ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Демократия, христианство и культурная революция

Писатель Дмитрий Дробницкий – о том, как современная Россия должна учесть уроки Франции 1968 года

Дмитрий Дробницкий :: 27 марта 2012

Сегодня есть три непреложных факта, с которыми приходится иметь дело православному христианину, имеющему хотя бы минимум уважения к институту демократии и хотя бы минимум соучастия с теми, кто не согласен с нынешним российским статус-кво.

Во-первых, в глазах общественности наша Церковь все больше сращивается не столько с государством (что против Конституции, но встречает сочувствие в сердцах верующих), сколько со светской властью, как таковой, невольно становясь элементом ее "самодержавного" антуража.

Во-вторых, РПЦ МП стала объектом массированной атаки со стороны не столько политической оппозиции (у таковой просто пока нет ни реальных лидеров, ни позитивной повестки), сколько со стороны размытой, но все же весьма яркой и, приходится признать, эффективной культурной оппозиции, которая, используя Церковь как одну из мишеней, эстетически преподносит власть в качестве "власти отстоя".

В-третьих, начавшиеся культурные войны, о которых уже говорили колумнисты "Известий", по факту ставят перед православными совершенно недопустимую с моей точки зрения дилемму: Православие или демократия, вера или свобода.

Об этом надо сегодня говорить открыто и без экивоков, какой бы болью это не отдавалось в сердце. Слова "христианство" и "демократия" в 2012 году поставил рядом только Березовский. В то же самое время хулиганы, активисты ЛГБТ-сообщества, агрессивные атеисты и прочие апологеты разврата сегодня преподносятся как культурный авангард демократии, только и способный сломать "застой" и реформировать "преступный режим". Это должно нас пробудить и заставить вспомнить, что именно носители христианской веры всю историю человечества были теми людьми, что считали свободу святым правом человека, при этом всегда противопоставляя разнузданной "свободе от" жизнеутверждающую "свободу для".

Признаемся, "всё хорошо" сегодня только у тех православных, что выбрали для себя алармистский пафос борьбы с "оранжевой чумой" и призывают к чуждым христианству методам "наказать", "закатать по полной" и "уничтожить", а также у тех демократов, которым плевать на православную веру, вековые моральные императивы и традиционные ценности нашего народа. Остальные пребывают в смущении и растерянности. И если эта растерянность продлится достаточно долго, страна будет обустроена безо всякого участия людей, для которых Православие – истинная вера, а демократия – не пустой звук.

Мне могут возразить, что таких людей ничтожно мало. Что же, тогда социальная доктрина РПЦ притворна. Мне могут сказать, что приветствующие демократию прихожане – отступники. Что же, тогда дела у нас еще хуже, ибо мы стоим на пороге церковного раскола. Церковь – это все мы, весь крещеный люд, и это мы в конечном счете окажемся виновными в том, что не смогли достойно ответить на вызов тех, кто метит в режим, а попадает в нашу Церковь, провозглашая культурную революцию против "отстоя".

Такое уже случалось. В 1968 году во Франции, Германии, США и многих других странах "победившего капитализма" прошли массовые протесты, идеологами которых выступили леворадикальные мыслители, расчетливо сыгравшие на заслуженном отвращении мыслящих людей к тогдашнему истеблишменту Запада. Позитивной программы у тех протестов никакой не было, и не случайно "креатив" 1968-го был частично взят на борт "рассерженными" в России. Чего стоит хотя бы появившиеся в массовом порядке в Париже граффити "Как ни проголосуешь на плебисците, "да" или "нет", из тебя всё равно сделают козла", "Смерть ментам" или "Будьте реалистами, требуйте невозможного"! Не появляется ощущения дежавю?

Гораздо хуже был другой лозунг 68-го, который очень точно определял его сущность: "Ни Бога, ни господина!". Таким образом борьба за права и свободы стала эквивалентом богоборчества, отрицания религии и моральных императивов. Поэтому вполне логичны были и другие лозунги: "Культура – это жизнь наоборот", "Звонит будильник. Первое унижение за день" и "Алкоголь убивает. Принимайте ЛСД".

Формально протест 68-го был подавлен. Часть активистов подалась в терроризм, но основная часть вождей революции слилась с истеблишментом, стала его частью. Они стали читаемыми писателями и философами, солидными членами "креативного класса" и даже членами Европарламента (как, например, Кон-Бендит). "Парни 68-го" в действительности победили. Это именно они сегодня диктуют верующим недопустимость Евангелия и крестов в школах, это они установили политкорректность со всеми ее возмутительными последствиями, и это благодаря им современное европейское искусство в основной своей массе представляет из себя культ агрессивного атеизма.

Однако леволиберальная тусовка на Западе все же не является абсолютно доминирующей. И благодарить за это надо прежде всего демократию, неразрывно связанную с церковной реформацией. В Европе правые, которые основывают свою позицию на религиозных ценностях и смело ставят слова "христианство" и "демократия" в название своих политических партий, все больше теснят леваков-либералов. В США сегодня вообще невозможно представить себе успешного политического деятеля, не верящего одновременно и в Бога, и в торжество демократии.

А ведь к концу 1960-х казалось, что СССР выигрывает холодную войну, и по всему миру "свободный мир" оказался в кольце врагов. Демократия казалась досадной помехой на пути обороны против всемирного наступления марксизма, коммунизма и маоизма. И все же демократию не разменяли на сиюминутное укрепление "обороны". И в конце концов выиграли.

Таким образом, история показывает нам, что с позиций христианства можно сказать решительное "нет" так называемой культурной революции и одновременно оставаться демократами и требовать политических реформ. Это сложный путь, но, пожалуй, единственно возможный.

В этом смысле нужно правильно понимать высказывание Спасителя о том, что "всякая власть от Бога". И Церковь, и государство, и школы для наших детей будут такими, какими их сделаем мы, православные христиане, так что неуклюжая оборона спикеров нашей Церкви не должна нас смущать. Православие – религия свободы, человеческого достоинства и справедливости. А раз Христос – это истина, то демократия – наш лучший инструмент в земной жизни.

Источник: Известия

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама