ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Власть церкви или церковь власти?

Елена Павлова :: 22 февраля 2012

Накануне выборов один из самых вероятных претендентов на пост президента РФ – Владимир Путин – встретился с лидерами религиозных конфессий. Он призвал низко поклониться иерархам Русской Православной Церкви , заявив, что государство в долгу перед церковью . На встрече были затронуты проблемы взаимоотношений государства и церкви . Одним из приглашённых был митрополит Русской православной старообрядческой церкви митрополит Корнилий, имевший в заключение встречи беседу с глазу на глаз с премьер-министром

Эта встреча вызвала массу откликов и бурную реакцию интернет-сообщества. Отклики были не всегда положительные, потому что многим показалось, что религиозные лидеры с пиететом отнеслись к встрече с премьером: так много было сказано ими лестных слов в адрес кандидата в президенты. Наверное, единственный человек на этой встрече – руководитель РПСЦ – всё время сидел молча (и это вызывало некоторое недоумение), в конце встречи он подошёл и что-то сказал Путину один на один.

О чём говорил глава старообрядческой церкви с Владимиром Путиным и какова роль религии в современном обществе, беседуют главный редактор газеты "Караван+Я", политолог Геннадий Климов и редактор информационного отдела РПСЦ Глеб Чистяков.

ЧТО СКАЗАЛ МИТРОПОЛИТ?

Геннадий Климов: Итак, что же произошло между Путиным и вашим митрополитом? И второй вопрос, как ты оцениваешь религиозную ситуацию, сложившуюся в настоящее время в нашем обществе?

Глеб Чистяков: Это первая встреча в таком формате, когда лично Владимир Путин пригласил представителей всех основных конфессий. Почему нельзя было этого сделать раньше? Думаю, можно было бы, и не только перед выборами. Думаю, такие встречи могут происходить хотя бы раз в год. Я считаю, что, если власть действительно заинтересована в каком-то духовном оздоровлении ситуации в стране, она должна не только перед выборами встречаться с религиозными деятелями, а на регулярной основе, и не только с лидерами конфессий, а с какими-то известными фигурами богословских кругов, представителями мирян.

Что касается самой встречи, почему молчал митрополит Корнилий? Во-первых, митрополит пришёл послушать, а что скажет власть, какие предложения выскажет Путин о религиозной, духовной ситуации в нашей стране. Я думаю, не всегда полезно присоединяться к общему хвалебному хору, а надо просто послушать то, о чём говорят высшие лица. Тем более что они часто не требуют никакого особого чинопочитания в свой адрес, а просто хотят донести до религиозных и иных деятелей своё мнение. Я не знаю точно, о чём говорили Владимир Путин и митрополит наедине, а говорили они довольно долго. Знаю только одно, что митрополит Корнилий пригласил приехать Владимира Путина в центр старообрядчества – на Рогожскую в Москве. Потому что премьер-министр и нынешний президент Дмитрий Медведев побывали во всех конфессиях, а одна из наших старейших конфессий – старообрядчество – осталась в стороне.

РУССКАЯ ДЕМОКРАТИЯ

Геннадий Климов: Я хотел бы объяснить, что такое РПСЦ. Русская православная старообрядческая церковь – та церковь , которая была в России изначально. Она была расколота во времена патриарха Никона. Это небольшая Церковь , в ней трудно состоять современному человеку, вовлечённому в нынешний динамичный темп жизни. Ему трудно перенести то количество молитв и постов, установленное в церкви . Но есть люди, которые посвящают себя этому, и это их осознанный выбор. И то, что руководители нашего государства не замечали Старообрядческую церковь до сих пор, неправильно. В настоящее время установился негласный мир между руководителями РПЦ и РПСЦ, некоторые называют старообрядческую церковь идеологическим центром православия, который следит за чистотой веры. Потому что это истинная русская православная церковь .

Глеб Чистяков: С другой стороны, хочу сказать, что наряду с традициями, сложными обрядами со сложной всевозможной символикой в старообрядчестве есть вещи парадоксальные, которые не согласуются с нашими сегодняшними представлениями. Мы привыкли относиться к русским как к народу, почитающему только царя. Не важно кого, Рюриковичей, Романовых, Ленина, Сталина, Брежнева, Ельцина, Путина. Русский народ привык к авторитарному руководителю.

А вот в старообрядчестве, как ни странно, веками склоняются к демократической традиции, которая идёт не только из древнехристианских времён, но и является частью российской истории. Псков, Великий Новгород и масса других городов в древние времена имели вечевую демократию. И традиции этой вечевой демократии до сих пор сохраняются в старообрядческой церкви . В старообрядчестве епископы избираются не узким кругом на Синоде, а общесоборным голосованием. Ежегодно собираются освященные соборы, которые можно сравнить с собранием народных депутатов. Практически от каждой общины церкви выдвигается по два делегата: священник и мирянин. Поэтому все прослойки гражданского общества присутствуют на этих соборах. Там выбираются епископы и ставятся разные вопросы. Казалось бы, старообрядцы – такая замкнутая конфессия, и вдруг в ней существует такой демократический способ управления.

