В одном из древних монастырей жил старец, у которого был ученик, пожелавший стать мучеником. Он пришел к своему наставнику и сказал: "Отче, я хочу пострадать за Христа". Учитель ответил ему, что прежде, чем принять столь важное решение, нужно помолиться, и отправил его в одну из келий, расположенных неподалеку. Юный монах пришел в небольшую комнатку и увидел, что пол выложен мягкими шкурами. В недоумении он стал молиться, и очень быстро почувствовал, как его кусают множество насекомых. Юноша как мог отбивался и терпел, но через короткое время не выдержал и прибежал к старцу со словами: "Отче, я не могу молиться – мухи очень больно кусаются". В ответ его наставник произнес: "Ты думаешь, львы кусаются слабее?". Эта прекрасная новелла из одного из христианских патериков отличный повод поговорить о внутрицерковном юморе в канун Масленицы.
В Средние века и в Европе, и в России очень сильна была карнавальная традиция. В определенные дни года люди наряжались в смешные маски, устраивали представления и мечтали о волшебной стране Кокань – месте, где колбасы растут на деревьях и падают прямо в рот, где из них делают заборы, и на месте отломанной колбасины тут же вырастает новая.
На Руси была своя волшебная страна с молочными реками и кисельными берегами. Даже в новое время простой народ мог рассказывать чудесные истории о том, что в далеких странах курицы несут такие большие яйца, что одного из них хватает на завтрак всей семье. Средневековье жило в страхе постоянного голода, а потому в дни праздников и карнавалов люди стремились наесться впрок. Не были исключением и представители духовенства: средневековая трапеза западных монашеских орденов была обильна и несбалансирована. В некоторых аббатствах монахи ели десятки яиц в день и могли пить пиво без ограничений, так как оно не считалось алкогольным напитком. Похожая ситуация была и в Древней Руси. В пародийной "Калязинской челобитной" монахи жалуются на архимандрита, который заставляет их поститься и молиться и мешает пьянствовать в свое удовольствие. В этом образце древнерусской сатиры осмеивается реальная проблема: наличие довольно большого числа иноков поневоле, желающих в монастыре вести весьма привольную и роскошную жизнь.
Карнавал на Руси и в Европе почти всегда сопровождался пародией на официальные привычные формы, в том числе и богослужебные, поскольку веселый смех освобождал человека от многих страхов и усталости от официального слишком серьезного тона. При этом пародия на богослужебные формы говорила не об антиклерикальном настроении общества, а о значимости Церкви для людей. Пародия может затрагивать лишь предельно важные и известные всем образы или явления. Смех в Средневековье, как и сейчас, позволял людям отличить мнимую благочестивую сусальность от подлинной веры, не боящейся смеяться над собственными недостатками.
Древнерусские пародисты могли обыгрывать даже "Отче наш". В знаменитой "Службе кабаку", которая рассказывает о "богослужении" любителей выпить, можно найти пародийный текст этой молитвы: "Отче наш, иже еси седиш ныне дома, да славитца имя твое нами, да прииди ныне и ты к нам, да будет воля твоя яко на дому, тако и на кабаке, на пече хлеб наш будет. Дай же тебя, Господи, и сего дни, и оставите должники долги наша, яко же и мы оставляем животы свои на кабаке, и не ведите нас на правеж, нечего нам дати, но избавите нас от тюрмы".
Подобная интерпретация молитвы не является кощунством для авторов этого текста церковная традиция была настолько значимой, что они были абсолютно убеждены в том, что все их произведение не требует объяснений. Читатель хорошо знает традиционную схему богослужения, и ему доставит немалое удовольствие посмеяться над тем, как оно наполняется новым содержанием.
В Византии и Древней Руси существовал даже особый подвиг святого, основанный на провокации. Речь идет о юродстве. В житии блаженного Симеона можно прочитать, что тот строго постился весь Великий пост, но в Великий Четверг специально выходил на городскую площадь и на виду у всех ел мясо. Это действие могло носить вызывающий характер лишь при условии, что почти все люди соблюдают пост. В наши дни человек, публично кушающий котлеты на Страстной Седмице не вызовет никакой реакции за стенами храма, поскольку большинство наших современников спокойно едят мясо в любой день года.
Сергей Аверинцев очень точно отметил, что подлинный юмор возможен лишь в случае, когда предмет осмеяния или пародии воспринимается всерьез в той аудитории, где звучит шутка. В противном случае смех не достигнет своей цели – люди либо будут оскорблены, либо острота окажется слишком пресной.
Традиция внутрицерковного юмора отлично подтверждает этот тезис Аверинцева: пародии или занимательные анекдоты из жизни клириков, а также их остроты продолжают жить и в новое время. Достаточно напомнить историю о святителе Тихоне (Белавине). По легенде, когда в мавзолее прорвало трубу и на вождя мирового пролетариата хлынул поток нечистот, Патриарх произнес фразу: "По мощам и елей". Распространение этой шутки в годы советской власти, даже если она была придумана, могло грозить большими неприятностями для рассказчиков, но зато она помогала верующим освобождаться от страха перед советской властью.
Прекрасным примером жизнеспособности карнавальной традиции в наши дни может служить музыкальное произведение с рефреном "молиться, поститься и слушать радио "Радонеж"". Это добрый веселый смех над тем мифическим образом православного христианства, который создают себе неофиты. С помощью этой шутки Церковь не просто показывает, что она жива, но и защищается от попыток навязать ей единственно правильное понимание Православия, которое на проверку оказывается скучным, чрезвычайно нежизнеспособным и отталкивающим людей от радостной вести о Христе.
Напоследок напомним известное выражение преподобного Антония Великого, шутившего со своими учениками, и на недоуменный вопрос очевидца сказавшего, что нельзя бесконечно натягивать лук, иначе он порвется.
Карнавальная традиция в Церкви напоминает верующим известную максиму: "Прежде чем стать христианином, нужно стать человеком". Смех помогает стать человеком, и за это нужно быть ему благодарным. Нужно лишь помнить, что шутки и карнавала есть свои границы, и Масленица, по известной русской пословице, не может длиться вечно.
Источник: Татьянин день