослужители, основным внебогослужебным послушанием которых будет пастырская и проповедническая деятельность в сети.
Протоиерей Владислав Свешников, настоятель храма Трех Святителей на Кулишках:
Деятельные натуры действительно могут развернуться в интернете.
Правда, честно говоря, я не думаю, что эта деятельность принесет какие-то потрясающие результаты. Все-таки интернет по большей части захвачен людьми, и в идеологическом, и в политическом смысле слишком твердо уверенных в своей безобразной правде, и этих людей переубедить невозможно. А люди, живущие в вере или ищущие веру, интернету все-таки не слишком доверяют.
Но в принципе, конечно, ничего плохого в миссионерской деятельности в интернете я не вижу. Хотя и совсем немного, но что-то хорошее можно сделать и через интернет. У нашего прихода есть своя страничка в интернете, где мы стараемся отвечать на все вопросы, которые нам задают.
Протоиерей Олег Стеняев, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках:
К сожалению, присутствие православных в интернете очень незначительно это очевидно.
У меня есть опыт полемики в интернете с баптистами, адвентистами седьмого дня, христианами веры евангельской. Правда, чтобы не испугать оппонентов, я не представляюсь как протоиерей: как правило, они уклоняются от полемики со священниками. Круг лиц, принимающих участие в этих дискуссиях в интернет-пространстве, может расширяться. Так, один раз в споре об иконопочитании приняло участие более двадцати человек.
Но эта полемика требует владения определенными навыками, и эти навыки нужно прививать уже в семинарии. Будущий священник должен научиться применять приобретенные за годы обучения в семинарии знания и в такого рода полемике. Для многих людей, особенно инвалидов, именно интернет может стать площадкой, где они смогут применить и все свои богословские знания, более полно реализовать желание послужить Церкви.
По сути дела, интернет – это площадка для общения. Да, она создана не православными людьми. Но ведь и дороги, проложенные для римских легионеров, впоследствии использовались христианскими миссионерами, чтобы донести Евангелие во все концы Римской империи. Поэтому нельзя пренебрегать возможностью распространения христианства, в том числе и с помощью интернета.
Конечно, пользоваться этой возможностью нужно очень взвешенно, чтобы "не метать бисер перед свиньями". Здесь очень уместен будет апостольский принцип "быть для эллина как эллин, для иудея как иудей". Действовать нужно очень осторожно, начинать с самых простых вопросов. Чтобы не спугнуть людей, не надо обрушивать на них всю интеллектуальную мощь православия, лучше быть попроще.
Но нужно расширять наше присутствие и во всех остальных СМИ. Особенно на телевидении. Все-таки большинство налогоплательщиков – православные. А что нам показывают за наш счет по федеральным каналам? Нужно бороться за создание своего федерального телеканала, за время в государственном теле и радиоэфире. Мы должны помнить, что молчанием предается Бог.
Заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета игумен Лука (Степанов):
Риск для священника в интернете отсутствие хорошего и опытного администратора. Интернет-пространство настолько агрессивно и бессовестно, что если священник не будет защищен хорошим техническим и административным фактором, то ему придется ежедневно знакомиться с огромным количеством матерной брани и богохульства, и в итоге пожалеть, что влез в это пространство.
О работе священников в Сети говорил еще Патриарх Кирилл, выступая на собрании духовенства Московской епархии. Тогда он дал решительную рекомендацию всем нам учитывать современные способы коммуникации для своей пастырской деятельности.
Я сам участвую в трудах группы "Православие" социальной сети "Вконтакте", в которой состоит около 80 тысяч участников.
Если сайт качественно организован и постоянно контролируется, как это ведется в группе "Православие" или также популярной группе "Батюшка он-лайн", то священник может там плодотворно и полезно потрудиться, выполняя свой миссионерский долг.
Священник Владимир Лапшин, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы на Успенском вражке:
Выступая в любых СМИ, священник должен относиться к этому очень ответственно.
Многие воспринимают личное мнение священника как мнение всей Церкви. Здесь нужна особая осторожность. Апостол Павел, например, неоднократно указывает в своих посланиях, что о каких-то вещах он говорит "по человеческому рассуждению". И священники не должны об этом забывать.
Опыта работы в интернет-пространстве у меня нет, если не считать работу на радио "София", которое вещает сейчас в интернете из-за нехватки средств для обычного эфира. Но я знаю, что многие священники используют интеренет именно в миссионерских целях. Безусловно, этот ресурс должен использоваться в миссионерской работе.
С другой стороны, у священника с большим приходом, с большим количеством служб и треб, просто может не хватать времени на общение в интернете. Индивидуальное общение с прихожанами, внимание к человеку, пришедшему в храм со своими вопросами и проблемами, на мой взгляд, все-таки важнее.
Священник Игорь Шумилов, настоятель Воскресенской церкви д. Васильевское Рузского р-на:
Главное – чтобы деятельность в Сети не стала для священников "обязаловкой".
Здесь же многое зависит от индивидуальных способностей, у всех разные таланты. Например, пожилым людям интернет освоить бывает очень тяжело.
Вообще же пространство интернета осваивать, конечно, надо. Молодежь сейчас действительно, по большей части, находится в социальных сетях. Так что это очень важно.
У нас есть приходской сайт с форумом. Я, как могу помогаю и сайту благочиния. ВКонтакте есть очень интересный проект "Батюшка онлайн": в нем принимают участие священники со всей России, в том числе и я. Аудитория от школьников до пенсионеров: то есть людям это надо. У всех есть свои самые важные вопросы, на которые мы обязаны ответить. Пренебрегать этим нельзя.
Начальник отдела образования и науки ДУМ Татарстана, имам-хатыб Апанаевской мечети Казани Валиулла-хазрат Якупов:
Многие подростки из сельской местности никогда в жизни могут не увидеть муфтия, а в интернете у них есть возможность получить от него ответ.
Социальные сети дают уникальную возможность напрямую общаться со священнослужителями вплоть до тех, кто имеет самый высокий духовный сан. У нас в Татарстане большое внимание уделяется работе священнослужителей в интернете: к примеру, муфтий Татарстана Ильдус-хазрат Фаизов имеет свои странички во всех крупных социальных сетях, к нему обращаются тысячи людей и это дает колоссальный эффект.
Интернет – серьезный ресурс для работы с молодежью, которая всегда интересуется самыми злободневными темами и задает порой каверзные вопросы. Но не надо бояться или стесняться, в интернете необходимо работать, создавать конкуренцию "политикам ненависти", которых несчетное количество. Это должно нас подстегивать и мобилизовывать.
Имам Тульской области Ришат-хазрат Давыдов:
Молодежь, которая постоянно сидит в Интернете, отвыкает от живого общения, превращается в "зомби".
Очень важно, чтобы в Интернете было как можно меньше тех, кто преследует свои корыстные интересы. К примеру, ваххабиты активно пользуются Интернетом, и под их влияние попадают многие люди, не понимая разницы между традиционным и фанатичным исламом.
Что касается положительных примеров, то в Дагестане есть активная практика общения священнослужителей с людьми в Интернете. В нашем регионе пока такого опыта нет. Но я в целом предпочитаю живое общение, глядя глаза в глаза друг другу.
Мы видим, что сегодня происходит с нашей молодежью – сутками сидят в Интернете, живое общение сводится к минимуму, человек расхолаживается. А вот для живого общения надо создавать все условия: строить мечети, синагоги, храмы, куда человек мог бы прийти и поговорить, открыть свою душу.
Источник: Regions.ru