ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Pussy Riot": узницы совести или хулиганки?

Григорий Прутцков :: 09 апреля 2012

Этот Великий пост оказался у нас, пожалуй, как никогда богатым на шумные медиасобытия: история с "панк-молебном" группы "Pussy Riot"в храме Христа Спасителя, судебный процесс вокруг "квартиры Патриарха", скандал с ретушированием часов на фотоснимке из архива патриаршей пресс-службы. И вот в самом конце поста этот круг событий замкнулся: международная неправительственная правозащитная организация Amnesty International("Международная амнистия") признала трёх находящихся под арестом участниц "панк-молебна" узниками совести, подлив масла в начавший было затихать огонь острых дискуссий.

В нашем обществе нет однозначного отношения к этой выходке. Многие считают, что "панк-молебен" на амвоне кафедрального собора в натянутых на голову масках – реакция на официальную поддержку Патриархом Кириллом В.В. Путина во время предвыборной президентской кампании. Но почти все сходятся во мнении, что форма этого протеста – хулиганская, и её никак нельзя назвать молитвой.

Когда я слышу: мол, девочки молились в храме, а их за это арестовали, то у меня возникает несколько вопросов. Молитва – акт общения человека с Богом, акт исключительно личный, интимный, не требующий присутствия никаких посторонних лиц. "Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно", – сказал Господь в Нагорной проповеди (Мф. 6:6). Если участницы "панк-молебна" перед тем, как обратиться к Богу с молитвой, пригласили заранее в храм журналистов с видеокамерами, надели маски, выбежали с гитарами на амвон и стали бить поклоны лицом к немногочисленным прихожанам (а точнее, захожанам) – значит, это не была не молитва, а перфоманс.

Конечно, молясь в храме, невозможно закрыть изнутри дверь, как дома, и остаться одному. Но и здесь есть свои очевидные правила. Трудно поверить, что участницы "панк-молебна" не знали о них. А если им захотелось нарушить их, то здесь уместно вспомнить пословицу "В чужой монастырь со своим уставом не ходят". В любом храме любой конфессии есть определённые нормы поведения. Если в буддийском храме ты не оставишь перед входом обувь – тебя выгонят, если в синагогу попытаешься проникнуть без головного убора – тебя туда не пустят. Даже входя в идольское капище – мавзолей Ленина, нужно снять шапку. Уважение к этим правилам, независимо от степени или наличия веры, – необходимая и очевидная норма поведения всякого культурного человека. И наоборот: демонстративное несоблюдение их – признак отсутствия общего уровня культуры.

Участниц "панк-молебна" арестовали. Думаю, им ещё повезло: если бы они устроили свой перфоманс в мечети – их бы просто закидали камнями, а если бы это произошло в одной из американских протестантских церквей – какой-нибудь впечатлительный прихожанин вполне мог бы их застрелить (ношение оружия разрешено в большинстве штатов США).

Многих смущает суровость потенциального наказания: нарушительницам грозит до семи лет лишения свободы. Согласен с теми, кто считает, что это чересчур строгое наказание. Более того, думаю, что солисток "Pussy Riot" вполне можно было бы отпустить до суда, взяв с них подписку о невыезде. Гораздо эффективнее, на мой взгляд, было бы обязать нарушительниц в течение определённого срока мыть полы в храме Христа Спасителя, пылесосить солею, вычищать воск с подсвечников. Но, в любом случае, суд ещё не состоялся и делать насчёт приговора какие-либо предположения бессмысленно.

В этой истории поразительно вот что: авторитетная международная правозащитная организация назвала участниц "панк-молебна" узницами совести. Кто же такие узники совести? Вот официальное определение: "узник совести (Prisoner of conscience) – человек, физическая свобода которого ограничена тюремным заключением либо иным способом из-за его политических, религиозных или иных убеждений, а также этнического происхождения, пола, расы, языка, национального или социального происхождения, имущественного статуса, родственных отношений, сексуальной ориентации и других характеристик личности. При этом узниками совести не считаются люди, прибегающие к насилию или пропагандирующие насилие и вражду".

Не вполне понимаю, под какое из вышеперечисленных определений подходят солистки "Pussy Riot". Но дело не в этом. Назвав участниц "панк-молебна" узницами совести, Amnesty International фактически приравняла их к академику Сахарову, Натану Щаранскому, пражскому архиепископу Йозефу Берану, который четырнадцать лет, с 1949 по 1963 год, провёл в тюрьме за произнесённую с амвона проповедь, осуждавшую коммунистический строй, десяткам других честных людей, живших в годы коммунистической диктатуры не по лжи. Да и Михаил Ходорковский с Платоном Лебедевым, объявленные узниками совести год назад, явно не смотрятся в одном ряду с хулиганками из "Pussy Riot".

Поэтому неудивительно, что провозглашение участниц "панк-молебна" узниками совести вызвало протесты у многих людей, для кого это понятие ассоциируется, прежде всего, с борьбой за право жить не по лжи. Один из них, социолог и журналист, директор Православного правозащитного центра "Территория Церкви" Александр Владимирович Щипков, поделился с "Татьяниным днём" своими впечатлениями о решении "Международной амнистии":

"Про существование Amnesty International я узнал несколько десятилетий назад, когда эта организация выражала солидарность с людьми, которых коммунисты преследовали и сажали в тюрьмы за их мировоззрение. Я всегда относился к этой организации с должным уважением, поскольку речь шла о защите людей, которые отстаивали свои религиозные взгляды, рискуя свободой, здоровьем и жизнью.

Для меня совершенно очевидно, что "Pussy Riot" – это составная часть организации, которая ставит своей целью противодействовать свободному исповедованию и распространению православной веры в России. Это составная часть политических технологий, а не выражение мировоззрения. Человек, готовый пострадать за свои убеждения, никогда не будет их отстаивать с помощью оскорблений другого, даже если тот является его оппонентом, никогда не будет испытывать восторг и удовольствие от оскорбления чужих религиозных чувств.

Признание Amnesty International узницами совести членов группы "Pussy Riot" является циничным оскорблением памяти тех женщин, которые пострадали, отстаивая право верующих быть свободными. Я имею в виду и Зою Крахмальникову, и Валентину Машкову, и Татьяну Щипкову, и многих других, для которых достоинство человека, даже несогласного с ними, было дороже собственного благополучия и собственной свободы.

Какими бы формальными юридическими формулировками ни прикрывались люди, возглавляющие сегодня Amnesty International, они манипулируют нравственностью. Это видно всему миру. Но нравственность нельзя подгонять под решение политических задач. В Amnesty International должны знать, что после того как была оскорблена память уже названных мною и многих других уже умерших женщин, которые боролись за религиозную свободу в СССР, я буду относиться к Amnesty International, с чувством глубокого презрения. До тех пор, пока они не пересмотрят свою позицию и не принесут извинений".

Итак, решение "Международной амнистии" о солистках группы "Pussy Riot" показало: теперь для того, чтобы стать узником совести, не нужно самоотверженно бороться с правящим режимом, обличая его неправоту. Теперь достаточно просто нахулиганить в общественном месте.

Источник: Татьянин день

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама