ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Новый предмет сдружит детей

11 апреля 2012

С 1 сентября ученики четвёртых классов начнут изучать новый предмет – "Основы религиозных культур и светской этики". Но уже к апрелю, по планам Минобрнауки, родители будущих четвероклассников должны были выбрать один из шести курсов – основы православия, ислама, буддизма, иудаизма, мировые религии или светскую этику. Тем не менее в некоторых школах столицы мамы и папы в недоумении, поскольку выбора-то им никто не предложил!

"СтоЛИЧНОСТЬ" выяснила у экспертов, чему научат ребят на таких уроках. Не вызовет ли новый предмет ещё большую межрелигиозную и межнациональную напряжённость в обществе? Придут ли в школу священники? Или преподавание поручат предметникам, например обычным историкам? Кстати, двухлетний эксперимент по введению основ религии в 21 российском регионе выявил очень серьёзную проблему: культурно образовывать в первую очередь надо было самих учителей.


Понимать тех, кто рядом

ГЕРМАН ДЕМИДОВ, завсектором Основ православной культуры Отдела религиозного образования и катехизации Русской православной церкви

Для Русской православной церкви одна из наиболее важных задач этого курса возвращение духовно-нравственных ценностей в систему образования. Связь между церковью , обществом и школой была нарушена после октябрьского переворота. Сейчас вновь появилась возможность для представителей разных конфессий обеспечить своим последователям изучение той или иной культуры достойно, в соответствии с жизнью церкви или другой религиозной организации. Здесь воспитательный аспект заключается в том, что сами представители той или иной конфессии, сами носители культуры смогут без посредников говорить о том, что ценно и важно. Для нас желательно, чтобы педагог рассказывал детям о предмете не формально, не как сторонний наблюдатель, а как человек, знающий и понимающий эту культуру, самые её незначительные оттенки. Поэтому важно, чтобы подготовка и аттестация педагогов согласовывались с носителями религиозных культур. Более того, эту подготовку желательно начать ещё в вузах, в рамках специализации учителей. Появилось предложение разработать ещё курс, который бы знакомил детей и с традициями православия, и с традициями ислама, то есть помочь им понимать людей, которые живут рядом, но исповедуют другую религию. Ещё одна рекомендация, озвученная в конце прошлого года на заседании Комиссии по религиозным объединениям при Правительстве РФ, – продолжить изучение предмета в старшей школе. Но... относительно учебных пособий всё-таки есть некоторая опасность, что к детям попадут учебники, не прошедшие поликонфессиональную экспертизу.


Этика, да не та?

АЛЕКСАНДР КОНДАКОВ, генеральный директор издательства, выпустившего новый учебник

ПРИ написании учебников возникла проблема с доступным изложением материала 10-летним детям. Скажем, они только что изучали окружающий мир – строение Вселенной, вращение планет вокруг Солнца, Луны вокруг Земли и т. д. И внезапно в книжке по основам православной культуры появляется примерно такой текст: есть небесная сфера, где, как шарики, вращаются планетки, а Всевышний ими управляет. Но самые большие трудности возникли с учебником светской этики. Он не имеет ничего общего с существовавшим в советское время предметом "Этика и психология семейной жизни". По первоначальному замыслу светская этика должна была рассказать детям о моральных нормах и правилах поведения в обществе (что такое добро и зло, добродетель и порок, моральный долг, совесть и т. д.). Однако, подбирая авторский коллектив, мы получили из Института философии РАН послание, смысл которого в том, что светской этики нет, есть наука этика и по этой причине надо выпустить такие учебники: "Этика Аристотеля", "Этика Канта" и т. п. В конце концов, удалось договориться с учёными, что наша книга о базовых ценностях общества будет написана доступным детям языком. После составления все учебники направили на поликонфессиональную экспертизу – представители всех религиозных организаций проверяли тексты всех книг, после этого – на экспертизу в Российскую академию образования и Российскую академию наук. Не обошлось без курьёзов. На обложке учебника по основам буддизма – фото мальчика. Так вот буддисты из Бурятии возмутились, что это не их буддист, а тибетский. Наконец, после всех экспертиз звонит руководитель сектора исламского мира Института философии РАН и спрашивает, для чего на одной из страниц книги по основам ислама идёт арабская вязь. "Как для чего? – отвечаю, – Красиво, элемент культуры". Оказалось, что там цитата из Корана, которая в переводе звучит так: "При определённых условиях правоверный мусульманин обязан убить неверного". Дизайнеры просто взяли и скачали из Интернета эту строку... Пришлось срочно исправлять. После первого года апробации все учебники были ещё раз переработаны. Сейчас курсы имеют общую структуру. Первая часть – "Я живу в России". Вторая – знакомство с культурой соответствующей конфессии. И последняя – "Мы живём в России". Дети завершают учебный курс выполнением проектной работы о том, что мы живём в стране, где все нации равны, уважают друг друга и объединены культурой. Вот главная задача, которую должен решить этот курс.


Не стать белой вороной

РАИС ИЗМАЙЛОВ, руководитель отдела науки Департамента образования и науки Духовного управления мусульман Европейской части России (ДУМЕР)

ОСНОВНАЯ цель этого курса – формирование у подростков мотивации к осознанному нравственному поведению. Но не каждый учитель способен донести до детей любовь к предмету. Скажем, как человек, не будучи верующим, будет преподавать, допустим, основы православной или исламской культуры? Если в классе окажутся дети из семей, исповедующих разные религии, нужно подходить к преподаванию этого курса очень деликатно. Ведь ребёнок в 4-м классе – ещё не полностью сформировавшаяся личность в отличие, скажем, от тех же восьмиклассников. Представьте себе, что один или два ребёнка в классе оказались не православными и не мусульманами. Нельзя делать акцент на то, что они не такие, как все, чтобы дети чувствовали себя белыми воронами и как бы выпадали из общества. По своему опыту могу сказать, как это тяжело для ребёнка. Когда мы изучали в школе по истории монголо-татарское иго, я постоянно ощущал на себе косые взгляды, слышал обидные шутки, потому что в классе был единственным татарином. Наши опасения касаются в основном таких вот ситуаций.


Изучают то, что выбрало большинство

ЕЛЕНА НИЗИЕНКО, директор Департамента общего образования Минобрнауки России

В АПРОБАЦИИ курса "Основ религиозных культур и светской этики" приняли участие 14 тыс. учеников из 21 региона. Большинство – 40% – выбрали светскую этику, треть – православие, около 20% – мировые религии, далее по убывающей – ислам, буддизм и иудаизм. Кстати, по предварительным итогам выбора, при введении этого курса с нового учебного года в штатный режим цифры останутся примерно те же. Как эффект от изучения нового предмета мы отмечаем, что дети стали больше общаться с родителями. Но обнаружились, конечно, и проблемы. В некоторых регионах право выбора предмета детям и родителям предоставили не в полном объёме – изучалось то, за что проголосовало большинство. Это неправильно. Вторая проблема была связана с учебной литературой. В ходе эксперимента удалось выйти на те учебники, которые понятны детям и одобрены всеми конфессиями. 80% школ их уже имеют. Изначально все эксперты договорились, что новые предметы – культурологические, светские. И хотя привлекать священников к подготовке курса необходимо, вести его должны школьные учителя. Поэтому возникла третья проблема: учителя сами отмечали, что у них недостаточный общекультурный уровень, чтобы вести предмет. И за запланированные ранее 72 часа повышения квалификации качественно подготовить учителей невозможно. Поэтому около 50% педагогов уже прошли более серьёзную, углублённую подготовку. Чем ещё ценен для нас этот курс? Тем, что мы испробуем новые технологии в организации образовательного процесса. Ведь в новом стандарте образования мы записали, что идём к индивидуализации обучения, к реализации запросов каждого ученика. И самое главное – в ходе социологических опросов 60% учителей отметили: в процессе изучения курса дети стали более дружны.


От редакции. Уважаемые родители! Если вам удастся почитать учебники до того, как начнётся очередной школьный год, присылайте ваши мнения и пожелания. Насколько понятно они написаны и выполняют ли ту высокую цель, о которой говорят эксперты?

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама