Зимин А.Л., председатель департамента Пермской области. Доклад на Второй Российской научно-практической конференции "Религия в изменяющейся России". Пермь. 11 - 12 мая 2004 год.
Правительство страны утвердило «Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года». Тем самым вопросы образования выведены на общегосударственный уровень, признаны приоритетными.
Реформы образования происходят сейчас в большинстве развитых стран мира. Общепризнанно, что в информационно-технологическом обществе XXI века определяющим в конкуренции государств будет уровень образованности нации, способность ее реализовывать и развивать прогрессивные технологии. Вопросы – чему учить, как учить, какими быть школе и вузу и т.п., волнуют и российское общество, ведь в российском образовании учатся и работают около 38 миллионов человек, то есть каждый четвертый гражданин России.
Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.
Школа – в широком смысле этого слова – должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современное образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Люди, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных знаний, важнейших составляющих стандарта образования наступившего века: математики и информатики (включая умения вести поиск и отбор информации), русского и иностранных языков, базовых социальных и гуманитарных дисциплин (экономики, истории и права). Профессиональное образование, в свою очередь, еще не способно в должной мере решить проблему «кадрового голода», обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников. В то же время многие выпускники учреждений профессионального образования не могут найти себе работу, определиться в современной экономической жизни. В условиях экономического расслоения общества все эти недостатки системы образования усугубились неравным доступом к качественному образованию в зависимости от доходов семьи.
Можно ли говорить, что не надо ничего менять в образовании, когда:
В «Концепции» определены основные элементы новой российской школы:
Эта новая структура и содержание общего среднего образования требуют экспериментальной апробации, подготовки соответствующих учебников и педагогических кадров.
Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования. Для достижения указанной цели будут решаться в первоочередном порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи:
Модернизация образования – это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект. Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты.
У нас действует областная целевая программа «Развитие системы образования в Пермской области на 2002–2005 годы». Основное предназначение этой программы – создание условий для опережающего образования, образования, работающего на будущее. Программа определила основные приоритеты в системе образования области – воспитание, содержание образования и здоровье. Приоритет воспитания вытекает из перспектив развития системы образования, из Закона «Об образовании в Пермской области» и существующего социального заказа. Модернизация содержания образования обусловлена необходимостью расширения и конкретизации его социального, культурного и практического контекста в современных условиях. Приоритет здоровья направлен на преодоление существующих негативных тенденций в состоянии здоровья подрастающего поколения.
Намеченные мероприятия по реализации программы в основном соответствуют приоритетным направлениям модернизации российского образования. Мы рассматриваем эту программу как связующий документ, где определены связи и отношения по всей вертикали: федеральный –региональный – муниципальный – институциональный уровни управления. Это позволяет не только осуществлять задуманное на федеральном уровне, но и конструктивно решать вопросы инновационного развития образования на уровне области, муниципалитета и образовательного учреждения.
Особое внимание уделяется детям с проблемами асоциального характера, которые должны быть обеспечены обязательным индивидуальным психолого-педагогическим сопровождением. В территориях необходимо создание специализированных консультативных подростковых центров, где подростки решали бы свои психолого-педагогические и медико-социальные проблемы.
Воспитание, как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания – формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. В решении этих задач важно взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования детей, с учреждениями культуры, спорта, туризма, социальной защиты, занятости, которые были и остаются одной из наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Исключительная роль в решении задач воспитания принадлежит семье.
Нельзя не затронуть и такую непростую тему, как образование и религия, хотя, казалось бы, соответствующие законодательные акты провозгласили светское государство и светское образование. В письме Минобразования РФ № 47/20-Нп от 19.03.93 г. «О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации» указывалось, что отношение государственной школы к религии определяется законами Российской Федерации «Об образовании» и «О свободе вероисповедания». В соответствии со статьей 9 Закона РСФСР «О свободе вероисповедания» государство обязано уважать право ребенка, его родителей или лиц, их заменяющих, на выбор согласно их убеждениям, путей и форм нравственного и религиозного воспитания.
Граждане Российской Федерации в отношении религии придерживаются разных убеждений. Одни исповедуют христианство, ислам, буддизм и т. д. Другие не исповедуют никакой религии потому, что мировоззренчески не определились. Третьи придерживаются атеистичес-ких убеждений, считают себя агностиками, светскими гуманистами. Убеждения всех граждан государство обязано уважать в соответствии с конституционным принципом свободы совести при том условии, что эти убеждения не противоречат закону и не ущемляют права и интересы других граждан. Предпочтение какой-либо одной мировоззренческой ориентации со стороны государства неизбежно означает дискриминацию по отношению к другим, появление монополии в вопросах духовного развития личности. Государство предоставляет возможность выбора мировоззрения каждому гражданину как его личного выбора, как его частного дела по отношению к религии.
Родители, отдавая ребенка в государственную школу, должны знать, что школа не может взять на себя обязательство воспитывать его в соответствии с каким-либо определенным религиозным или атеистическим выбором родителей. Это необходимое условие того, что школа не будет воспитывать у детей убеждения, которые родители и дети считают для себя неприемлемыми.
Государственные органы управления образованием обязаны соблюдать принцип раздельности светского и религиозного образования. Светский характер образования в государственных образовательных учреждениях является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами; учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений.
Преподавание познавательных, религиоведческих и философских дисциплин, не сопровождающееся совершением религиозных обрядов и имеющее информативный характер, может входить в учебную программу государственных учебных заведений. С этой целью в школах могут быть введены факультативные курсы «История религий», «Мировые религии», «Религиоведение», «Великие книги человечества» и др., опубликованные в сборниках «Вестник образования», научно-методических журналах Министерства образования России.
Изучение религиоведческих проблем может осуществляться в учреждениях внешкольного дополнительного образования, в объединениях учащихся (кружках, клубах, лекториях, научных обществах учащихся и пр.) в целях наиболее полного удовлетворения духовных потребностей учащихся. Преподавать в школах и в учреждениях внешкольного дополнительного образования историю религии и другие религиоведческие дисциплины должны учителя и педагоги дополнительного образования, имеющие специальную профессиональную подготовку. Органам управления образованием, институтам повышения квалификации работников образования, педагогическим вузам необходимо осуществить подготовку и переподготовку педагогических кадров, способных обеспечить качественное преподавание в школе истории религии и других религиоведческих дисциплин.
Государство признает за гражданами право создавать в целях религиозного воспитания негосударственные образовательные учреждения. Создание религиозных воскресных школ или классов не относится к компетенции органов управления образованием. Государство обеспечивает в негосударственных образовательных учреждениях, в том числе и конфессиональных, контроль за реализацией общеобразовательных программ и требований государственных образовательных стандартов.
Нельзя пройти мимо вопроса о целесообразности преподавания теологии в российских светских вузах. Обсуждение этого вопроса переросло в острые споры о границах допустимого присутствия «доминирующей» церкви в системе светского образования и о «соотношении православия и образования» (шире – религии и образования).
Большинство специалистов-религиоведов утверждают, что объект их исследований практически совпадает с тем, что изучают «светские» теологи. Главный аргумент оппонентов религиоведов в пользу введения теологии в светских вузах состоит вовсе не в содержательной части преподаваемого предмета, а, как это ни странно, в личностях его преподавателей. Иными словами, теологию, заявляют православные специалисты, нужно вводить потому, что религиоведение преподают почти везде «бывшие научные атеисты», и под видом «объективных знаний о религии» студентам навязывается атеистический взгляд на религиозный опыт.
Действительно, в отличие от религиоведения, которое с позиций секулярного позитивистского знания и сугубо научными методами описывает различные религиозные традиции и феномены, находясь на равном удалении от каждого из них, теология занимается преимущественно формулированием вероучения, т. е. внутренней, сокровенной части каждой религиозной традиции. Теология пытается выразить веру на языке логики. Таким образом, под «общеконфессиональной» частью теологии, которую предлагается изучать студентам первых трех курсов, понимается фактически то же самое религиоведение, но лишь освобожденное от влияния «научных атеистов». В рамках этой части изучаются общие основы теологии, так или иначе свойственные всем религиозным традициям, а значит, их преподавание предполагает «равноудаленность» от всех этих традиций. Однако в рамках второй (конфессиональной) части теологии предполагается преподавать уже вполне конкретное богословие – православное, баптистское, мусульманское, иудейское и т. п., изучение которого практически невозможно отделить от веры.
Несомненно, что при всей совокупности благих намерений главных ревнителей преподавания «светской» теологии в светских вузах, перед ними рано или поздно встает вопрос: «Может ли светская, оторванная от религиозной традиции такая дисциплина гарантировать аутентичность того или иного курса, скажем, православной или исламской теологии»?
Столь явное присутствие конфессиональной дисциплины в светских вузах совершенно невозможно в условиях современной правовой системы Российской Федерации, провозглашающей отделение Церкви от государства и школы от Церкви.
Примечательно, что сторонники преподавания теологии в светских вузах не могут ссылаться на исторический опыт России. В Российской империи, где православная Церковь была государственной, богословие в университетах не преподавалось! Да, был Закон Божий в начальных и средних школах, были духовные учебные заведения, состоящие на государственном финансировании, но в светских вузах богословия не было.
Споры об образовательном стандарте по теологии, таким образом, имеют преимущественно политический характер и скрывают стремление некоторых церковных кругов добиться радикального изменения своей социальной роли и правового положения.
Актуальность, острота проблемы «школа и свобода совести» в современной России определяется, разумеется, не только так называемым «религиозным возрождением» и предъявлением обществу, обескураженному неудачей коммунистического эксперимента, старых-новых традиционных духовных ориентиров. Разумеется, эти «духовные поиски» неизбежны в «переходной стране», население которой в большинстве своем понятия не имеет, от чего и к чему оно переходит, а знающее меньшинство не в состоянии выработать на этот счет сколько-нибудь единого мнения. И наши школьники, взрослея физически и информационно (знаниево), входят во взбаламученный «взрослый мир» своей Родины совершенно неподготовленными к духовно-нравственному самоопределению, к той самой свободе совести, которая как раз и предполагает стремление и умение людей конструктивно взаимодействовать друг с другом во имя общих интересов.
Подлинная свобода совести действительно состоит в «праве граждан беспрепятственно высказывать собственные взгляды и убеждения». И на бытовом, коммунальном уровне она у нас как бы есть. Но ее у нас и близко нет там, где должны ее – свою собственную, личную, ответственную, соотнесенную с такими же свободами совести других людей – выращивать и учить пользоваться публично и конструктивно. Школа должна стать местом, где юные граждане делают первые шаги в будущее гражданское общество.
Развитые (в том числе и своими системами образования) современные общества сами определяют зону своего ближайшего и перспективного (на сценарном уровне) развития. Каждый человек, разумеется, преследует свои интересы, исходя из собственного понимания блага для себя, своей семьи, своей корпорации и т.д. Вопрос лишь в том, какие механизмы выявления и согласования этих интересов сложились в данном обществе, насколько эффективно они действуют, насколько сами граждане подготовлены к участию в этих механизмах, ибо на самом деле никаких «механизмов» нет, а есть система социальных ролей и отношений. И осознание всеми этих ролей и отношений как главной, величайшей ценности, от которой зависят стабильность развития и благополучие семьи, нации, мира. Желательно, чтобы понимание и личный опыт этого возникали уже в семье и обязательно в школе.
Совесть – категория интимно-нравственная. Совести научить нельзя. Свобода совести – категория социальная. И для социально ответственной системы образования гражданского общества этим должно быть все сказано.