23 марта 2012 г. на заседании Диссертационного совета при Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете состоялась защита диссертации магистра богословия, кандидата исторических наук, доцента священника Александра Мазырина "Патриарший Местоблюститель митрополит Петр (Полянский) и высшее церковное управление в условиях гонений со стороны власти и борьбы за единство Церкви", представленной на соискание ученой степени доктора церковной истории (научный консультант – доктор богословия, профессор протоиерей Владимир Воробьев; с авторефератом диссертации можно ознакомиться здесь).
В своем выступлении соискатель рассказал том, как и почему возник замысел представленного исследования и как этот замысел реализовывался. Свой рассказ диссертант сопроводил показом фотографий, сделанных во время экспедиции по местам заключения священномученика Петра. Охарактеризовав основное содержание работы, автор представил положения, выносимые на защиту.
В качестве первого официального оппонента выступил доктор церковной истории, профессор протоиерей Владислав Цыпин (Московская Духовная Академия). Протоиерей Владислав отметил, что защищаемая диссертация "представляет собой основательно документированное, детализированное церковно-историческое исследование, написанное с учетом основного массива источников и литературы по диссертационной теме и смежным темам". "У рецензента, сказал протоиерей Владислав, нет принципиально отличных от диссертанта оценок как личности, так и деятельности священномученика Петра и его места в истории Церкви, кроме одного аспекта, касающегося его взаимоотношений со своим Заместителем, а также характеристики личных качеств и деятельности самого Заместителя". Протоиерей Владислав указал на общность во взглядах и позиции митрополитов Петра и Сергия: "если бы ее не было, то не могло бы состояться и назначение митрополита Сергия Заместителем". Кроме того оппонент подчеркнул, что "история Русской Церкви не закончилась в 1939 г. События, происходившие в Великую Отечественную войну и после нее, явным образом обнаружили, что из разных видов реакции на гонения – беспринципное приспособленчество, компромиссы во всем, кроме самой веры, бескомпромиссное стояние за правду – в наибольшей степени способствовал выживанию Церкви тот курс, который осуществлял митрополит, позже Патриарх Сергий: послевоенную церковную организацию возглавляли его преемники, его единомышленники и его ставленники". В конце своего отзыва протоиерей Владислав отметил, что "возражения и критические замечания понадобились рецензенту для того, чтобы обозначить расхождение его с диссертантом в оценке событий и лиц, составляющих предмет исследования. Они не дают оснований ставить под вопрос достоинство диссертации, солидной и масштабной, хотя и не вполне беспристрастной, тем не менее, заслуживающей присвоения ее автору степени доктора церковной истории". (Полностью отзыв протоиерея Владислава Цыпина см. здесь.)
В ответном слове диссертант, прежде всего, выразил свою глубочайшую благодарность уважаемому оппоненту, высочайший авторитет которого, как ведущего специалиста по новейшей истории Русской Православной Церкви, является общепризнанным. Диссертант сказал, что и не ожидал от рецензента полного согласия с его выводами и оценками. По поводу отмеченной протоиереем Владиславом общности позиции митрополитов Петра и Сергия священник Александр заметил, что, действительно, применительно к 1925-1926 гг. можно говорить об их практически полном единстве. И тот, и другой утверждали тогда положение, что греха под название "контрреволюция" Церковь не знает и поэтому не ее дело участвовать в какой-либо политической борьбе (что ей всячески пыталась навязать большевистская власть). Такая позиция обеспечивала поддержку Местоблюстителя в 1925 г., а затем и его Заместителя со стороны церковных ревнителей – наиболее активной части православного епископата и их помощников из числа духовенства и мирян. В 1927 г., однако, митрополит Сергий сошел с ранее отстаиваемой им же позиции церковной аполитичности, что привело к тому, что многие из его прежних активных сторонников превратились в его горячих критиков. Что же касается отношения Местоблюстителя к политике Заместителя, то оно в полной мере нашло выражение в письмах митрополита Петра 1929-1930 гг., в последнем из которых он писал митрополиту Сергию: "прошу поглубже укоренить убеждение, что мое решение – предложить Вам исправить ошибку и устранить все мероприятия, превысившие Ваши полномочия, есть Богом благословенное и имеет обязательную силу".
