ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Вызов христианской демократии

Политолог Борис Межуев – о том, для чего нужно "политическое православие"

Борис Межуев :: 23 марта 2012

Борис Березовский объявил о том, что приступает к созданию новой политической партии. Наверное, в самом этом событии не было бы ничего сенсационного, если бы лондонский эмигрант не сказал бы о том, что планирует назвать свою партию "христианской", точнее "Христианско-демократически революционной". Причем "религиозная" составляющая будущего движения окажется подчеркнутой датой создания этого движения – днем Светлого Воскресения Христова, 15 апреля 2012 года.

Березовский – умный человек, и он понимает, что делает. Назови он партию как-то иначе, и его политическое движение вызвало бы в нашей стране лишь самый скромный интерес. В России будет в ближайшее время переизбыток либеральных, социал-демократических и националистических партий, возглавляемых популярными и в той или иной степени перспективными политиками. А вот на "христианскую демократию" мало кто покусится.

По нескольким причинам.

Прежде всего в России формально действует некоторое количество христианско-демократических партий: лидер одной из них Александр Чуев некоторое время назад был даже депутатом Государственной думы от "Единой России". Однако судьба этих движений незавидна. Наиболее симпатичным из всех подобных партий было Российское христианско-демократическое движение публициста Виктора Аксючица, человека с хорошей полудиссидентской биографией, который как будто был призван к тому, чтобы соединить в себе как в политике православие, патриотизм и демократию. И ничего не вышло. Один из создателей РХДД перешел к украинским раскольникам, другой вообще принял ислам, а сам Аксючиц побывал и депутатом расстрелянного Верховного совета, и политическим советником Немцова, вследствие чего оказался чужим и в среде либералов, и в среде патриотов.

Итак, по полю христианской демократии до Березовского ходили не самые слабые политики, и все они как один не смогли добиться ничего дельного. Главная причина этого неуспеха заключалась в том, что подобная партия была вынуждена соотносить свою деятельность и свои программные положения с позицией крупнейшей христианской конфессии в России – Русской православной церковью, а сделать это не так просто. Значительное (и смею думать, подавляющее) число прихожан РПЦ настроено безусловно антидемократически. Монархическая идея является одним из важнейших компонентов мировоззрения православного человека, и демократия может найти место в его сердце чаще всего лишь как временное и заведомо неудовлетворительное политическое состояние, обусловленное исключительно трагическими перипетиями нашей истории. Мысль о том, что это состояние может иметь какое-то особое ценностное обоснование – а в этом и состоит идея "христианской демократии", – редко находит какой-то отзвук в сознании православного россиянина. Именно по этой причине христианская демократия просто обречена вступать в идеологический конфликт не только с радикальной частью исповедников православия, но и с гораздо более умеренной в политическом отношении иерархией Церкви. Открытый конфликт с РПЦ неизбежно выталкивает христианскую партию в маргинальное поле, где она может быть интересна либо русским христианам других конфессий, либо таким организациям, как германский ХДС/ХСС или же Фонд Аденауэра.

В чем же тогда состоит расчет Березовского? Он прекрасно понимает, что вся его оппозиция русской власти может быть исключительно виртуальной. И в рамках этой виртуальной оппозиции он может наносить удары по Русской православной церкви, не заботясь о ее благожелательной реакции. В конце концов, находясь за рубежом, можно быть прихожанином православного храма, и не принадлежа к РПЦ. А осуждение учения Березовского только создаст ему невиданную рекламу.

Московская патриархия сегодня оказалась на передовой тех самых "культурных войн", о приближении которых мы еще недавно предупреждали читателей "Известий". Кто бы ни направлял несчастных девушек из скандальной группы в храм Христа Спасителя, своей цели он достиг. Эффект не столько даже от акции Pussy Riot, сколько от последующей реакции руководства Церкви, должен был превзойти ожидания остающихся в тени организаторов акции. Церковь устами ее публичных спикеров даже не смогла внятно выразить ту проблему, перед которой она оказалась, когда и помилование и осуждение девушек равным образом наносит удар по репутации русского православия.

На фоне общественного раскола по поводу одной хулиганской выходки появление такого влиятельного христианско-демократического публициста, как г-н Березовский, безусловно, станет заметным событием. Спорящие до хрипоты православные москвичи не смогут не реагировать на лондонские проповеди о "любви и свободе, которых так не хватает" нашему Отечеству. А те самые публичные спикеры Церкви уже и начали реагировать на инициативу олигарха, причем наилучшим для нашего героя образом – Березовский уже объявлен ими "антихристом".

После смерти Александра Солженицына в 2008 году в стране не осталось ни одного влиятельного христиански мыслящего политического активиста, кто бы соотносил те или иные общественные инициативы с публичным исповеданием христианства и, более конкретно, верностью русскому православию. Будет, конечно, чудовищно, если таким окажется г-н Березовский. Но что делать, если молодое консервативное движение, которое шесть лет назад что-то пыталось говорить о "политическом православии", сегодня безнадежно расколото между сугубо светским, если не прямо языческим этническим национализмом, и крикливым антиоранжевым лоялизмом. А все промежуточное пространство постепенно замещается оккультными сектами и гностическими ересями.

Тут еще вот что плохо. Начав свою "христианско-демократическую проповедь", Березовский рано или поздно вынудит церковную общественность к публичной отповеди. И мы уже можем легко представить себе эту вдохновенную дискуссию – споря с лондонским олигархом, Церковь начнет брать под защиту существующий политический порядок и тем самым окажется еще более уязвимой для обвинений в конформизме и угодничестве перед земными властями. А далее "креативное меньшинство" начнет лепить из русской Церкви своего рода конфессиональный аналог "Единой России" – объединение культурного косного и политически трусливого большинства, с которым, на горе себе, решили связать свою судьбу наши руководители.

И опять же весь вопрос к российской Церкви – способна ли она к какой-то серьезной контригре на идеологическом поле, что означает – способны ли политически мыслящие православные создать на поле "христианской демократии" религиозную версию "консервативного путинизма"?

Источник: Известия

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама