Всеволод Чаплин хочет открыть центр современного искусства в подвале храма
В непростых взаимоотношениях РПЦ и актуального искусства наметился неожиданный поворот. Глава Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, известный своим интересом к вопросам эстетики (можно вспомнить предложение учредить "православный дресс-код"), намерен открыть при храме, где он служит, центр современного искусства. Дабы обновить имидж церкви , всегда считавшейся консервативным институтом, о. Всеволод готов привлечь к сотрудничеству "всех, в том числе и Марата Гельмана".
Демонстрируя свою терпимость к новым формам искусства, протоиерей Всеволод Чаплин заметил: некоторые акции, к которым имел отношение известный артколлекционер и основатель галереи своего имени Марат Гельман, "были на грани кощунства". "Но я все-таки кощунством их не считаю", подчеркнул о. Всеволод, добавив, что "искусство это неоднозначная область" и посему он и хочет пригласить в свой артцентр известного галериста. "Готов пригласить его, послушать, возможно, он предложит какие-то творческие проекты", сказал "МН" о. Всеволод.
Сам Гельман (который сейчас возглавляет пермский музей современного искусства PERMM), комментируя неожиданную инициативу иерарха церкви , ранее не замеченного в интересе к современному искусству, подтвердил, что разговор между ним и о. Всеволодом действительно имел место. Церковь и художники должны уметь понимать друг друга, полагает Гельман и приводит в пример католиков, для которых выставка в храме не экзотика.
"Мы давно развиваем такую идею", пояснил "МН" о. Всеволод. Он сообщил, что намерен оборудовать в храме Св. Николая на Трех горах, настоятелем которого является, концертно-выставочное пространство благо помещение, "где можно будет поставить сцену", имеется. Идея учредить центр современного искусства при Никольской церкви возникла после того, как с приходом храма начал сотрудничать клуб "Артэриа", недавно изгнанный из Центрального дома работников искусств,
Всеволод Чаплин первый, кто вступился за "Артэриа", заметила в беседе с корреспондентом "МН" артдиректор клуба Нина Кибрик. "В сентябре клуб в ЦДРИ был насильственно закрыт, против нашей воли и желания, потому что там произошла смена власти, случился практически рейдерский захват здания дирекцией ЦДРИ", подчеркнула Кибрик. По ее словам, конфликт с домом работников искусств, в который вовлечено и Москомимущество, продолжается клуб судится с ЦДРИ по поводу незаконных увольнений. Отец Всеволод (который не знаком с руководством клуба "Артэриа" и, более того, ни разу там не бывал) узнал о проблемах от кого-то из музыкантов, выступавших на этой площадке, и первым написал письмо в столичную мэрию в защиту клуба. "При первой встрече о. Всеволод пообещал открыть при храме культурный центр, который может стать для нас прибежищем", рассказывает артдиректор клуба "Артэриа". "Прибежище" реставрируемое сейчас подвальное помещение Никольской церкви площадью 200 кв. м, с большими колоннами и арочными сводами. "Подвал больше похож на палаты XVII века", замечает Кибрик, по словам которой, уже сейчас есть возможность проводить там мероприятия клуба.
Всеволод Чаплин подчеркивает, что при всем стремлении к открытости в храме будут следить за тем, чтобы деятели искусств не входили в противоречие с православным вероучением и нормами христианской нравственности. "Какой центр может создать о. Всеволод, я не знаю, но отношусь к этой идее в целом положительно, сказал "МН" художник Гор Чахал, который в 2010 году был куратором экспозиции "Двоесловие/Диалог" первой выставки актуального искусства в действующем православном храме Москвы. Центров современного искусства должно быть больше например, я сотрудничаю с католическим центром искусств в австрийском Граце. Пусть будет и центр о. Всеволода Чаплина".
По словам художника, можно было привлечь "людей формата о. Павла Великанова (секретаря ученого совета Московской духовной академии. "МН"), кого-то из богословской среды". При этом, по мнению Чахала, обсуждать подобную тему на фоне "совершенно необоснованного" уголовного преследования участниц группы Pussy Riot (которую также иногда относят к современному перфоманс-арту) кажется неуместным и политически ангажированным.
Бывший заведующий отделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи Андрей Ерофеев, выступавший одним из организаторов скандальной выставки "Запретное искусство-2006" (напомним, что дело о возбуждении религиозной розни, по которому проходили Ерофеев и экс-директор Музея Сахарова Юрий Самодуров, закончилось осуждением по ст. 282 УК), сказал "МН", что "связь современного искусства и религии желательна". Он отметил, что современное искусство использует в основном социальную и политическую проблематику, но полный отрыв актуального искусства от духовных исканий, религиозного переживания рождения и смерти человека ослабляет его.
Правда, при этом искусствовед считает, что Всеволод Чаплин "последний человек, который должен этим заниматься". "Если "чиновник" православной церкви будет создавать центр современного искусства, то получится пародия. Руководство РПЦ консервативно и в современном искусстве не продвинуто", полагает Андрей Ерофеев. По его мнению, воссоединить искусство и религию удастся, лишь когда появятся частные храмы и просвещенные меценаты пригласят к сотрудничеству современных художников, скульпторов и музыкантов.
К слову, Марат Гельман может оказаться среди таких "просвещенных меценатов". Вчера он уже выступил со встречным предложением к священнослужителю. "Гельман организует при артцентре храм и пригласит туда Чаплина", записал вчера галерист в своем микроблоге в Twitter.
В храме будут следить за тем, чтобы деятели искусств не входили в противоречие с православным вероучением
Источник: Московские новости