ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Собор святителя Николая Чудотворца и Богоявления (Николо-Богоявленский Морской собор). Глава 3

Шкаровский Михаил Витальевич :: 11 апреля 2012

Во время Великой Отечественной вой­ны Русская Православная Церковь заботилась о защите Родины. Верующие как могли участвовали в оказании помощи обороне страны. Не были исключением и прихожане Николо-Богоявленского собора в Ленинграде. В центре внимания М.В. Шкаровского – жизнь священнослужителей и причта собора во время войны, а также их подвиг во время блокады города. Автор прослеживает историю храма вплоть до наших дней.

Глава 3. Николо-Богоявленский собор во второй половине XX века

С первых же дней Великой Отечественной вой­ны Русская Православная Церковь безоговорочно посвятила себя защите Родины. Уже 22 июня Патриарший Местоблюсти­тель Сергий обратился с посланием к православ­ным верующим и благословил их борьбу за Оте­чество. Ленинградский и Новгородский митрополит Алексий узнал о начале войны, вернувшись из Князь-Владимирского собора, где в воскресный день он совершал Божественную литургию, в свою квар­тиру при Никольском соборе.

Получив вскоре по­слание Патриаршего Местоблюстителя, митрополит Алексий сразу же сделал его достоянием всех пра­вославных города. А 26 июля и сам написал обраще­ние к верующим и духовенству "Церковь зовет к защите Родины", в котором отмечалось: "...война – священное дело для тех, кто предпринимает ее по необходимости, в защиту правды и, приемля раны и страдания и полагая жизнь свою за однокровных своих, за Родину, идет вслед мученикам к нетленно­му и вечному венцу. Поэтому Церковь и благослов­ляет эти подвиги и все, что творит каждый русский человек для защиты своего Отечества... Церковь неумолчно зовет к защите Матери-Родины. Она же, исполненная веры в помощь Божию правому делу, молится о полной и окончательной победе над вра­гом"[i].

Отмечая горячий отклик ленинградцев на послание митрополита Сергия, владыка поддержал инициативу приходских советов и многих верую­щих по оказанию помощи обороне страны. Почти весь период войны, в 1941 – 1944 гг., вплоть до момента своего восшествия на патриарший престол, митрополит Алексий служил и проживал в Николо-Богоявленском соборе.

Авторитет и влияние Ленинградского владыки в это время были настолько велики, что 12 октября митрополит Сергий в завещательном распоряже­нии именно его назначил своим преемником.

По предложению митрополита Алексия уже с 23 июня приходы Ленинграда начали сбор пожертвова­ний в фонд обороны и в Советский Красный Крест. Владыка поддержал желание верующих от­дать на эти цели имевшиеся в храмах запасные сум­мы, порой весьма значительные. Повсеместно для солдат собирали теплые вещи, прихожане жертвова­ли продовольствие для больных воинов и т. д. Об­щина Николо-Богоявленского собора, согласно по­становлению президиума "двадцатки" от 14 августа 1941 г. внесла в Ленинградский городской комитет Общества Красного Креста на помощь раненым в первые месяцы войны 355 тысяч рублей, а к середи­не января 1942 г. – еще 60 тысяч.

С наступлением вражеской блокады Церковь разделила с ленинградцами все ее тяжелейшие испы­тания. Богослужения в действовавших православ­ных храмах совершались ежедневно (в Николо-Богоявленском соборе дважды – с 8 до 10 часов утра и с 16 до 18 часов вечера). При каждом из них были созданы из прихожан и церковных служащих группы противопожарной и противовоздушной обо­роны. Так, президиум "двадцатки" Никольского со­бора 15 октября 1941 г. назначил постоянных от­ветственных дежурных ПВО для охраны храма. Первоначально по сигналу тревоги молящиеся ухо­дили в бомбоубежища, но затем привыкли, и служ­бы зачастую не прерывались, только дежурные МПВО занимали свои места. Особенно тяжело бы­ло вести богослужения зимой 1941/42 г. Храмы не отапливались, порой замерзало масло в лампадах, все больше прихожан умирало от голода. Однако церкви продолжали функционировать, давая ленинг­радцам духовное утешение и поддержку. Весь пери­од блокады наблюдался значительный рост религи­озного чувства горожан. Богослужения проходили при переполненных храмах.

Ленинград сражался не только силой оружия, но и молитвой Церкви, силой общего воодушевления. В чин Божественной литургии вводились специальные молитвы о даровании победы нашему доблестному воинству и избавлении томящихся во вражеской не­воле. Служился тогда и особый молебен "В нашест­вие супостатов, певаемый в Отечественную войну". Позднее на некоторых богослужениях в Никольс­ком кафедральном соборе присутствовало командо­вание Ленинградского фронта во главе с маршалом Л. А. Говоровым.

Митрополит Алексий прилагал все свои силы для того, чтобы службы продолжались. Не обращая внимания на артобстрелы, он обходил ленинградские храмы, беседовал с духовенством и мирянами. "Нет слов, – отмечал очевидец, – чтобы описать ужасы, которые пережили ленинградцы в дни жестокой блокады своего города... Митрополит Алексий сам испытывал все эти бедствия и проявил героическую бодрость духа и огромное самообладание. Он посто­янно совершал богослужения, ободрял и утешал ве­рующих. Несмотря на голод и бомбежки, обессилен­ные люди с опухшими лицами, едва держась на ногах, ежедневно наполняли храм, где служил архипастырь, и во множестве приобщалось у него Святых Хрис­товых Тайн. В дни блокады владыка Алексий слу­жил Божественную литургию один, без диакона, сам читал помянники и каждый вечер служил молебен Святителю Николаю, а затем обходил Николо-Богоявленский собор, в котором в то время жил, с иконой великого угодника Божьего, моля его, чтобы он сохранил храм и город от разрушения"[ii].

Две­ри квартиры митрополита были открыты для всех посетителей. По воспоминаниям протоиерея Н. Ло­макина, "очень многим Владыка из личных средств оказывал материальную помощь, немалым лишая себя, по-христиански делился пищей. Желая молит­венно утешить и духовно ободрить пасомых, ...он нередко сам отпевал усопших от истощения мирян, невзирая на лица, – и обставлял эти погребения особенно торжественно"[iii].

Голодная блокада не щадила и священнослужите­лей. В Николо-Богоявленском соборе прямо за бо­гослужением умер регент, звонарь А. А. Климанов, не пережил страшную зиму 1941 – 1942 гг. и келейник митрополита Алексия инок Евлогий. К январю 1942 г. число певчих уменьшилось с 34 до 15 человек.

Можно привести много примеров подвижничес­кого служения духовенства храма. "Всю войну не было дня, чтобы отец не пошел на работу, – вспо­минала балерина Кировского театра И. В. Дубровицкая о своем отце, протоиерее Никольского собора Владимире Дубровицком. – Бывало, качается от го­лода, я плачу, умоляю его остаться дома, боюсь – упадет, замерзнет где-нибудь в сугробе, а он в ответ: "Не имею я права слабеть, доченька. Надо идти дух в людях поднимать, утешать в горе, укрепить, обо­дрить". И шел в свой собор. За всю блокаду, об­стрел ли, бомбежка ли – ни одной службы не про­пустил"[iv]. Священнослужители, сами испытывая все невзгоды, понимали, как нуждаются люди в под­держке, утешении. А ведь некоторые из них уже бы­ли немолодые, жили далеко от храма.

Ленинградские священники шли на службу в церкви даже во время бомбардировок города. Так, например, "двадцатка" храма святителя Николая 3 мая 1943 г. обратилась в общий отдел Ленгорисполкома с заявлением: "Никольский собор настоя­щим ходатайствует о выдаче пропусков на право хождения по улице во время воздушной тревоги для работающих в соборе служителей культа Н. И. Ло­макина, В. А. Дубровицкого, П. Ф. Маслова и пред­седателя 20-ки Н. Д. Успенского"[v].

Церкви Ленинграда постоянно подвергались фа­шистским обстрелам и бомбежкам. Поэтому среди оборонных мероприятий важное значение имела маскировка храмов, которые могли бы стать ориен­тирами и целями при воздушных налетах на город. Уже в августе 1941 г. началась маскировка их золо­тых куполов с помощью чехлов, специальных сетей и окраски в защитный цвет. 7 августа был состав­лен акт обследования пробной маскировки куполов Николо-Богоявленского собора. Было решено зак­рыть кресты и "верхние маковицы" куполов специ­альной тканью, на нижнюю часть куполов также по возможности надеть чехлы или маскировочные се­ти, окраску же применять в крайнем случае (так как она может испортить позолоту)[vi].

Маскиро­вочные работы в храме были в основном заверше­ны в сентябре 1942 г. Но на 1943 г. планировалось выделить еще триста тысяч руб. на ремонт крыш, пострадавших при артобстреле, окраску их в серый цвет, вставку выбитых стекол и рам (в том числе – в квартире митрополита на хорах собора) и допол­нительные маскировочные работы.

Особенно часто обстреливали Никольский со­бор в 1943 г. Однажды в него попали три снаряда, причем осколки врезались в стену покоев митро­полита Алексия. Владыка вошел в алтарь, показал причту осколок снаряда и, улыбаясь, сказал: "Видите, и близ меня пролетела смерть. Только, пожалуйста, не надо этот факт распространять. Вообще, об об­стрелах надо меньше говорить... Скоро все это кон­чится. Терпеть недолго осталось"[vii]. Следует отме­тить, что клирики ленинградских храмов наравне со всеми жителями города несли труды по его обороне, участвуя в группах самозащиты МПВО.

Активно включилось духовенство города в под­писку на военные займы, сбор пожертвований в фонд обороны. К 1 июня 1944 г. сумма таких по­жертвований достигла 390 тыс. рублей, в том числе митрополит сдал 50 тыс., протоиереи П. П. Тарасов – 30,5 тыс., В. А. Румянцев – 29 тыс., Н. И. Ломакин – 24 тыс. руб., золотой крест, кольцо с бриллиантами и т. д. Основной же поток даяний шел от верующих. Хотя в связи с массовой эвакуацией и огромной смертностью в первой половине 1942 г. Ленинград опустел, однако деятельность городских церквей, особенно патриотическая работа священнослужите­лей, не только не пришла в упадок, но даже возрос­ла. В годину тяжких испытаний прихожане сплоти­лись вокруг своих храмов.

Расходы общины Николо-Богоявленского собо­ра с 1 августа 1941 г. по 1 августа 1942 г. составили 1602 тыс. руб., в том числе пожертвования Красно­му Кресту – 715 тысяч. За 1942 г. доходы нес­колько снизились по сравнению с 1941 г. и равня­лись 1175 тыс., а расходы – 1440 тыс. руб., в том числе перечисления в фонд обороны и Красный Крест – 595 тыс., затраты на содержание хора – 137 тыс., ремонтные работы – 70 тыс., выплата заработ­ной платы служащим – 255 тыс., богослужебные и хозяйственные расходы – 135 тыс. и т.д. Но уже в 1943 г. доходы выросли до 2209 тыс. рублей, рас­ходы же составили 2263 тыс., из них – в фонд обороны было внесено 1882 тыс., на содержание хора потрачено 117 тыс., зарплату служащим – 115 тыс., перечисления Патриархии – 10 тыс., бого­служебные и хозяйственные расходы – 77 тыс. рублей[viii].

Большой подъем вызвало обращение Патриар­шего Местоблюстителя Сергия 30 декабря 1942 г. с призывом начать сбор средств на танковую колон­ну имени Димитрия Донского. Уже через четыре меся­ца была собрана необходимая сумма, превышавшая 8 млн., из них 1 млн. являлся ленинградским. Вноси­лись также пожертвования на авиационную эскадрилью имени Александра Невского. Ко дню Красной Армии в 1943 г. в госпитали города, в войсковые лазареты поступило свыше 600 остродефицитных полотенец и т. д.

Не случайно митрополит Алексий в своем "По­слании к ленинградской пастве" от 22 июня 1943 г. отмечал: "Как охотно и обильно всюду текли жерт­вы на воинские нужды и на подарки – подлинные дары любви воинам, а также больным и раненым. И текли, и текут, и будут течь обильными неиссякае­мыми потоками, свидетельствуя о неиссякаемой люб­ви нашей и преданности делу спасения Отечества, в твердой вере, что и для всех нас не оскудеет дивная помощь Божия"[ix].

Почти весь период Великой Отечественной вой­ны, с 30 июня 1942 по 21 ноября 1945 гг., настояте­лем Николо-Богоявленского собора служил митро­форный протоиерей Владимир Румянцев. До войны он был настоятелем Князь-Владимирского собора, куда и вернулся в ноябре 1945 г. Скончался отец Владимир в Ленинграде, 24 апреля 1947 г.

Председателем же приходского совета до декаб­ря 1941 г. являлся бывший инструктор школы ФЗУ Петр Леонтьевич Смирнов. Однако 27 декабря он оказался арестован по обвинению в "проведении провокационных пораженческих слухов". В первые месяцы войны священники и церковнослужители еще по-прежнему подвергались репрессиям. Воен­ный Трибунал войск НКВД Ленинградского округа 3 марта 1942 г. приговорил П. Л. Смирнова к 10 годам лагерей, и 6 апреля его отправили в Волголаг НКВД[x].

Следующим председателем "двадцатки" и комен­дантом собора стал сын протоиерея Владимира Ру­мянцева – Сергей. Он окончил в 1926 г. обновлен­ческий Ленинградский Богословский институт и затем служил священником в обновленческих хра­мах города. Подвергался арестам 17 января и 23 апреля 1934 г. Отбыл почти 3 года заключения в лагере. В конце 1930-х гг. вернулся в Ленинград и с началом войны стал входить как мирянин в при­ходские советы храмов Московской Патриархии. Однако, когда в феврале 1943 г. к С. В. Румянцеву обратились ленинградские обновленцы с предложе­нием стать их архиереем, он ответил согласием. 18 апреля 1943 г. в московском Воскресенском соборе в Сокольниках состоялось его рукоположе­ние во епископа Ладожского, викария Ленинградс­кого с поручением временно управлять Ленинградс­кой епархией. Этот случай явился "лебединой песней" обновленческого братского епископата и вообще последней хиротонией обновленческого епископата в стране. С. Румянцев перешел служить в Спасо-Преображенский собор.

Но уже 9 января 1944 г. община и священники этого храма принесли покаяние и вос­соединились с Патриаршей Православной Церко­вью. Принятием же в общение с ней Румянцева за­вершилась история обновленчества в Ленинграде. Сергей Владимирович подал прошение на имя мит­рополита Алексия в июне 1944 г., но к нему подо­шли особенно требовательно. В постановлении Свя­щенного Синода и Патриаршего Местоблюстителя от 28 июня указывалось: "Принимая во внимание крайний соблазн, посеянный среди духовенства и ве­рующих Ленинграда принятием обновленческого епископского посвящения Румянцевым, служившим до последнего времени председателем православных двадцаток в ряде приходских храмов Ленинграда, и являвшегося, таким образом, представителем право­славных общин верующих, хотя Румянцев в то же время пребывал в обновленчестве, будучи заштат­ным обновленческим священником... для принятия его в каноническое общение с Православной Церковью, необходима такая же гласность его обраще­ния, какою сопровождалось его выступление в каче­стве обновленческого епископа, когда им открыто совершались службы, посвящения клириков и про­износились проповеди". Синод поручил принять Ру­мянцева "через публичное покаяние по установлен­ному для приема обновленческих епископов чину... как мирянина"[xi].

24 июля 1944 г. бывший архиерей в Николо-Богоявленском соборе принес покаяние перед ли­цом архиепископа Псковского и Порховского Гри­гория (Чукова). С. Румянцев был принят в лоно Святой Церкви как мирянин, но уже вскоре удосто­ен законного рукоположения в сан диакона и свя­щенника[xii]. В качестве пресвитера он еще долго служил в храмах Ленинграда, и даже был в 1953 – 1964 гг. секретарем Ленинградских митрополитов.

После С. В. Румянцева новым председателем "двадцатки" Никольского собора избрали Николая Дмитриевича Успенского. В декабре 1942 – 1946 гг. он являлся и регентом церковного хора, сменив К. П. Волкова. Н. Успенский окончил Новгородскую Духовную семинарию и Ленинградскую консервато­рию. С 1946 г. он преподавал в Ленинградской Ду­ховной Академии, в 1949 г. стал ее профессором, а в 1957 г. защитил докторскую диссертацию. Среди церковнослужителей собора в 1942 – 1945 гг. числи­лось 16 человек, в том числе и инженер-архитектор П. И. Пащенков.

Активная патриотическая деятельность духовен­ства и верующих Русской Православной Церкви послужила одной из существенных причин значитель­ных изменений ее взаимоотношений с государством. Религиозный фактор сыграл очень важную роль и в обороне Ленинграда. Действовавшие весь период блокады храмы активно способствовали мобилиза­ции материальных средств и духовных сил ленинг­радцев.

Это не могли не учитывать городские власти, их церковная политика начала меняться еще до кар­динального изменения общегосударственного курса. Так, даже в голодную зиму 1941 – 1942 гг. православ­ные приходы регулярно снабжались вином и мукой для причащения богомольцев. 1 ноября 1941 года "двадцатка" Николо-Богоявленского собора впервые обратилась в административный отдел Ленсовета с просьбой ввиду отсутствия запасов муки и красно­го вина отпускать для богослужебных целей ежеме­сячно мешок муки и 75 – 80 бутылок Кагора. Просьба была удовлетворена, правда количество выдаваемых продуктов уменьшили до 20 килограммов и 40 бу­тылок[xiii]. Весьма характерным фактом стало сня­тие в 1942 году, в первую военную Пасху, запрета на ночной крестный ход вне храмов, чтобы сделать возможным более полное участие верующих в пас­хальном богослужении.

3 мая 1943 года приходской совет обратился в общий отдел Ленгорисполкома с заявлением об ус­тановке в квартире митрополита Алексия (Симанского) при соборе "телефонного аппарата, как необ­ходимого ему по роду службы". А 20 июля 1943 г. "двадцатка" письменно выразила благодарность Ленгорисполкому за отпущенный на нужды богослужения воск, заверив, "что она и впредь всеми имеющи­мися у нее средствами будет содействовать делу по­беды над ненавистным врагом Родины – немец­ким фашизмом"[xiv].

В сентябре 1943 г. руководство СССР пошло на окончательную нормализацию отношений с Право­славной Церковью: были разрешены выборы пат­риарха, открытие духовных учебных заведений, хра­мов, выпуск ежемесячного церковного журнала и т. д. Осенью 1943 г. представителей ленинградского духовенства стали привлекать к участию в общего­родской общественной работе. Так, по поручению владыки протоиерей Павел Тарасов участвовал в деятельности городской специальной комиссии, а слу­живший в Николо-Богоявленском соборе протоие­рей Николай Ломакин – в городской и областной комиссиях по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков (позднее он был свидете­лем обвинения от имени Русской Православной Церкви на Нюрнбергском процессе). Следует указать, что отец Николай был родственником маршала Толбухина.

11 октября 1943 года впервые за все годы совет­ской власти 12-ти ленинградским священнослужи­телям были вручены правительственные награды – медали "За оборону Ленинграда", в том числе – митрополиту Алексию, протоиереям В. Румянцеву, П. Тарасову, Н. Ломакину, В. Дубровицкому, Ф. По­лякову и др. Владыка и другие награжденные полу­чили свыше тысячи приветствий и поздравлений из различных городов, прежде всего – от эвакуирован­ных ленинградцев. Позднее медаль "За оборону Ле­нинграда" была вручена еще нескольким клирикам и церковнослужителям Николо-Богоявленского со­бора[xv].

Происходили и другие перемены. 14 декабря 1943 г. Совет по делам Русской православной цер­кви при Совете Министров СССР разрешил Ленин­градскому митрополиту иметь технический аппарат, и 15 апреля 1944 г. в здании Никольского собора открылась епархиальная канцелярия (она находи­лась здесь до 1950 г.). Управляющим делами канце­лярии был назначен протоиерей Павел Тарасов.

На заключительном этапе войны в Ленинграде происходил значительный религиозный подъем. Это наглядно подтверждают статистические данные. Так, например, если в кафедральном Никольском Бого­явленском соборе в первой половине 1944 г. было совершено около 86 тысяч требоотправлений и цер­ковных обрядов, то в первом полугодии 1945 г. – 110 тысяч: проскомидийных записок общих – 36408 (по цене 5 руб.), присоединительных – 10442 (15 руб.), молебнов общих (2 руб.) и заказ­ных (10 руб.) – 17700, панихид общих (2 руб.) и заказных (10 руб.) – 18050, крестин – 912 (30 руб.), отпеваний покойников в церкви – 112 (50 руб.), заочных – 510 (30 руб.), сорокоустов – 426 (80 рублей), исповедей – 22850 (1 руб.), венчаний – 19 (50 руб.), сороков. молитв – 675 (3 руб.) и освя­щений куличей – 1500.

В результате значительно выросли доходы го­родских храмов: в Никольском соборе в январе – сентябре 1945 г. они составили 549,5 тыс. рублей, увеличившись, по сравнению с тем же периодом прошлого года, на 112,9%. Соответственно, быстро росли и доходы ленинградских священнослужите­лей. В 1944 г. они составляли в Никольском собо­ре у пяти членов причта – от 87700 до 143840 рублей. В 1945 г. эти доходы выросли в среднем по разным оценкам на 130 – 180%[xvi].

Правда, нужно отметить, что подавляющую часть заработанных средств священнослужители выпла­чивали в виде различных налогов государству. Так, например, если у настоятеля Никольского собора доходы в 1945 г. планировались в 150017 рублей, то он выплачивал в начале года 82958 руб. аванса подоходного налога, 29 542 руб. аванса военного на­лога, а также доплату к авансовым платежам за 1944 г. – 46673 рубля[xvii]. Подобная практика вы­зывала протесты духовенства, побуждала их к со­крытию своих доходов, что даже привело в начале 1944 г. к серьезному конфликту с финансово-контрольными органами. Ленинградский уполномочен­ный в своем отчете за 1 квартал этого года отме­чал: "Духовенство гор. Ленинграда, при заполнении декларации своей доходности для определения нало­гообложения, дало заведомо ложные сведения, уменьшив показания своего годового дохода в три-пять раз по отношению к действительным заработ­кам"[xviii].

Чтобы выяснить истинные размеры заработка клириков, работники горфинотдела стали применять недопустимые методы дознания. Настоятель Ни­кольского собора протоиерей В. А. Румянцев в своем заявлении уполномоченному с гневом писал: "Не имея вообще ничего против уточнения наших доходов, духовенство собора возмущено и протесту­ет против способа этих обследований, а именно: приходит в собор во время богослужения кучка лю­дей в 4-5 человек, держащая себя далеко не как все богомольцы, расходится по храму, где совершаются требы причтом, и начинают свое обследование при помощи подглядывания, подслушивания, тайного оп­роса прихожан, кто и сколько уплатил причту за ту или иную требу, опрашиваются не только непосред­ственные работники церкви... Такой способ обсле­дования является не только неправильным, но и уни­жающим духовенство в глазах прихожан, страшно нервирующим как духовенство, так и прихожан, воз­мущенно смотрящих на все это, и даже могущим кончиться конфликтом между обследователями и ревностными из прихожан..."[xix] При активном содействии митрополита Алексия это столкновение отчасти уладили путем компромисса – горфинотдел стал получать более приближенные к фактичес­ким данные о доходах духовенства, а сумма налога была ограничена 75% заработков последнего.

Религиозный подъем проявился и в том, что с освобождением Ленинграда от блокады патриоти­ческое движение верующих в епархии еще более усилилось. Только за три первых послеблокадных месяца 1944 года в Никольском соборе было собрано 340 тыс. рублей. Ленинградцы горячо поддержали своего духовного вдохновителя митрополита Алек­сия, 25 октября опубликовавшего послание об от­крытии всецерковного сбора в фонд помощи детям и семьям бойцов Красной Армии[xx].

Еще 7 июня 1944 г. владыка написал следующее заявление: "Принимая горячо к сердцу участь сирот воинов нашей доблестной Красной Армии, я и сестра моя Анна Владимировна Погожева решили отдать при­надлежащую нам на станции Сиверская... дачу под детский дом, для детей-сирот воинов Красной Ар­мии. Пусть в этом выразится наше посильное учас­тие в великом деле попечения о семьях наших за­щитников, которые отдали жизнь свою за спасение Родины". В этот же день митрополит Алексий пере­дал в фонд обороны хранившийся у него кусок пла­тины[xxi].

Общая сумма патриотических взносов Николо-Богоявленского собора за июль 1941 – июнь 1945 гг. составила 4703598 руб.: в фонд обороны и на Крас­ный Крест – 3958598 руб., в фонд помощи семьям военнослужащих – 670 тыс. и на подарки бойцам – 75 тыс.[xxii]. Это равнялось 30% (!) всех соответст­вующих взносов Ленинградской епархии. Ни один храм Русской Церкви, за исключением, может быть, Елоховского собора в Москве, не внес больше.

2 февраля 1945 г. на Поместном Соборе Рус­ской Православной Церкви митрополита Ленинград­ского и Новгородского Алексия (Симанского) еди­ногласно выбрали Патриархом Московским и всея Руси. Его самоотверженная деятельность во время блокады Ленинграда значительно способствовала росту авторитета среди верующих и общественности.

Вскоре после своего избрания Патриархом Алексий посетил (23 марта – 4 апреля) ставший ему родным за долгие годы Ленинград. 1 апреля, после торжественного богослужения в Никольском Богоявленском соборе, Патриарх произнес надолго запомнившуюся ленинградцам проповедь: "Вспоми­нается мне, как под грохот орудий, под страхом смерти вы спешили прийти в этот святой храм, что­бы излить перед Господом свои скорбные чувства... Вспоминаю, как мы совершали богослужения под грохот разрывов, при звоне падающих стекол, и не знали, что с нами будет через несколько минут... Я вижу многострадальный наш город, и теперь еще но­сящий язвы и раны пережитых страданий. Вместе с тем я вижу и помощь Господню, излившуюся на нас. И хочется мне сказать: Град возлюбленный! Много горького пришлось пережить тебе, но теперь ты, как Лазарь, восстаешь из гроба и залечиваешь свои раны, а скоро и предстанешь в прежней красоте... Я много мог бы еще сказать вам, много мог бы говорить о той любви, которую чувствую к вам, моей бывшей возлюбленной пастве, мог бы сказать, что с радос­тью хотел бы по-прежнему продолжить свое слу­жение среди вас, что хотел бы, чтобы Святейший Патриарх Сергий был жив, чтобы не случилось со мною того, что случилось. Но меня останавливает слово Христово: "Кто любит отца своего или матерь свою паче Мене, несть Мене достоин"... Я призы­ваю благословение Божие на град сей, на братий сопастырей моих, о которых сохраняю самые теплые воспоминания... Я призываю Божие благословение на всех вас, братие и сестры, на ваши дома, на ваши семейства и на всех, кто прибегает к помощи Божией. Мы молимся вместе с вами о наших дорогих воинах и о павших в боях за Родину, увенчанных за свой подвиг венцом славы в Царствии Небесном. И будем молиться, чтобы Господь простер благосло­вение Свое над всей Русской Православной Церко­вью и над дорогой Родиной нашей. Аминь"[xxiii].

После проповеди Владыка более двух часов бла­гословлял собравшихся. Очевидец этих событий рассказывал: "Вся атмосфера храма была проникну­та такой теплотой и искренностью, какая бывает в семье, долго ждавшей своего любимого человека и дождавшейся того радостного дня, когда, наконец, он приехал и находится здесь среди членов этой еди­ной и дружной семьи". И в дальнейшем Патриарх Алексий сохранял самые теплые чувства к ленинг­радской пастве, в том числе – прихожанам кафед­рального собора, постоянно проявлял знаки внима­ния к ней.

Первые годы после окончания войны, как уже указывалось, настоятелем Николо-Богоявленского собора служил протоиерей Павел Тарасов. Новым настоятелем 5 декабря 1948 г. был назначен прото­иерей Евгений Лукин, выпускник Санкт-Петербургс­кой Духовной Академии, до своей высылки в марте 1935 года уже служивший в Никольском соборе. До 1948 г. он проживал в Воронежской области. В 1951 – 1962 гг. отец Евгений являлся членом Епархи­ального совета, до 1 августа 1952 г. был секретарем Ленинградского митрополита Григория (Чукова). 23 февраля 1953 г. протоиерея Е. П. Лукина назначи­ли настоятелем Князь-Владимирского собора, где он служил до 30 января 1962 г. Скончался отец Евге­ний в Ленинграде в 1967 г.

На посту настоятеля собора его сменил знамени­тый проповедник, митрофорный протоиерей Алек­сандр Медведский. Он окончил Санкт-Петербургс­кую Духовную семинарию, в 1911 – 1920 гг. служил настоятелем Казанской церкви в поселке Сусанине, в 1921 – 1930 гг. – Спасо-Преображенской церкви у Московских ворот, а в 1930 – 1932 гг. – Князь-Вла­димирского собора. Отца Александра арестовали 17 февраля 1932 г. за "проведение антисоветских про­поведей". 22 марта 1932 г. Коллегия ОГПУ пригово­рила его к 3 годам лагерей, и протоиерея отправили в Свирский лагерь[xxiv]. В 1935 – 1946 гг. протоиерей А. В. Медвед­ский проживал в г. Боровичи Новгородской области, затем вернулся в Ленинград. Он служил настояте­лем Николо-Богоявленского собора более двадцати лет, до своей кончины в январе 1973 г. В этот период отец Александр являлся старейшим прото­иереем Ленинграда. В 1951 г. его наградили грамо­той Патриарха, кроме того, он был награжден разре­шением служения с открытыми Царскими вратами до "Отче наш". Протоиерей А. Медведский с 1954 года около 15 лет занимал пост председателя Епар­хиального Совета, являлся благочинным. Скончался он в Ленинграде.

Собор был серьезно поврежден обстрелами и бомбардировками во время войны, но все эти повреждения устранили за очень короткий срок, окончательно – к 1953 г. В послевоенные годы на пожертвования прихожан в храме регулярно прово­дились комплексные реставрационные работы – только в 1952 г. на них было затрачено 1,5 млн. руб., благоустраивалась прилегающая территория. 17 апреля 1950 г. в Николо-Богоявленском со­боре был рукоположен во священника учившийся тогда в Ленинградской Духовной Академии Алек­сий Ридигер – будущий Святейший Патриарх Мос­ковский и всея Руси Алексий II.

Еще в 1947 г. представителям приходской об­щины храма передали собрание икон, находившихся в фондах бывшего Антирелигиозного музея. Из этого же музея верующим в 1946 г. были возвращены мощи святителя Федосия Черниговского, с мая по сентябрь они покоились в Николо-Богоявленском соборе, затем были препровождены в Чернигов, но в соборе осталась деревянная гробница и в ней часть мощей святителя. Следует отметить, что во второй половине 1940-х – 1950-х гг. число прихожан, как и доходы Николо-Богоявленского собора, постоянно росли. В 1949 г. в нем бы­ло совершено 6965 крещений, 2340 отпеваний и 80 венчаний. Доходы же в 1956 г. равнялись 3863 тыс. рублей, а в 1957 г. – 3935 тысячам.

В декабре 1960 года праздновалось 200-летие ос­вящения храма, и митрополит Гор Ливанских Илия Карам (Антиохийской Патриархии) в июле 1960 г. привез в подарок медальон с частицей мощей свя­тителя Николая в серебряном окладе. Он и сейчас хранится в соборе.

Через несколько лет на южной стене храма по­явилась икона святой пророчицы Анны, по преда­нию пожертвованная великой русской поэтессой Анной Андреевной Ахматовой. Она скончалась 5 марта 1966 г., и отпевали А. А. Ахматову по ее заве­щанию в Николо-Богоявленском соборе.

В воспоминаниях Е. К. Лившиц говорится: "В 6 часов (утра) гроб привезли в Никольский собор, поставили в правом притворе, близко к среднему нефу храма... Я приехала заранее в седьмом часу. Уже шла панихида. Анна Андреевна лежала в от­крытом гробу, в черном парчовом платье, которое она любила при жизни, голову ей прикрывала черная косынка из старинных кружев... Служил старик священник. Лицо Анны Андреевны было спокойно, величественно и прекрасно, как в жизни. С правой стороны у гроба стоял Лев Николаевич (Гумилев), стоял с низко опущенной головой, крестился, дер­жал горящую свечку. Лицо заплаканное... Толпа плотным кольцом окружила гроб. Много знакомых, актеры, художники, переводчики, из поэтов заметила только Бродского... В церковном саду мальчики лет по десяти возились в снегу, съезжали с горок. Один из них сказал: "Как много народу, кого это хоронят? Наверное, ангела какого-нибудь?" На следующее утро гроб стоял уже не в притворе, а в середине церкви, против алтаря, постамент его окружали вен­ки... Люди шли и шли. Очень много молодежи. К 12 часам стало тесно, невозможно повернуться. Сту­денты окружили гроб, старались сохранить узкий проход от входной двери до гроба... Началось про­щание с покойной, оно длилось чуть не два часа. Какой-то студент, говорят, подсчитал, что мимо гроба прошло пять тысяч человек"[xxv].

[i] Русская Православная Церковь и Великая Оте­чественная война: сборник церковных докумен­тов. М., 1943. с. 54.

[ii] Добрынин М. 50-летие епископского служения Святейшего Патриарха Алексия // Журнал Московской Патриархии (ЖМП). 1963. № 5. С. 66.

[iii] Прот. Николай Ломакин. За оборону Ленинграда – за нашу Советскую Родину // ЖМП. 1945. № 4. С. 26.

[iv] Каноненко В. Поправка к закону сохранения энергии. Балет в блокадном Ленинграде // Наука и религия. 1986. № 5. С. 9.

[v] ЦГА СПб, ф. 7384, оп. 33, д. 187, л. 70.

[vi] Там же, д. 62, л. 73.

[vii] Прот. Николай Ломакин. Указ. соч. С. 27.

[viii] ЦГА СПб, ф. 7384, оп. 33, д. 62, л. 105-106, 11-112, 147-148.

[ix] Русская Православная Церковь и Великая Оте­чественная война. С. 64.

[x] Справка УФСБ СПб ЛО. № 10/46 от 31 марта 1995 г.

[xi] ЦГА СПб, ф. 9324, оп. 1, д. 13, л. 70.

[xii] ЖМП, 1994

[xiii] ЦГА СПб, ф. 7384, оп. 33, д. 62, л. 72.

[xiv] Там же, л. 126, 131.

[xv] Там же, оп. 38, д. 123, л.197об, д. 334, л.208, д. 365, л. 87-87 об.

[xvi] Там же, ф. 9324, оп. 1, д. 29, л. 10, 15, 18.

[xvii] Там же, л. 8.

[xviii] Там же, д. 10, л. 4.

[xix] Там же, л. 4 об.

[xx] ЖМП. 1944. № 10. С. 3.

[xxi] ЦГА СПб, ф. 9324, оп. 1, д. 10, л. 14, д. 13, л. 48.

[xxii] Там же, д. 22, л. 10, 22, 24 об.

[xxiii] ЖМП. 1945. № 5. С. 17.

[xxiv] АУФСБ СПб ЛО, ф. арх.-след. дел, д. П-75829.

[xxv] Лифшиц Е. К. Памятная записка // Об Анне Ахматовой: стихи, эссе, воспоминания, письма. Л., 1990. С. 439-443.

Источник: Богослов.ру

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама