ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Новый предмет сдружит детей

11 апреля 2012

С 1 сентября ученики четвёртых классов начнут изучать новый предмет – "Основы религиозных культур и светской этики". Но уже к апрелю, по планам Минобрнауки, родители будущих четвероклассников должны были выбрать один из шести курсов – основы православия, ислама, буддизма, иудаизма, мировые религии или светскую этику. Тем не менее в некоторых школах столицы мамы и папы в недоумении, поскольку выбора-то им никто не предложил!

"СтоЛИЧНОСТЬ" выяснила у экспертов, чему научат ребят на таких уроках. Не вызовет ли новый предмет ещё большую межрелигиозную и межнациональную напряжённость в обществе? Придут ли в школу священники? Или преподавание поручат предметникам, например обычным историкам? Кстати, двухлетний эксперимент по введению основ религии в 21 российском регионе выявил очень серьёзную проблему: культурно образовывать в первую очередь надо было самих учителей.


Понимать тех, кто рядом

ГЕРМАН ДЕМИДОВ, завсектором Основ православной культуры Отдела религиозного образования и катехизации Русской православной церкви

Для Русской православной церкви одна из наиболее важных задач этого курса возвращение духовно-нравственных ценностей в систему образования. Связь между церковью , обществом и школой была нарушена после октябрьского переворота. Сейчас вновь появилась возможность для представителей разных конфессий обеспечить своим последователям изучение той или иной культуры достойно, в соответствии с жизнью церкви или другой религиозной организации. Здесь воспитательный аспект заключается в том, что сами представители той или иной конфессии, сами носители культуры смогут без посредников говорить о том, что ценно и важно. Для нас желательно, чтобы педагог рассказывал детям о предмете не формально, не как сторонний наблюдатель, а как человек, знающий и понимающий эту культуру, самые её незначительные оттенки. Поэтому важно, чтобы подготовка и аттестация педагогов согласовывались с носителями религиозных культур. Более того, эту подготовку желательно начать ещё в вузах, в рамках специализации учителей. Появилось предложение разработать ещё курс, который бы знакомил детей и с традициями православия, и с традициями ислама, то есть помочь им понимать людей, которые живут рядом, но исповедуют другую религию. Ещё одна рекомендация, озвученная в конце прошлого года на заседании Комиссии по религиозным объединениям при Правительстве РФ, – продолжить изучение предмета в старшей школе. Но... относительно учебных пособий всё-таки есть некоторая опасность, что к детям попадут учебники, не прошедшие поликонфессиональную экспертизу.


Этика, да не та?

АЛЕКСАНДР КОНДАКОВ, генеральный директор издательства, выпустившего новый учебник

ПРИ написании учебников возникла проблема с доступным изложением материала 10-летним детям. Скажем, они только что изучали окружающий мир – строение Вселенной, вращение планет вокруг Солнца, Луны вокруг Земли и т. д. И внезапно в книжке по основам православной культуры появляется примерно такой текст: есть небесная сфера, где, как шарики, вращаются планетки, а Всевышний ими управляет. Но самые большие трудности возникли с учебником светской этики. Он не имеет ничего общего с существовавшим в советское время предметом "Этика и психология семейной жизни". По первоначальному замыслу светская этика должна была рассказать детям о моральных нормах и правилах поведения в обществе (что такое добро и зло, добродетель и порок, моральный долг, совесть и т. д.). Однако, подбирая авторский коллектив, мы получили из Института философии РАН послание, смысл которого в том, что светской этики нет, есть наука этика и по этой причине надо выпустить такие учебники: "Этика Аристотеля", "Этика Канта" и т. п. В конце концов, удалось договориться с учёными, что наша книга о базовых ценностях общества будет написана доступным детям языком. После составления все учебники направили на поликонфессиональную экспертизу – представители всех религиозных организаций проверяли тексты всех книг, после этого – на экспертизу в Российскую академию образования и Российскую академию наук. Не обошлось без курьёзов. На обложке учебника по основам буддизма – фото мальчика. Так вот буддисты из Бурятии возмутились, что это не их буддист, а тибетский. Наконец, после всех экспертиз звонит руководитель сектора исламского мира Института философии РАН и спрашивает, для чего на одной из страниц книги по основам ислама идёт арабская вязь. "Как для чего? – отвечаю, – Красиво, элемент культуры". Оказалось, что там цитата из Корана, которая в переводе звучит так: "При определённых условиях правоверный мусульманин обязан убить неверного". Дизайнеры просто взяли и скачали из Интернета эту строку... Пришлось срочно исправлять. После первого года апробации все учебники были ещё раз переработаны. Сейчас курсы имеют общую структуру. Первая часть – "Я живу в России". Вторая – знакомство с культурой соответствующей конфессии. И последняя – "Мы живём в России". Дети завершают учебный курс выполнением проектной работы о том, что мы живём в стране, где все нации равны, уважают друг друга и объединены культурой. Вот главная задача, которую должен решить этот курс.


Не стать белой вороной

РАИС ИЗМАЙЛОВ, руководитель отдела науки Департамента образования и науки Духовного управления мусульман Европейской части России (ДУМЕР)

ОСНОВНАЯ цель этого курса – формирование у подростков мотивации к осознанному нравственному поведению. Но не каждый учитель способен донести до детей любовь к предмету. Скажем, как человек, не будучи верующим, будет преподавать, допустим, основы православной или исламской культуры? Если в классе окажутся дети из семей, исповедующих разные религии, нужно подходить к преподаванию этого курса очень деликатно. Ведь ребёнок в 4-м классе – ещё не полностью сформировавшаяся личность в отличие, скажем, от тех же восьмиклассников. Представьте себе, что один или два ребёнка в классе оказались не православными и не мусульманами. Нельзя делать акцент на то, что они не такие, как все, чтобы дети чувствовали себя белыми воронами и как бы выпадали из общества. По своему опыту могу сказать, как это тяжело для ребёнка. Когда мы изучали в школе по истории монголо-татарское иго, я постоянно ощущал на себе косые взгляды, слышал обидные шутки, потому что в классе был единственным татарином. Наши опасения касаются в основном таких вот ситуаций.


Изучают то, что выбрало большинство

ЕЛЕНА НИЗИЕНКО, директор Департамента общего образования Минобрнауки России

В АПРОБАЦИИ курса "Основ религиозных культур и светской этики" приняли участие 14 тыс. учеников из 21 региона. Большинство – 40% – выбрали светскую этику, треть – православие, около 20% – мировые религии, далее по убывающей – ислам, буддизм и иудаизм. Кстати, по предварительным итогам выбора, при введении этого курса с нового учебного года в штатный режим цифры останутся примерно те же. Как эффект от изучения нового предмета мы отмечаем, что дети стали больше общаться с родителями. Но обнаружились, конечно, и проблемы. В некоторых регионах право выбора предмета детям и родителям предоставили не в полном объёме – изучалось то, за что проголосовало большинство. Это неправильно. Вторая проблема была связана с учебной литературой. В ходе эксперимента удалось выйти на те учебники, которые понятны детям и одобрены всеми конфессиями. 80% школ их уже имеют. Изначально все эксперты договорились, что новые предметы – культурологические, светские. И хотя привлекать священников к подготовке курса необходимо, вести его должны школьные учителя. Поэтому возникла третья проблема: учителя сами отмечали, что у них недостаточный общекультурный уровень, чтобы вести предмет. И за запланированные ранее 72 часа повышения квалификации качественно подготовить учителей невозможно. Поэтому около 50% педагогов уже прошли более серьёзную, углублённую подготовку. Чем ещё ценен для нас этот курс? Тем, что мы испробуем новые технологии в организации образовательного процесса. Ведь в новом стандарте образования мы записали, что идём к индивидуализации обучения, к реализации запросов каждого ученика. И самое главное – в ходе социологических опросов 60% учителей отметили: в процессе изучения курса дети стали более дружны.


От редакции. Уважаемые родители! Если вам удастся почитать учебники до того, как начнётся очередной школьный год, присылайте ваши мнения и пожелания. Насколько понятно они написаны и выполняют ли ту высокую цель, о которой говорят эксперты?

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама