Публике одновременно сообщили и о разрабатываемом в верхах "Национальном плане действий в интересах детей РФ" и о необходимости спешить с его разработкой. Оснований для поспешности в ходе прошедших в Совфеде парламентских слушаний было предъявлено два. Во-первых, дела обстоят очень скверно: здоровье детей ухудшается; число детей, оставшихся без попечения родителей, недопустимо велико; растут насилие по отношению к детям, детская преступность, детский суицид и т. д. Во-вторых, работу над планом, как сказала председатель профильного комитета СФ Драгункина, надо провести "так, чтобы к Международному дню защиты детей 1 июня план мог быть утверждён и подписан президентом". Первый довод более чем серьёзен, но, на мой взгляд, никак не доказывает необходимости спешить с обобщающей бумагой, второй помимо неубедительности ещё и смешон.
Нет, коли речь идёт о благонамеренных бла-бла-бла, которые политикам приходится издавать в преддверии всякого Международного Дня Борьбы за Что-то Хорошее, я готов снять свои возражения. Но на тех самых слушаниях в СФ говорили, что речь идёт не о пустой "датской" бумажке, а о плане серьёзных работ. Сами посудите: такая немыслимо сложная вещь, как обеспечение "доступности качественного обучения и воспитания", есть лишь одна из шести задач, которые вызывается решать эта бумага. Ещё одна, "здравоохранение, дружественное детям", тоже не уступит очистке авгиевых конюшен. А поверх шести ещё и задача как-то соотнестись с зарубежным опытом; и в свете международных конвенций, подписанных Россией, и неформально, по сути. Какую степень государственного и, шире, внешнего вмешательства в дела семьи Россия сочтёт правильной и разумной: всевозрастающую, как в Европе (этот путь у нас часто называют "ювенальной юстицией"; неверное, но давно уже общепонятное словоупотребление), или более скромную? И эта сверхзадача пока не решена. Проводившая слушания спикер Матвиенко сказала журналистам: "На эту проблему у нас есть разные точки зрения, и никакого решения пока не принято".
Разумеется, такого, чтобы кто-нибудь объявил, что-де с завтрашнего дня у нас воцаряется (или, напротив, запрещается) ювенальная юстиция, и не было, и не будет. Но с проблемой растущей преступности и среди несовершеннолетних, и против несовершеннолетних так или иначе надо что-то делать и что-то всё время делается. И не в том вопрос, нужна ли нам ювенальная юстиция; она уже здесь: помянутое "что-то" и есть ЮЮ. Поэтому решение, о котором говорила Матвиенко, понемногу принимается с каждым движением государства в этой сфере. Принимается оно и сейчас и не только в новом "национальном плане", но и в документах, прямее связанных с жизнью: в Думу поступили из правительства два законопроекта по этой теме.
В обсуждаемом контексте важнее тот, что вводит понятие социального патроната: он осуществляется в отношении семьи, где несовершеннолетний находится в социально опасном положении, то есть где его родители "создают своими действиями (бездействием) условия, препятствующие нормальному воспитанию и развитию". Как я понял, разработчики из Минобра считают, что их труд поможет избежать как раз того, чего с испугом ждёт от "ювеналки" публика: массового изъятия детей из родительских домов. Как быть, рассуждают они, если ребёнку в семье почему-либо нехорошо, но родители всё-таки ещё не заслужили лишения родительских прав? А вот так: установить патронат и предоставлением "социально-педагогической, медико-психологической" и всякой иной помощи привести семью к норме; и только если не выйдет привести к норме тогда уж в суд, лишать прав. Оно, может быть, в теории бы и сошло, но на практике обернётся скверно: вместо защиты от изъятия детей или, во всяком случае, наряду с нею появится новый инструмент изъятия. Кто констатирует "социальную опасность"? Кто решает, устранил ли её патронат? Чиновник. И оспорить его решения будет нельзя.
По сети уже сейчас в изобилии гуляют инструкции, как не впустить чиновников из опеки в дом и что делать, если они всё-таки в дом проникнут. Люди не шутят и не клевещут люди осмысливают наблюдаемую реальность. Новый законопроект, дополнительно наращивая полномочия органов опеки, облегчая им вход если не в каждую, так в каждую вторую семью, неизбежно подтолкнёт рост злоупотреблений в этой сфере. Позитивная же роль патроната может быть лишь крайне ограниченной. "Медико-психологическая" и всякая другая помощь патронируемым семьям будет оказываться в рамках бюджета органов опеки, а там, где их нет, из бюджета муниципального. Сами понимаете, сколько "социальных опасностей" тут можно отразить. А вот отбирать детей можно. Запишут в акте, что семья "не идёт на сотрудничество" (например, не соглашается на тестирование ребёнка без присутствия родителей), и пишите письма.
Вопрос денег тут вообще принципиально важен. Многие так прямо и говорят, что "ювенальщики" для того свою кашу и заваривают, чтобы "наживаться на детях". Это вряд ли правда, но ясно, откуда такое обвинение взялось: обычной семье наше государство платит детское пособие размером в несколько пакетов молока; опекунам побольше, приёмным родителям ещё побольше; детским же домам больше на порядок. В разных регионах по-разному, но в среднем по стране на содержание одного ребёнка в детдоме тратится 600 тысяч рублей обидно себе представлять, скольких "социальных опасностей" избежали бы небогатые семьи, получая половину, даже треть этих денег. К этому все привыкли, но это нужно менять. Конечно, казённые пособия не главный, а при нормальных обстоятельствах даже не очень значимый фактор "правильного детства". Тем не менее нынешняя ситуация, когда казна однозначно стимулирует выдавливание детей из семьи, это чистое безумие. Простых выходов из этой ситуации заведомо нет; но это никак не значит, что можно сочинять конструкции вроде этого патроната: конструкции, не уравновешенные ни судебным, ни каким-либо другим контролем то есть по современным понятиям совершенно неприличные. Это значит, что нужно сообща, всем вместе искать выходы непростые. И не обязательно к Дню защиты детей: о серьёзных же вещах говорим.
Источник: Эксперт