Геннадий Климов: Мы живём во многих иллюзиях, в том числе есть иллюзии искусственно нам навязанные, что русский народ склонен, чтобы им управлял деспот. На самом деле это противоестественно для русского человека, если взглянуть в глубину истории. Я изучаю все религии и пытаюсь найти в них общее. Если взять буддизм, там чётко написано, как была устроена общественная машина во времена потопа. Ной с его ковчегом – это образ, а на самом деле был какой-то остров, который остался во время затопления Евразии. Судя по всему, по описанию буддистских книг, первый центр спасения был в верховьях Волги, второй – в верховьях Енисея, на месте современного Красноярска. Индо-европейская цивилизация пошла с Валдайского центра.

Во время потопа там сформировалось общество на основе "варов". Там не было высшего руководителя, были мудрецы, священники. Местные цари не принимали никаких важных решений, не посоветовавшись с сословием мудрецов. Причём сами воины со временем уходили в леса и становились старцами. И эта традиция сохранялась до русских князей. Некоторые князья в старости уходили в монастыри. Была прописанная система отношений, когда человек был сначала шудром, потом становился работником, потом князем, потом становился мудрецом. То есть демократические основы заложены в нашем ментальном коде. Мало того, эта ситуация периодически повторяется на Руси.

В 2009 году здесь, под Тверью, в Савватьево, обнаружили мощи святого Савватия. Имя этого человека связано с религиозным спором, который произошёл в Византии о Фаворском свете. Может ли человек увидеть Фаворский свет на земле? Увидеть Бога? Пришли к решению, что может. Но что под этим понимается? Наверное, не просто свет. Это человек приходит в такое состояние, когда он начинает ощущать Бога вокруг, ощущать биосферную систему и себя в ней. Это состояние достигается определёнными молитвами. Старцы уходили в пещеры и там достигали этого состояния. И становились нестяжателями.

Глеб Чистяков: Первое условие – освободиться от всех мирских помышлений, забот, чтобы молитва могла как-то воздействовать.

Геннадий Климов: Уже в XV веке "заволжские старцы" расселились до самого океана. Потом началась борьба стяжателей с нестяжателями.

Глеб Чистяков: И в XV веке, и позже церковь никогда не оставалась вне жизни страны; и епископы, и иноки, и монахи свободно говорили в лицо правду царям.

Геннадий Климов: "Заволжские старцы" были совестью нации, они писали письма царю, и царь вынужден был их слушать.

Глеб Чистяков: Монашество прирастало работой. Пётр I стал разорять монастыри, потом это дело продолжила Екатерина, и монахи стали одной из социальных групп общества. В древности же у них был особый статус, который позволял им в лицо Ивану Грозному бросить обвинение, любому князю сказать, обличить его или дать какой-нибудь совет. К сожалению, позже это ушло, и сейчас духовных авторитетов у нас как таковых нет.

НРАВСТВЕННОСТЬ ВО СПАСЕНИЕ

Геннадий Климов: В обществе исчезает мораль и нравственность. Путин говорит про судебную реформу. Мы знаем, как работают наши суды. Всё решается в кабинете федерального инспектора, где садятся прокурор, главный судья, начальник ФСБ и милиции во главе с губернатором, и, как губернатор скажет, так и осудят. И систему эту нельзя изменить. Всегда рядом с формальным правом существуют нравственные установки общества, которые укоренились в душе судьи, прокурора. Но эти нравственные установки формирует церковь . А сегодня церковь сама демонстрирует, что она стоит в униженном положении относительно потенциального царя – и не несёт эту нравственность? В результате ни одна из конфессий не выполняет свою миссию, и это губит нацию, губит государство и заводит нашу цивилизацию в тупик. Это надо менять.

Глеб Чистяков: Надо, чтобы религиозные лидеры на встрече с первыми лицами государства не только хвалили за заслуги, а поднимали более глобальные проблемы, которые беспокоят всё общество, вопросы самого существования общества как такового.

Геннадий Климов: Был период, когда претензий к Путину не было. В Чечне победил, бандитизма стало меньше, экономика поднялась, накопил резервы – более или менее пережили кризис. Но параллельно в обществе властвовала безнравственность на всех уровнях. Не может быть в России аморальной государственной политики, а она такова. Не может быть в России аморального государственного телевидения, а оно таково. Почему в течение всего этого времени ни один религиозный лидер не пришёл к Путину и не сказал: надо что-то делать, дальше так жить нельзя, иначе мы загубим нацию. Но ни один из них этого не сделал. И это говорит о том, что что-то у нас не в порядке.

Глеб Чистяков: Я знаю, что в некоторых слоях духовенства начали появляться личности, имеющие авторитет не только как персонажи богослужения, которые имеют авторитет духовных наставников. Они устали ждать, что что-то изменится сверху в вопросах нравственности, и пытаются на местах всё изменить за счёт своих, пусть небольших, возможностей.

Источник: Караван+Я

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама