Поэт, кандидат филологических наук, почетный доктор богословия Европейского гуманитарного университета, преподаватель кафедры теории и истории мировой культуры философского факультета МГУ Ольга Седакова рассказала "НС" чем российский "феминизм" отличается от западного.
Феминизм не феминизм
"Такой воинствующий "феминизм" – по-моему, исключительно наше, местное явление. Я не слышала, чтобы европейские феминистки делали что-то похожее. У западного феминизма есть свои неприятные стороны: например, специальные книжные магазины, в которых продаются книги, написанные исключительно женщинами. Мне как писателю это представляется несколько унизительным. Но вообще "нормальный" феминизм отстаивает права женщин в обществе: равенство в работе, в зарплате, в избирательных правах и т.п. Группа Femen, называя себя феминистской, на самом деле ничем таким не занимается. Их акции протеста могли бы исполнять и мужчины. Но, вероятно, гораздо эффектней, если обнаженные женщины бросаются на пулемет. Или это новый вариант "Свободы на баррикадах"? И "панк-молебен" в Храме Христа Спасителя – его вполне могли бы исполнить мужчины, что здесь собственно женского и "феминистского"? Но думаю, если бы такое устроили мужчины, реакция была бы гораздо жестче. К женщинам в подобных акциях заведомо относятся снисходительней".
Женщине женскую жизнь!
"В Европе феминистки действительно много добились. Мы пользуемся плодами борьбы на социальное достоинство женщин, уже не задумываясь об этом. Например, общее избирательное право – во многом заслуга движения суфражисток. Или право женщин на получение высшего образования: ведь такого права у женщины не было много веков! Еще совсем недавно женщина во Франции не имела права на собственный счет в банке: ее жалование переводилось на счет мужа.
В Советском Союзе вопрос о гендерных правах был явно не первым. В каком то смысле бесправны были все, и мужчины и женщины. Но в другом отношении – советская женщина обладала теми правами, которых добиваются западные феминистки: например, работать наравне с мужчиной на самых тяжелых работах. У нас женщинам никто не запрещал укладывать шпалы, работать на вредных производствах. Наши женщины, скорее, не имели возможности оставаться женщинами. Женственность плохо сочеталась с "пролетарским" проектом. Женщина в этом проекте была "работницей" и "товарищем", а не нежной девицей, изящной дамой и т.п. В Англии мужчина боится оказать внимание женщине – предложить помочь нести тяжесть, подать пальто и т.п. Феминистка может оскорбиться: ее трактуют как слабый пол! В советском быту никто этого и не предлагал. Женщина была "сильным полом", она несла на себе и традиционно мужскую ношу. Семья часто держалась на женщине. Жена принимала решения, жена распоряжалась деньгами. Своего рода матриархат. Мужья, особенно в простонародных семьях, побаивались своих жен. В Советской России таких семей, где работал бы только муж, а жена могла оставаться дома с детьми, почти не было. У нас, по-моему, стоило бы начать другое движение – за восстановление достоинства мужчин.
Зачем женщинам права в Церкви
В западном мире феминизм ставит и церковные проблемы. Феминистки требуют женского священства. В Англиканской церкви это уже реальность. Католичество с этим требованием категорически не соглашается. Но участие женщин в богослужениях там расширяется. На Литургии женщины могут читать Священное Писание. Женщинам поручается в Церкви все больше и больше разных других служений. У нас мысль о женском священстве пока еще слава Богу! не проснулась. Но можно заметить, что у нас в Церкви женщины могли бы исполнять больше обязанностей, чем сейчас. Например, женщины могли бы управлять какими-то общественными делами, просвещением, благотворительностью – "диаконией" в старом смысле этого слова. Способности организовывать, устраивать очень свойственны женщинам. И конечно, творчество. У нас и теперь много женщин иконописцев. Литургические тексты созданы почти исключительно мужчинами, но ведь была монахиня Кассия, которая написала первые четыре песни канона Великой Субботы! Духовное образование, прежде недоступное для женщин, теперь можно получить. Таким образом появляются женщины-историки Церкви, литургисты... Я думаю, женское творчество в Церкви само собой будет все более заметным".
Время женщин
"Когда в рамках предвыборной кампании были прения между Ириной Прохоровой и Никитой Михалковым, она его очень легко поставила на место. Многие стали говорить, что не брат Ирины, которого она представляла в этих дебатах, а она сама была бы лучшим кандидатом в президенты. В нашей власти явно недостает женского участия – в сравнении не только с европейскими, но уже и с азиатскими странами. Вспомним великую Екатерину. Но общество еще не очень к такому готово. Женский ум не принято уважать. Мне, например, в России не раз приходилось слышать комплимент о том, что у меня "не женский ум". Я уверяю, что если бы такое сказали в Европе, это расценивалось бы как оскорбление. У нас это привычно.
Современная пост-технологическая цивилизация выравнивает полы. Специфически "мужских" видов деятельности (требующих физической силы) все меньше. Это прежде мужчины сражались в тяжелых доспехах, а женщинам это было не под силу. Теперь, когда высокая технология облегчила очень многие роды работ, природные различия становятся не так существенны. Я бы сказала, что общество не феминизируется, а просто становится "унисекс"".
Возврат невозможен
"Патриархальные отношения в том виде, в котором они существовали во времена Домостроя, больше невозможны. Но возможно другое: уважительное сотрудничество и (на мой взгляд, с которым многие не согласятся) признание за мужчиной первенства в семье, но первенства не тиранического, а любящего, ответственного. Что Домострой, Средневековье! Еще в Кодексе Наполеона отношения между мужчиной и женщиной описаны как отношения садовника и яблони: яблоня принадлежит садовнику, но садовник яблоне не принадлежит. Такие отношения, я думаю, уже больше никогда не будут приняты".
Источник: Нескучный сад