Этот Великий пост оказался у нас, пожалуй, как никогда богатым на шумные медиасобытия: история с "панк-молебном" группы "Pussy Riot"в храме Христа Спасителя, судебный процесс вокруг "квартиры Патриарха", скандал с ретушированием часов на фотоснимке из архива патриаршей пресс-службы. И вот в самом конце поста этот круг событий замкнулся: международная неправительственная правозащитная организация Amnesty International("Международная амнистия") признала трёх находящихся под арестом участниц "панк-молебна" узниками совести, подлив масла в начавший было затихать огонь острых дискуссий.
В нашем обществе нет однозначного отношения к этой выходке. Многие считают, что "панк-молебен" на амвоне кафедрального собора в натянутых на голову масках – реакция на официальную поддержку Патриархом Кириллом В.В. Путина во время предвыборной президентской кампании. Но почти все сходятся во мнении, что форма этого протеста – хулиганская, и её никак нельзя назвать молитвой.
Когда я слышу: мол, девочки молились в храме, а их за это арестовали, то у меня возникает несколько вопросов. Молитва – акт общения человека с Богом, акт исключительно личный, интимный, не требующий присутствия никаких посторонних лиц. "Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно", – сказал Господь в Нагорной проповеди (Мф. 6:6). Если участницы "панк-молебна" перед тем, как обратиться к Богу с молитвой, пригласили заранее в храм журналистов с видеокамерами, надели маски, выбежали с гитарами на амвон и стали бить поклоны лицом к немногочисленным прихожанам (а точнее, захожанам) – значит, это не была не молитва, а перфоманс.
Конечно, молясь в храме, невозможно закрыть изнутри дверь, как дома, и остаться одному. Но и здесь есть свои очевидные правила. Трудно поверить, что участницы "панк-молебна" не знали о них. А если им захотелось нарушить их, то здесь уместно вспомнить пословицу "В чужой монастырь со своим уставом не ходят". В любом храме любой конфессии есть определённые нормы поведения. Если в буддийском храме ты не оставишь перед входом обувь – тебя выгонят, если в синагогу попытаешься проникнуть без головного убора – тебя туда не пустят. Даже входя в идольское капище – мавзолей Ленина, нужно снять шапку. Уважение к этим правилам, независимо от степени или наличия веры, – необходимая и очевидная норма поведения всякого культурного человека. И наоборот: демонстративное несоблюдение их – признак отсутствия общего уровня культуры.
Участниц "панк-молебна" арестовали. Думаю, им ещё повезло: если бы они устроили свой перфоманс в мечети – их бы просто закидали камнями, а если бы это произошло в одной из американских протестантских церквей – какой-нибудь впечатлительный прихожанин вполне мог бы их застрелить (ношение оружия разрешено в большинстве штатов США).
Многих смущает суровость потенциального наказания: нарушительницам грозит до семи лет лишения свободы. Согласен с теми, кто считает, что это чересчур строгое наказание. Более того, думаю, что солисток "Pussy Riot" вполне можно было бы отпустить до суда, взяв с них подписку о невыезде. Гораздо эффективнее, на мой взгляд, было бы обязать нарушительниц в течение определённого срока мыть полы в храме Христа Спасителя, пылесосить солею, вычищать воск с подсвечников. Но, в любом случае, суд ещё не состоялся и делать насчёт приговора какие-либо предположения бессмысленно.
В этой истории поразительно вот что: авторитетная международная правозащитная организация назвала участниц "панк-молебна" узницами совести. Кто же такие узники совести? Вот официальное определение: "узник совести (Prisoner of conscience) – человек, физическая свобода которого ограничена тюремным заключением либо иным способом из-за его политических, религиозных или иных убеждений, а также этнического происхождения, пола, расы, языка, национального или социального происхождения, имущественного статуса, родственных отношений, сексуальной ориентации и других характеристик личности. При этом узниками совести не считаются люди, прибегающие к насилию или пропагандирующие насилие и вражду".
Не вполне понимаю, под какое из вышеперечисленных определений подходят солистки "Pussy Riot". Но дело не в этом. Назвав участниц "панк-молебна" узницами совести, Amnesty International фактически приравняла их к академику Сахарову, Натану Щаранскому, пражскому архиепископу Йозефу Берану, который четырнадцать лет, с 1949 по 1963 год, провёл в тюрьме за произнесённую с амвона проповедь, осуждавшую коммунистический строй, десяткам других честных людей, живших в годы коммунистической диктатуры не по лжи. Да и Михаил Ходорковский с Платоном Лебедевым, объявленные узниками совести год назад, явно не смотрятся в одном ряду с хулиганками из "Pussy Riot".
Поэтому неудивительно, что провозглашение участниц "панк-молебна" узниками совести вызвало протесты у многих людей, для кого это понятие ассоциируется, прежде всего, с борьбой за право жить не по лжи. Один из них, социолог и журналист, директор Православного правозащитного центра "Территория Церкви" Александр Владимирович Щипков, поделился с "Татьяниным днём" своими впечатлениями о решении "Международной амнистии":
"Про существование Amnesty International я узнал несколько десятилетий назад, когда эта организация выражала солидарность с людьми, которых коммунисты преследовали и сажали в тюрьмы за их мировоззрение. Я всегда относился к этой организации с должным уважением, поскольку речь шла о защите людей, которые отстаивали свои религиозные взгляды, рискуя свободой, здоровьем и жизнью.
Для меня совершенно очевидно, что "Pussy Riot" – это составная часть организации, которая ставит своей целью противодействовать свободному исповедованию и распространению православной веры в России. Это составная часть политических технологий, а не выражение мировоззрения. Человек, готовый пострадать за свои убеждения, никогда не будет их отстаивать с помощью оскорблений другого, даже если тот является его оппонентом, никогда не будет испытывать восторг и удовольствие от оскорбления чужих религиозных чувств.
Признание Amnesty International узницами совести членов группы "Pussy Riot" является циничным оскорблением памяти тех женщин, которые пострадали, отстаивая право верующих быть свободными. Я имею в виду и Зою Крахмальникову, и Валентину Машкову, и Татьяну Щипкову, и многих других, для которых достоинство человека, даже несогласного с ними, было дороже собственного благополучия и собственной свободы.
Какими бы формальными юридическими формулировками ни прикрывались люди, возглавляющие сегодня Amnesty International, они манипулируют нравственностью. Это видно всему миру. Но нравственность нельзя подгонять под решение политических задач. В Amnesty International должны знать, что после того как была оскорблена память уже названных мною и многих других уже умерших женщин, которые боролись за религиозную свободу в СССР, я буду относиться к Amnesty International, с чувством глубокого презрения. До тех пор, пока они не пересмотрят свою позицию и не принесут извинений".
Итак, решение "Международной амнистии" о солистках группы "Pussy Riot" показало: теперь для того, чтобы стать узником совести, не нужно самоотверженно бороться с правящим режимом, обличая его неправоту. Теперь достаточно просто нахулиганить в общественном месте.
Источник: Татьянин день