ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Демократия или "вертикаль"

Борисова Марина :: 06 марта 2012

В 1478 году в Москву из второго похода на Новгород вернулся Иван III. Несколько дней спустя сюда же как трофей был доставлен новгородский вечевой колокол. Его подняли на соборную колокольню в московском Кремле, и звонил он теперь только вместе с другими колоколами.

– Слушай, ты же православная христианка! Как же ты не признаешь, что в Новгороде был практически достигнут идеал вашей православной симфонии – демократия во главе с архиепископом? Да еще и архиепископа сами себе на вече выбирали. А потом пришли ваши московские с их византийской вертикалью – и все, конец мечтам, все подмяли под царя. И церковь, кстати, тоже. А пошли бы по новгородскому путь...

– Ага, конечно! А что ж тогда твои хваленые новгородцы власть над собой Ивану III чуть ни силой навязали? Он и не собирался их завоевывать, они и так признали его верховным судьей и денег кучу заплатили...

Этот спор мы ведем уже много лет и никак не можем ни до чего договориться. Мой друг – фанат Господина Великого Новгорода. Он убежден, что его спор с Москвой – та историческая развилка, когда неправильно сделанный народом выбор навсегда лишил его возможности стать частью европейской цивилизации.

Мне трудно ему возражать. Мне самой очень нравится демократия, да еще во главе с архиепископом. Так и вижу эту идиллию: весь город – одна церковная община, все горожане – братья и сестры во Христе, вся жизнь проникнута духом православия, все живут по заповедям, решают все сообща на вече, где Vox populi, vox Dei. И все их успехи – милость Божия, а неудачи и бедствия – вразумление и наказание за грехи. И в бой с захватчиками они идут с кличем "Умрем за Святую Софию!"И на поле брани умирают не за какие-то там общественно-государственные институты, а за Божию правду.И все такие благочестивые-благочестивые, и все объедены в братства. А как помирать – схиму принимают...

Вот так намечтаешь-намечтаешь себе, откроешь книжку – а там: "КогдаИван III выступил в последний поход против Новгорода, новгородское войско не вышло из города. Долго шли переговоры. Новгородцы согласились отказаться и от вече, и от посадника (выборного главы исполнительной власти), но обсуждение вопроса о сохранении боярами вотчин затягивалось. В городе же начался голод. Под угрозой восстания новгородские бояре уступили князю владычные и монастырские земли, сохранив таким образом свои вотчины. Переговоры на этом закончились. Князь и московские чиновники в сопровождении рати вошли в город без боя".

Позвольте, а как же?.. Где же архиепископ, без которого ни одно решение не принималось? А "сдали" его еще в 1471 году, когда Иван III первый раз взял Новгород – согласились, чтобы архиепископа "ставили на Москве".

Открываю другую книжку: "История Новгорода – постоянные междоусобия и смуты. Боярский совет или Совет господ в своих руках держал политическую власть. Нажимая на зависимую бедноту, бояре проводили через вече необходимые решения. Однако такая зависимость раздражала свободную чернь. Вечевая толпа часто ополчалась против бояр и тогда "худые мужики" начинали бить и грабить своих "лучших людей"".

Как говорится, приплыли.

– Да ты представляешь, где бы мы сейчас были, если еще в XIII-XIV веке в Новгороде все решал тот самый "средний класс", который у нас в XXI-м все никак не сформируется! – горячится мой друг-спорщик. – Купцы, ремесленники...

– ...бояре, монополизировавшие экспорт пушнины... А грузчики, лодочники, строители и прочий "черный люд", который на вече не допускался? И кто вообще туда допускался? Домохозяева, "золотые пояса"? Ты почитай летописи, которые все наши классические историки цитируют: никакого тебе правого суда, один разор, поборы, крик и вопль. "И все люди проклинали старейшин наших и город наш". Типичный системный социально-политический кризис. И главное, на внешних врагов не свалишь – со второй половины XIV века, кроме мелких стычек с Литвой на границе, полный штиль. И что? Элита почти сто лет спокойно обогащалась, вытягивая деньги из того самого "среднего" купеческого сословия, своеземцы – крестьяне, владевшие землей – разорялись, их добро за долги уходило боярам, а их самих – в холопы. И для всех свои суды – для бояр и воевод, для духовенства, для купечества, для черни и холопов.

В результате началась настоящая гражданская война – только в начале XV века в городе произошло более 20 кровавых столкновений. Типичный пример: 1418 год, некий бедный купец Степанко на вече обвиняет боярина в мошенничестве и вздувании цен, толпа черни избивает этого боярина до полусмерти и сбрасывает с моста, проплывавший мимо рыбак на свою голову пожалел беднягу, вытащил его из воды, так народ разграбил дом этого рыбака, а потом кинулся громить дом самого боярина и всю Софийскую сторону, где стояли терема "лутчих". За одно досталось и монастырю, где были житницы архиепископа.

В конце концов от всего этого беспредела устали и "верхи" и "низы" – и те и другие захотели "сильной руки" и стали засылать гонцов к московским князьям.

Но, похоже, последней каплей стала литовская интрига Марфы Посадницы. Сыновья и вдова посадника Исаака Борецкого составили целую партию бояр-единомышленников, сделавшую ставку на союз с великим князем литовским и королем польским Казимиром IV. Тот тут же прислал в Новгород своего наместника, киевского князя Михаила Олельковича, из обрусевших православных потомков литовского князя Гедимина. Бояре "литовской партии" уже строили планы женитьбы Михаила на Марфе и вхождения Новгорода в Великое княжество Литовское. И это всего через каких-то двадцать лет после того как в Москве отвергли Флорентийскую унию, низложили поставленного Константинопольским патриархом митрополита Исидора и собором русских епископов впервые без участия Константинополя избрали митрополитом Иону.

Конечно, на Руси возмутились предательством новгородских бояр, на них смотрели как "на иноязычников и отступников". Митрополит Филипп пытался их вразумить, убеждая отказаться от "латинской прелести" и "латинского государства". Не помогло. А сама Марфа Посадница так занеслась, что чуть не взашей выгнала преподобного Зосиму Соловецкого, приехавшего в Новгород искать защиты от боярских людей, не дававших монахам ловить рыбу в озерах и грозивших вообще разорить монастырь, а братию разогнать.

В результате на Новгород с Иваном III пошла "вся Русь", а "черный" новгородский люд и не думал с ней воевать за своих ростовщиков-бояр, задавивших всех поборами.

...Мы спорим с моим другом много лет и никак не можем ни до чего договориться. Все дело в том, что мне очень нравится демократия. Особенно во главе с архиепископом. Но когда священника не рукополагают, а просто выбирают из тех, кто под рукой – ремесленников, купцов, крестьян – и выбранный не порывает с миром, а продолжает заниматься прежними делами, когда монахи вместо того, чтобы отойти от мирской суеты и молиться оказываются в самой гуще городской жизни да еще вовсю занимаются торговлей, не брезгуя и ростовщичеством, когда духовенство готово терпеливо прощать своей пастве любые отступления от православных канонов, потому что и само по ним не живет... Нет, лучше уж "византийская вертикаль". В конце концов, кто сказал, что этот мир справедлив?

Источник: Фома

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Конкурс ”Вечная Россия”"Щипков. "Экономика и грех"Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама