Некоторое время назад я увидел сообщение о человеке, который стал жертвой жестокого преступления. Поскольку его обидчики были богатыми и влиятельными людьми, власти не только отказались наказать их, но обвинили самого этого человека и готовились отправить его в тюрьму. Я перепостил это сообщение, выразив свое возмущение таким беззаконием. Прошло какое-то время, и в Интернете стала появляться другая информация версия этого человека стала выглядеть все более запутанной и неправдоподобной. Наконец, некоторые мои знакомые встретились с ним лично и подтвердили возникшее впечатление. Похоже, этот человек просто лгал. Мое праведное негодование было совершенно не по адресу.
Интернет пространство полной свободы. Любой человек, у которого есть доступ, может поделиться какими угодно сведениями и мнениями со всем миром. С одной стороны, это хорошо у злодеев меньше возможностей скрывать их темные дела, а благонамеренные граждане могут открыто обсудить волнующие их проблемы. С другой надежность распространяемой таким образом информации оказывается очень низкой. Мы все видели, как это бывает: один блогер услышит что-то в разговоре (например, что в Москву прибывает чеченский ОМОН), еще десяток блогеров это перепечатает, потом это уже напечатают как новость часа "серьезные" новостные ленты, и так слух становится фактом.
Начать опровергать слухи значит только помогать их распространению. К примеру, блогер N напишет о Вас, что Вы воруете серебряные ложки. Блогеры Х, Y и Z тут же перепечатают это с комментарием посмотрите люди добрые, каков мерзавец! Ходит с постным видом, а сам ложки тырит! Вот лоялисты/болотные активисты/православные/евреи/велосипедисты (нужное подчеркнуть) они все такие!
Если Вы, по неосторожности, явитесь к этим блогерам в их журналы и станете горячо уверять, что Вы отнюдь не тырите ложек, Вы втянетесь в изнурительную дискуссию, целью которой будет прояснить, не тырите ли Вы заодно вилок, ножей, а также часов и бумажников. И что Вы так нервно оправдываетесь-то? Совесть нечиста? Эти обсуждения привлекут внимание, и попадут в топ Яндекса. "Ложки, украденные имярек" будут встречать каждого посетителя поисковых систем.
Многие станут искренне недоумевать, о чем тут вообще можно говорить с человеком, который (как это уже известно всему Интернету), тырит ложки, ворует бумажники и к тому же угоняет автомобили. Новостные ленты также вскоре украсятся сообщениями о том, что "кражи, которые, как сообщается, совершил имярек, вызвали оживленную реакцию в блогосфере... имярек, оправдываясь, явно нервничает".
Нет, это будет подаваться не как доказанный факт вдруг у Вас найдется время и деньги, чтобы судиться но как "то, о чем все говорят". Ваши знакомые начнут смотреть на Вас опасливо, и запасаться пластиковыми столовыми приборами на случай, если Вы заскочите в гости.
Слухи, которые могут вызывать раздоры, губить репутации, ссорить друзей, разрушать семьи и даже провоцировать войны явление, конечно, гораздо более древнее, чем Интернет. О нем постоянно говорится в Священном Писании, начиная с одной из Десяти Заповедей: Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего (Исх 20:16). Книга Притч называет в числе того, что ненавидит Господь.. что мерзость душе Его, лжесвидетеля, наговаривающего ложь и сеющего раздор между братьями (Прит 6:16 19).
Читатель может подумать: ну разве тут об этом? Лжесвидетель это тот, кто дает ложные показания. А я просто перепостил ссылку. Но мы несем ответственность перед Богом за все, что сходит с нашего языка, или с нашей клавиатуры. Это не значит, что мы не должны распространять информацию, скажем, о преступлениях, которые пытаются замять. Это просто значит, что мы должны серьезно и тщательно относиться к тому, что мы передаем. Потому что, если в итоге окажется, что мы передаем ложь, мы повинны в нарушении заповеди. Этот грех легко совершить и я сам, увы, совершал его не один раз, но давайте будем осторожны и рассудительны. Наше благородное возмущение безобразиями по ссылке абсолютно не избавляет нас от ответственности за свои слова.
Да, легко увлечься искренним негодованием ведь негодовать на злодеев, чувствовать себя при этом ангелом света так приятно. Да и как не вознегодовать на злодеев, когда мерзавец, совершивший преступление, благодаря взяткам и знакомствам уходит от наказания? А может, стоит чуть притормозить и допустить мысль, что, возможно, это невиновный человек, которого оклеветали? Легко исполниться благородной ярости, когда коррумпированная правоохранительная система ломает жизнь невиновному. А может, это как раз мерзавец, изобретательно апеллирующий к толпе благонамеренных лохов? Может, стоит потратить больше времени и сил на то, чтобы разобраться?
Общественная активность в Интернете это очень важно. Мы не должны молчать. Но мы должны отдавать себе отчет, что за наши слова кто-то будет расплачиваться репутацией, а кто-то и свободой.
Это особенно важно, когда речь идет о спорах внутри Церкви. Легко поддаться порыву обличить зло в лице своих же братьев и сестер, которые разошлись с нами во мнениях по тому или иному поводу. Уж поводы-то нам обеспечат, не сомневайтесь, над этим работают серьезные духовные силы. Православные люди в недогматических вопросах могут не соглашаться между собою это нормально. Ненормально другое когда ярость благородная вскипает, как волна, и в адрес оппонентов (как мирян, так и священноначалия) бросаются самые тяжкие и страшные обвинения, которые считается необязательным обосновывать. Ведь когда человек охвачен таким благородным негодованием, ему не до проверки фактов или выбора выражений. Он борется за Правду и ему некогда думать о том, не ложь ли он говорит. Поэтому когда Вы охвачены праведным гневом это сигнал тревоги. Вы собираетесь сделать или сказать что-то, о чем потом будете сожалеть.
Как сказал святой апостол Иаков, Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие (Иак 1:26). К клавиатуре это тоже относится.
Источник: Фома