17 февраля 1612 года в Москве от голода умирает патриарх Гермоген. Это трагическое событие стало итогом его многолетней борьбы за то, что мы, наверное, назвали бы стабильностью и преодолением смуты. С момента своего избрания на патриарший престол в 1606 году святитель Гермоген должен был преодолевать последствия Смуты, которая терзала русскую землю.
Причиной кровавых лет в русской истории начала XVII века была борьба за власть: старая династия Рюриков сошла с политической сцены, новая династия Романовых еще не появилась на сцене в качестве "хозяев земли Русской". В этот момент, когда в роли временных правителей России и претендентов на трон сменяли друг друга несколько Лжедмитриев и боярин Василий Шуйский, называвший себя "царем Василием Ивановичем", патриарх Гермоген и стал единственным человеком, чьи слова и дела фактически сохранили страну.
У патриарха Гермогена была очень странная судьба – мы почти ничего не знаем о его происхождении, но при этом можем проследить его путь в Церкви. В конце XVI века он становится первым казанским митрополитом. Новый митрополит сразу же показывает себя русским патриотом, предлагая ввести во всей Церкви особые молитвы за воинов, павших под Казанью.
Самые трагические страницы жизни этого человека выпали на период его патриаршества – волею судеб он должен был сперва поддерживать слабого правителя Василия Шуйского от войск и посягательств Лжедмитрия II, известного как тушинского вора, а затем всеми силами препятствовать попыткам поляков посадить на московский престол своего короля, который при этом отказывался принимать православие.
Борьба за веру в начале XVII века была борьбой за будущее Руси. Известны планы Лжедмитрия II и поляков не просто ввести в Москве католическое богослужение, но полностью изменить привычный уклад жизни московитов. Едва только поляки чувствовали возможность захватить власть на Руси, как в их планах появлялась строка о необходимости переговоров с Папой об унии, то есть о насильственном, неравноправном подчинении Русской Церкви Риму.
Однако патриарх Гермоген был вынужден бороться не столько с внешними врагами, сколько призывать бояр хранить верность стране и не устраивать сепаратных соглашений с поляками. Отсутствие единства на русской земле привело к трагедии под Смоленском и осаде Троице–Сергиевой лавры. Осажденные жители Смоленска призывали: "Не верить королю и полякам. Во всех городах и уездах, где им поверили, православная вера разорена, церкви разорены и жители переведены в латинство". В Москве патриарх Гермоген послал в Смоленск посольство для переговоров с поляками, но они кончились неудачей. Твердая позиция русских под Смоленском была сведена на нет усилиями предателей из московских бояр, пугавших святителя Гермогена голодной смертью, и требовавших принести присягу польскому ставленнику, находившемуся в Смоленске. Патриарх ответил отказом, и в Великий пост 1611 года он был заточен поляками, осадившими Москву, в Чудов монастырь. Вновь начались попытки склонить святителя на свою сторону. К Москве уже подходило народное ополчение, и бояре-изменники под угрозой смерти хотели заставить патриарха Гермогена своим авторитетом отвести войска от Москвы. Последний ответил однозначным отказом: "Не угрожайте, боюсь я только Бога. Если вы уйдете из Москвы, я благословлю ополчение отступить. Если остаетесь, благословляю всех стоять против вас и умереть за православную веру".
Подвиг патриарха Гермогена и его судьба дают ответ на один из самых острых вопросов уже наших дней: "Имеет ли право патриарх вмешиваться в политическую ситуацию в стране". Очевидно, что в условиях спокойного существования народа и страны Церковь не вмешивается в государственные дела, но в моменты кризиса, угрожающего гибелью России, часто именно голос патриарха становился тем последним звеном, который не давал окончательно разорвать цепь времен. В ХХ веке таким патриархом сперва был Тихон, на время служения которого выпало начало революционных событий и становления советской власти, а затем патриархи Сергий (Страгородский) и Алексий II. Первый прикладывал все усилия, чтобы верующие помогли отстоять Родину от фашистов, а второй пытался спасти Россию от катастрофы в трагические дни октября 1993 года. Остается надеяться, что нынешние события в стране не сделают вновь востребованным подвиг святителя Гермогена.
Источник: Газета "Культура"/Religare