Диссертант согласился с замечанием оппонента, что "история Русской Церкви не закончилась в 1939 г.", но выразил убеждение, что в том, что она тогда не закончилась, заслуга, в первую очередь, новомучеников и исповедников, в ответ на подвиг которых Сам Господь так направил ход истории, что богоборческая власть вынуждена была свернуть гонения. Митрополит Сергий же своей политикой не смог в годы "Большого террора" спасти даже своих ближайших сотрудников, более того, сам мог быть в любой момент репрессирован (сфабрикованные для этого обвинительные материалы в отношении "гражданина Страгородского" диссертант лично держал в руках в Центральном архиве ФСБ РФ).
Вторым официальным оппонентом выступил доктор исторических наук, профессор Сергей Львович Фирсов (Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургская Духовная Академия). В своем обстоятельном отзыве С. Л. Фирсов весьма емко изложил содержание представленной диссертации. "Подводя итоги, сказал С. Л. Фирсов, необходимо отметить, что диссертационная работа священника Александра Мазырина написана хорошим русским языком, со знанием историографической традиции и с привлечением широкого круга источников (в том числе – неопубликованных и до сего времени практически неизвестных широкому кругу исследователей). По теме диссертации изданы многочисленные статьи и монографии, демонстрирующие глубокий профессионализм автора – одного из крупнейших современных исследователей новейшей церковной истории. По моему мнению, Диссертационный Совет имеет все основания для положительной оценки проделанной священником Александром Мазыриным работы, а сам он – присвоения искомой ученой степени доктора церковной истории". В ответ диссертант сердечно поблагодарил оппонента за очень содержательный и благожелательный отзыв, сказав, что С. Л. Фирсов правильно отметил, что автор не имел никакого желания "становится на опасный и бесперспективный для исследователя путь обличителя" и старался быть предельно объективным.
Третий официальный оппонент – доктор церковной истории, кандидат исторических наук Владислав Игоревич Петрушко (ПСТГУ, ЦНЦ "Православная энциклопедия") в своем отзыве также весьма точно изложил основные идеи диссертации и, назвав ее "крупным и исключительно добротным научным исследованием", сделал ряд замечаний, главным из которых было то, что "диссертанту следовало бы предварить свой труд несколько более подробным очерком, посвященным жизни и деятельности будущего святителя Петра (Полянского) в дореволюционное время". Диссертант с благодарностью принял это замечание, сказав, что и без того чрезмерно большой объем диссертации (более 45 авторских листов) заставил его свести к минимуму описание дореволюционных сюжетов биографии будущего священномученика Петра. Впрочем, о факте его близкого знакомства с будущим митрополитом Сергием еще в 1890-е гг. в диссертации все-таки говорится.
В последовавшей затем весьма оживленной общей дискуссии приняли участие ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев, протоиерей Владислав Свешников, протоиерей Георгий Митрофанов, священник Александр Щелкачев, П. Н. Грюнберг и другие.
После обсуждения представленной в работе проблемы и ответа диссертанта на ряд заданных ему вопросов состоялось тайное голосование, давшее следующие результаты:
всего членами Диссертационного совета ПСТГУ по богословию и церковной истории состоят 29 человек;
присутствовали на заседании 25 членов Диссертационного совета;
приняли участие в голосовании 24 члена Диссертационного совета (сам диссертант священник Александр Мазырин не голосовал);
за присуждение диссертанту ученой степени доктора церковной истории проголосовало 23 члена Диссертационного совета;
против – нет;
один бюллетень был признан недействительным.
Члены Диссертационного совета единогласно утвердили результаты голосования и приняли решение ходатайствовать перед Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом об утверждении священника Александра Мазырина в ученой степени доктора церковной истории.
По материалам источников: Сайт ПСТГУ