О Русском Севере и о людях, живущих там, написано и сказано много сильных, но иногда и банальных слов. Городские романтики, возвращаясь с "северов", часто изрекают одни восторги и восклицательные знаки. Сами же "северные" не считают себя и свою жизнь какой-то особенной. От объективов смущенно отворачиваются, на вопросы о жизни машут рукой и зовут скорее обедать и пить чай.
Один батюшка и его пять приходов
Из записей священника Андрея Усачева, благочинного Каргопольского округа Архангельской епархии:
"На первое богослужение в селе Архангело пришло человек двадцать. В крохотной часовне было очень душно. Раскрытая настежь дверь не помогала. Служили соборно с отцом Феодосием, который в Архангело до меня был "духовным окропителем здешних мест", по крайней мере именно так было сказано в благодарственной грамоте от местных прихожан, адресованной батюшке.
Часовня была довольно универсальна. На 20 кв. метрах умещалось буквально все: алтарь, солея, клирос, место для молящихся, библиотека, мини-ризница и свечной ящик. Но особенно меня умилило, когда о. Феодосий среди всего этого смог найти "место в сторонке", чтобы совершить исповедь.
Жители Архангело сразу показались мне людьми добрыми и приветливыми. Чувствовалось, что к молитве они стремятся с открытым сердцем. Я поначалу думал, что людей мало пришло из-за того, что все на полевых работах. Как позже выяснилось, это было "много"..."
Летом 2009 года молодые и немного романтичные отец Андрей и его супруга, матушка Галина, приехали на Каргополье. Хотя "приехали" не совсем верное слово. Отец Андрей на Каргополье вернулся. Из Рязани, где он после рукоположения служил священником и преподавал. Возвращаться было к чему к своим корням, к стареньким бабушке и дедушке (которых, к сожалению, уже нет в живых), к городу, который еще помнил его. Помнить-то помнил, а жить пришлось в аварийной квартире, таскать дрова и воду с колонки на второй этаж. Четыре бедных, разрушенных прихода, поступивших один за другим в батюшкино благочиние, разбросаны по-северному широко:
Село Архангело (п/о Шелоховская, сам батюшка оттуда родом по деду) в 54 километрах от Каргополя. Старинный погост из двух храмов Сретенского и Архангельского находится в плачевном состоянии. Храмы памятники архитектуры, к ним возят туристов, а 500 000 рублей, необходимых для реставрации только Архангельской церкви, взять неоткуда. Сретенский же храм и вовсе нужно раскатывать и собирать заново...
Новая деревянная церковь в деревне Усачево находится в процессе отделки и пока не освящена
Службы проходят в тесной часовне, только недавно начали строить новую деревянную церковь.
Деревня Троица (п/о Семеновское) 62 километра от Каргополя. Всего там 3 храма, из них два каменных, не подлежащих восстановлению.
Деревня Лёкшма (п/о Осташевская) 23 километра.
Деревня Усачево 30 километров.
Сразу начались интересные совпадения один из приходов, который окормлял теперь о. Андрей Усачев, находится в селе Усачево. Там при помощи местного предпринимателя уже возвели новый бревенчатый храм рядом со старым, Богоявленским, превращенным, по советскому обычаю, в клуб и ныне пустующим по причине аварийности.
А в деревне Лёкшма нашлись родственники. Один из них Анатолий Васильевич стал инициатором и строителем храма Ильи Пророка, на месте прежнего, сгоревшего. Этот немного "разлапистый" храм с двумя верандами-пристройками, стал настоящим "произведением народно го искусства". Бревна для него собирали по всему селу, деньги на печку в Каргополе. Даже паникадило на вид вполне аутентичное было в прошлой жизни китайской люстрой.
Из записей о. Андрея:
"На особом месте в житейском укладе деревни стоит суббота. Суббота это поистине "день покоя". Сразу вспоминаешь четвертую заповедь "Декалога". Единственное "но": в деревне суббота посвящена не Богу, а... бане. Да, да, бане. С утра набирается вода, приготавливаются дрова, затем баню топят, выстаивают, ну и вечером идут мыться. Главное не припоздниться, к ночи лучше не ходить. В лучшем случае кто-то вспомнит про хозяина бани "банника", в худшем просто наложат "табу" без лишних объяснений.
Для приходской жизни банный день это проблема. На молитвы в храме не остается времени. Все же идут в баню, а не на всенощную. Реальный случай: на одном приходском собрании у нас в Архангело прозвучала мысль перенести воскресную всенощную на вечер воскресного дня, т. е. под понедельник. Идея "послужить задним числом", естественно, сразу была отринута. Анекдот, да и только.
Здесь все время приходится подстраиваться под местные реалии, особенно это касается праздников. В Архангело они свои, особенные. Например, память преподобного Макария Унженского это праздник, а Воздвижение Креста Господня это не праздник, так как его никто из местных уже не помнит и не знает.
21 ноября тоже праздник. Архангела Михаила знают все, особенно в Архангело, грех такого святого не знать. А праздник Сретения Господня, пусть даже и престольный, никто не знает".
Совсем недавно к четырем приходам о. Андрея добавился еще один на сей раз не запущенный, не разрушенный, а действующий приход при Иоанно-Предтеченском храме в Каргополе. Это единственный храм, до которого батюшке не надо "добираться" искать оказию или чинить старенькую "Ниву". Единственный храм, где уже сложилась небольшая приходская община, где есть клирос и певчие.
Простая жизнь
Регент Иоанно-Предтеченского храма Аня Серебренникова смущенно повторяет: да что про нас писать, мы самые обычные люди, у нас простая жизнь.
Аня родом из Няндомы, ее муж Витя из Каргополя. И ему, и ей слегка за тридцать. Живут в Каргополе. Аня работает воспитателем в школьной продленке. У Виктора своя мастерская по ремонту обуви.
Ребята познакомились во время учебы в педагогическом училище, создали семью. У них подрастают мальчишки Егор и Степка.
Наше знакомство и дальнейшая дружба началась летом 2009-го, с этой незамысловатой фотографии: семейство направлялось на Онегу рыбачить.
Несколько лет они арендовали старый домик на окраине Каргополя. Обустроились, стали жить. Как могли, подрабатывали купили в кредит автомат по производству сахарной ваты, чтобы продавать лакомство на праздниках. С этим автоматом они намучились: чинить его приходилось после каждого использования.
Старый дом семейства Серебренниковых
В декабре 2009-го, под самый Новый год, случилось происшествие, которое многих бы надолго выбило из колеи: домишко выгорел изнутри. Пацаны хотели помочь маме разжечь огонь в печи. Слава Богу, никто не пострадал. Но ребята остались ни с чем: сгорел весь их нехитрый скарб, мебель, детские игрушки, посуда.
На следующий день после пожара всем семейством, в старой одежде и рабочих рукавицах, отдирали черную штукатурку, отмывали потолок, пол, выбрасывали обгоревшую мебель. Впадать в уныние было некогда, характер у Серебренниковых стойкий, нордический, каргопольский, да и на носу Рождество. После ремонта дом передали хозяйке.
Жить-то где-то надо: сперва ютились у родственников, а потом мир не без добрых людей удалось купить квартирку в бревенчатом доме, что в старой части города.
"Я даже благодарна этому несчастью. Оно укрепило во мне веру в великодушие людей. И Господь дал силы справиться со всем этим, и друзья поддержали. В школе собирали для нас деньги даже уборщица внесла какую-то сумму. А о. Андрей так и сказал: "У тебя сгорело все лишнее". Ведь так и есть. Об утраченной одежде, игрушках мы даже не вспоминаем. А самые ценные вещи остались целы: швейная машинка, тот самый аппарат для сахарной ваты, документы. Господь просто убрал лишнее, грубо говоря, избавил нас от барахла и всякой мелочи. Главные ценности вышли на передний план, наша семья сплотилась, дети очень прониклись произошедшим, стали мудрее. В те дни послепожарного ремонта я словно летала на крыльях такая благодать была. На улице ко мне подошла незнакомая женщина и предложила помощь в уборке дома".
Октябрь 2010-года Аня и Витя встречали уже в их новом, собственном жилище. Топили печку и заваривали чай. Дети играли в своей комнате.
Сумерки опускались очень медленно, словно обволакивая старинный Каргополь, мягко оседая на куполах и крестах его одиннадцати храмов. Аня задумчиво помешивала кипяток в чашке (она не признает заварки) и говорила о завтрашней службе в доме инвалидов и престарелых.
А за занавеской, в окне синий вечер, желтая листва, белая церковь, какой-то мужичок несет ведра с колонки. И в этой картинке плывет по городу отражение образов, стоящих в красном углу в Аниной гостиной.
На этот расчетный счет можно присылать пожертвования на строительство нового храма Пахомия кенского в селе архангело и на восстановление сретенского храма и храма архангела Михаила или на ремонт церкви в д. троица. или в назначении платежа указать: "добровольное пожертвование на уставные цели прихода".
ИНН 2911004701
КПП 291101001
Банк получателя: Вельское ОСБ 4065 доп.офис 078
БИК 041117601
К/сч 30101810100000000601
Расчетный счет: 40703810104180050205
Источник: Фома