Руководитель Синодального отдела по взаимоотношению Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин выступил в эфире телеканала "Союз". Он, в частности, сказал:
Государство должно изменить свой подход к культуре, к нравственности, к воспитанию, к образованию.
Эту политику нужно менять. Либо ее поменяет власть, либо народ, третьего не дано. В основе политики должны лежать нравственные ценности: мир, справедливость, правда, честность, ответственность. Должна быть выработана сознательная политика государства в отношении культуры, образования и воспитания.
Общественное телевидение должно быть общественным. Если в нем не участвуют представители религиозных общин, его общественным назвать нельзя. Если к формированию общественного телевидения не будут допущены самые широкие слои нашего народа, в том числе крестьянство, казачество, рабочие, интеллигенция, значит, оно не общественное, значит те, кто его создают, лгут. Особенно это касается разного рода экспертных, информационных элит, которые уже пытаются, насколько я вижу, идею создания общественного телевидения прибрать к рукам. Хватит уже, и так достаточно телевидения, которое ненавидимо нашим народом. Телевидение должно стать другим. Думаю, что и общество, и государство должны ясно понять – с содержанием некоторых телеканалов, сегодня существующих, никто мириться больше не будет.
Нам нужен гражданский мир, этнический, социальный. Вся история буквально вопиет: революции – это зло, их результат – страдания, кровь, откат народов на многие годы, а то и десятилетия назад.
В то же время нам нужен диалог между различными группами в обществе, нам нужно помочь тому, чтобы власть и элита лучше слышали голос большинства наших сограждан и проводили сбалансированный курс. Власть должна восстановить диалог с народом – между народом и элитами пока такого диалога недостаточно. Люди говорят, что происходит в области образования и здравоохранения, в политике, – они недовольны экономической политикой последних десятилетий. Значит, ее нужно менять.
Несправедливое общественное, экономическое устройство порождает огромную нравственную рану в душах людей – значит, это устройство нужно менять.
Люди говорят сейчас разные вещи, нет однонаправленной митинговой стихии. Кто-то поддерживает власть, и таких, как мы видим, больше, чем тех, кто ее критикует. Но и те, и другие вовсе не собираются любить власть только потому, что она власть, и одобрять любые ее действия. Люди имеют определенное видение будущего России, они хотят, чтобы это видение повлияло на действия власти.
Люди желают перемен, не революционных, а тех, которые позволили бы народу действительно решать наболевшие проблемы. Это не прописанный в нашем праве и политической системе статус русского народа, это конфликты между мигрантами и коренным населением, это чудовищная несправедливость. Мы знаем, как были сделаны многие состояния в девяностые годы, – на крови и на чудовищных преступлениях. Я не знаю, стоит ли возвращаться к пересмотру того, что было сделано в девяностые годы, но само поведение людей, которые тогда приобрели определенное политическое влияние и экономические средства воздействия на окружающую жизнь, – само поведение этих людей должно измениться в принципе. Не они хозяева жизни – хозяин жизни народ, и значит, они должны быть подотчетны обществу, меняться в соответствии с ожиданиями этого общества.
Церковь не раз говорила о том, чем грозит такой чудовищный разрыв между богатыми и бедными. Церковь предлагала повысить налоги на роскошь и сверхпотребление, сдержать бегство капиталов из страны. В ответ иногда смеялись, говоря: "Не лезьте не в свое дело", – сейчас, слава Богу, эти же мысли повторяются руководством государства. Будем надеяться, что повторение этих мыслей приведет, в том числе, к тому, что будут приняты конкретные законы, конкретные административные решения.
Церковь и православные христиане – это не только духовенство и не только бабушки в платочках. Сегодня это главы государств (я не только Россию имею в виду), министры, политики, предприниматели, рабочие и крестьяне, писатели, журналисты, художники, поэты. Так что православные христиане сегодня – это все чаще и все больше люди с активной гражданской позицией, которые будут участвовать в выборах и в качестве кандидатов, и в качестве активных участников избирательных дебатов, избирательных кампаний.
В свое время кто-то говорил, что якобы Святейший Патриарх не разрешил людям идти на митинги, это совершенно не так. Он мне сам говорил, что его слова неправильно интерпретированы. Он сказал следующее: "Мы живем в православной в большинстве своем стране, эти люди не выходят на демонстрации, их голосов не слышно. Они молятся в тиши монастырей, в домах, но они переживают всем сердцем то, что происходит с народом нашим, приводя в своем сознании ясные исторические параллели с беспутством и беспамятством предреволюционных лет, с разбродом, шатанием и разрушением страны в девяностых годах".
У него ни разу не прозвучало слов о том, что кто-то не должен ходить на митинги, но здесь говорится очень важная вещь. Есть огромное количество людей, которые не умеют ходить на демонстрации и не ходят на них, но это не значит, что у этих людей нет своего понимания происходящего в России, нет своей гражданской позиции. Не нужно считать, что такие люди – это политический коллективный труп.
Люди резко выступают против того, что происходит в здравоохранении и образовании, в некоторых других сферах жизни общества. Тема социального обеспечения, конечно, очень-очень важна. Так вот, смотрите, миряне критикуют власть, как и многие священники. Десятки священников сейчас высказываются по темам образования и социальной политики, и высказываются очень жестко, по теме национальной, и сдержать этот поток высказываний уже никому не удастся. Но люди в Церкви в большинстве своем, на мой взгляд, совершенно не готовы идти за теми, кто сегодня пытается встать во главе оппозиционных движений (я имею в виду ту оппозицию, которая себя называет реальной, пытается говорить от имени народа).
Источник: Regions.ru