ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Ольга Седакова: "панк-молебен" в Храме Христа Спасителя –

Это не феминизм!

Ирина Сечина :: 13 марта 2012

Поэт, кандидат филологических наук, почетный доктор богословия Европейского гуманитарного университета, преподаватель кафедры теории и истории мировой культуры философского факультета МГУ Ольга Седакова рассказала "НС" чем российский "феминизм" отличается от западного.

Феминизм не феминизм

"Такой воинствующий "феминизм" – по-моему, исключительно наше, местное явление. Я не слышала, чтобы европейские феминистки делали что-то похожее. У западного феминизма есть свои неприятные стороны: например, специальные книжные магазины, в которых продаются книги, написанные исключительно женщинами. Мне как писателю это представляется несколько унизительным. Но вообще "нормальный" феминизм отстаивает права женщин в обществе: равенство в работе, в зарплате, в избирательных правах и т.п. Группа Femen, называя себя феминистской, на самом деле ничем таким не занимается. Их акции протеста могли бы исполнять и мужчины. Но, вероятно, гораздо эффектней, если обнаженные женщины бросаются на пулемет. Или это новый вариант "Свободы на баррикадах"? И "панк-молебен" в Храме Христа Спасителя – его вполне могли бы исполнить мужчины, что здесь собственно женского и "феминистского"? Но думаю, если бы такое устроили мужчины, реакция была бы гораздо жестче. К женщинам в подобных акциях заведомо относятся снисходительней".

Женщине женскую жизнь!

"В Европе феминистки действительно много добились. Мы пользуемся плодами борьбы на социальное достоинство женщин, уже не задумываясь об этом. Например, общее избирательное право – во многом заслуга движения суфражисток. Или право женщин на получение высшего образования: ведь такого права у женщины не было много веков! Еще совсем недавно женщина во Франции не имела права на собственный счет в банке: ее жалование переводилось на счет мужа.

В Советском Союзе вопрос о гендерных правах был явно не первым. В каком – то смысле бесправны были все, и мужчины и женщины. Но в другом отношении – советская женщина обладала теми правами, которых добиваются западные феминистки: например, работать наравне с мужчиной на самых тяжелых работах. У нас женщинам никто не запрещал укладывать шпалы, работать на вредных производствах. Наши женщины, скорее, не имели возможности оставаться женщинами. Женственность плохо сочеталась с "пролетарским" проектом. Женщина в этом проекте была "работницей" и "товарищем", а не нежной девицей, изящной дамой и т.п. В Англии мужчина боится оказать внимание женщине – предложить помочь нести тяжесть, подать пальто и т.п. Феминистка может оскорбиться: ее трактуют как слабый пол! В советском быту никто этого и не предлагал. Женщина была "сильным полом", она несла на себе и традиционно мужскую ношу. Семья часто держалась на женщине. Жена принимала решения, жена распоряжалась деньгами. Своего рода матриархат. Мужья, особенно в простонародных семьях, побаивались своих жен. В Советской России таких семей, где работал бы только муж, а жена могла оставаться дома с детьми, почти не было. У нас, по-моему, стоило бы начать другое движение – за восстановление достоинства мужчин.

Зачем женщинам права в Церкви

В западном мире феминизм ставит и церковные проблемы. Феминистки требуют женского священства. В Англиканской церкви это уже реальность. Католичество с этим требованием категорически не соглашается. Но участие женщин в богослужениях там расширяется. На Литургии женщины могут читать Священное Писание. Женщинам поручается в Церкви все больше и больше разных других служений. У нас мысль о женском священстве пока еще – слава Богу! – не проснулась. Но можно заметить, что у нас в Церкви женщины могли бы исполнять больше обязанностей, чем сейчас. Например, женщины могли бы управлять какими-то общественными делами, просвещением, благотворительностью – "диаконией" в старом смысле этого слова. Способности организовывать, устраивать очень свойственны женщинам. И конечно, творчество. У нас и теперь много женщин – иконописцев. Литургические тексты созданы почти исключительно мужчинами, но ведь была монахиня Кассия, которая написала первые четыре песни канона Великой Субботы! Духовное образование, прежде недоступное для женщин, теперь можно получить. Таким образом появляются женщины-историки Церкви, литургисты... Я думаю, женское творчество в Церкви само собой будет все более заметным".

Время женщин

"Когда в рамках предвыборной кампании были прения между Ириной Прохоровой и Никитой Михалковым, она его очень легко поставила на место. Многие стали говорить, что не брат Ирины, которого она представляла в этих дебатах, а она сама была бы лучшим кандидатом в президенты. В нашей власти явно недостает женского участия – в сравнении не только с европейскими, но уже и с азиатскими странами. Вспомним великую Екатерину. Но общество еще не очень к такому готово. Женский ум не принято уважать. Мне, например, в России не раз приходилось слышать комплимент о том, что у меня "не женский ум". Я уверяю, что если бы такое сказали в Европе, это расценивалось бы как оскорбление. У нас это привычно.

Современная пост-технологическая цивилизация выравнивает полы. Специфически "мужских" видов деятельности (требующих физической силы) все меньше. Это прежде мужчины сражались в тяжелых доспехах, а женщинам это было не под силу. Теперь, когда высокая технология облегчила очень многие роды работ, природные различия становятся не так существенны. Я бы сказала, что общество не феминизируется, а просто становится "унисекс"".

Возврат невозможен

"Патриархальные отношения в том виде, в котором они существовали во времена Домостроя, больше невозможны. Но возможно другое: уважительное сотрудничество и (на мой взгляд, с которым многие не согласятся) признание за мужчиной первенства в семье, но первенства не тиранического, а любящего, ответственного. Что Домострой, Средневековье! Еще в Кодексе Наполеона отношения между мужчиной и женщиной описаны как отношения садовника и яблони: яблоня принадлежит садовнику, но садовник яблоне не принадлежит. Такие отношения, я думаю, уже больше никогда не будут приняты".

Источник: Нескучный сад

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама