ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Христос воскресе в русской литературе

Павел Басинский :: 16 апреля 2012

В начале Пасхальной недели с моей стороны было бы просто грех не поговорить о "христианском сюжете" в русской литературе. Тем более что тема эта по-настоящему сложна и интересна.

Но прежде несколько злых замечаний, простите!

Когда я слышу гневные выступления современных антиклерикалистов против преподавания "основ религиозной культуры" в школе, я плохо понимаю, о чем идет речь. Если о формальном преподавании Закона Божьего, то это, разумеется, абсурд. Так мы докатимся до вопросов на ЕГЭ: "Учеников Христа было... Ответ А: 12; Ответ Б: 1; ответ В: у Христа совсем не было учеников". Или: "Христос родился... Ответ А: в Вифлееме; Ответ Б: Назарете; Ответ В: Саратове".

Но современный школьный учитель-гуманитарий, который не может объяснить детям, что такое Пасха, в чем ее смысл, откуда возникло это название, почему Пасха традиционно является главным христианским праздником в России, хотя в Европе и Америке таковым праздником определенно оказалось Рождество, – такой учитель, на мой взгляд, прежде всего несовременен, отстал от жизни и нуждается в курсах повышения квалификации.

В страшном сне можно представить себе учителя-словесника, который на уроке в школе будет всерьез обличать "душепагубное еретичество" Льва Толстого и говорить, что тот "в гордыне своей дерзнул написать собственное Евангелие". И не потому, что это неправда, а потому, что это такая полуправда, для объяснения которой не хватит всех часов на преподавание словесности.

Но современный, "продвинутый" школьный учитель, мне кажется, все-таки должен иметь в голове "основы" не только религиозной, но и церковной культуры, чтобы, например, на вопрос чада "почему мы красим яйца" не сказать с глубокомысленным лицом "так принято" и дальше молчать как рыба.

Что же касается преподавания русской литературы, то было бы вовсе не грех сильно поменять в ней акценты с социального на духовный аспект, не отменяя, конечно, и социального. Например, в "Записках из мертвого дома" Достоевского главное же не в том, что писатель за что-то "сидел", а в том "ужасе принудительного общения с людьми", который он там испытал и который гораздо понятнее современному подростку с его индивидуализмом, чем "дело Петрашевского". И отсюда уже можно вести речь о том, что такое свобода, ужас свободы, что из всего этого ужаснее.

Я не против, чтобы в школе продолжали изучать "Палату N 6" Чехова, эту поучительную историю о том, что русский интеллигент больше любит думать о себе под водку и огурец, чем что-то делать, отказываясь от водки с огурцом: доктор Рагин ведь спивается, если кто не заметил. Но, по-моему, было бы ошибкой не посвятить один урок рассказу "Студент", да хотя бы просто прочитать вслух то место, где писатель своими словами рассказывает историю тройного отречения Петра: как он грелся у костра, и как не хотелось ему, бедному, идти в холод за своим Учителем на крестную муку, и как он горько плакал потом о своей несчастной и такой понятной измене. Потому что эти слова "томов премногих" богословских тяжелей.

Я бы, как ни странно, вернул в нашу школьную программу "Мать" Горького, потому что как только мы ее выбросили, так тут же в России и появились новые Павлы Власовы в лице прилепинского Саньки. Но я бы объяснил, что это не тот Павел, который взрывал храм Христа Спасителя, а тот, который принес домой картину "Христос на пути в Эммаус", чем несказанно удивил свою глубоко верующую мать. Что друга Павла Андрея Горький назвал так неспроста, как, впрочем, и самого Павла, потому что так же звали апостолов.

Я понимаю, что все эти мои слова не имеют никакого смысла в виду той чудовищной бюрократической системы школьного преподавания, которая навязана нашим учителям чудовищно раздутым чиновничьим аппаратом. Но почему не помечтать в праздники?

Хотим мы того или нет, но в ближайшее время диалог церковной и светской культур в России будет становится все более конфликтным, и причина не в плохих и хороших людях с той и с другой стороны, а в том, что этот конфликтный диалог, созревший к началу ХХ века, был заморожен на время советской власти, а теперь его разморозили, и это "болит", как больной орган после амнезии.

Но, возможно, именно русская литература могла бы сыграть в этом размороженном конфликте "утоляющую" роль...

Потому что если конфликт будет решаться на уровне "спора" Pussy Riot и Всеволода Чаплина, тогда, дорогие мои братья во Христе, нам придут кранты.

Не надо возвращать Толстого в "лоно православной церкви ". Надо просто перечитать его поздние рассказы "Алеша Горшок" и "Корней Васильев", где присутствие Христа настолько явственно, что автору даже нет смысла называть его по имени. Давайте обратим внимание, что не только "Лето Господне" И.С. Шмелева, которое есть в каждом церковном книжном магазине, но и московская часть "Войны и мира" написана "в системе" православных праздников, о чем убедительно написал Андрей Балдин в замечательной книге "Московские праздные дни".

Тургенев в светском разговоре мог пренебрежительно отозваться о Евангелии, как о плохо написанной книге, но он же написал "Живые мощи" – рассказ о высочайшем примере народного религиозного аскетизма и отсутствия страха смерти, от которого, кажется, только один шаг до "Последнего срока" Распутина, но это шаг длиной в целый век, за который, как оказалось, в народе вовсе не выветрился дух христианства.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама