ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Во что верит народ?

Дмитрий Писаренко :: 18 апреля 2012

Православные встретили Пасху. Почему многие в этот день идут не в церковь , а на кладбище? Сможет ли православие одолеть культ потребления, ставший новой религией нашей жизни?

Об этом и многом другом "АиФ" поговорил с приходским священником Валерием СТЕПАНОВЫМ, иереем церкви Мартина Исповедника в Алексеевской Слободе. Этот столичный храм известен своей благотворительной деятельностью. Его клирики и прихожане помогают бездомным, духовно окормляют интернат для детей-инвалидов, проводят чаепития для ветеранов войны.

И министры, и бомжи

– Отец Валерий, на Пасху храмы у нас полны, а в обычные дни на службах, бывает, по 2-3 человека стоят. Не удручает, что люди вспоминают о Боге лишь по праздникам?

– Это не совсем так. В будни на богослужении действительно мало людей, но в воскресные дни много прихожан. С другой стороны, людей, у которых есть дар жить напряжённой духовной жизнью, во все времена было мало. В нашей стране христианские традиции были уничтожены. Единственная укоренившаяся традиция – советская. Мне даже пожилые люди говорят: "Утром в Пасху я всегда иду на кладбище". Почему на кладбище, а не в храм?! Храмов-то раньше было мало, и попасть в них на Пасху было трудно. А люди как-то хотели этот день отметить. Они сердцем чувствовали, что это великий праздник. Вот и шли на кладбище, где похоронены их предки. Пасха – главный день в жизни христианина, и те, кто имеет опыт встречи с Христом, конечно, идут в храм. А усопших мы поминаем на Радоницу.

– По данным соцопросов, 75% россиян относят себя к православным, но регулярно ходят в храмы, а причащаются лишь 4% из них! Какое-то поверхностное христианство у нас получается...

– Формально выходит, что да, эти 4% и есть христиане. Остальных мы называем невоцерковлёнными людьми. Но надо очень серьёзно отнестись к тому, что они сами называют себя православными. Значит, им небезразлична христианская культура и у них есть желание прийти к Богу, изменить себя к лучшему. Церковь у большинства людей имеет подлинный авторитет, они ей доверяют, и им важно, что она скажет по тому или иному вопросу в их жизни, пусть не духовной, а бытовой. Кроме того, Церковь – единственный институт, объединяющий сегодня все слои общества. Как приходской священник могу об этом говорить с уверенностью. Мне приходится общаться со всеми – от министров до бомжей.

– Тем не менее на отдельные храмы и на Церковь вообще участились нападки. На 22 апреля даже намечен молебен "в защиту веры, поруганных святынь". В чём причина, как считаете?

– Я бы отметил две. Во-первых, это глубокое непонимание многими соотечественниками того, что есть Церковь . Люди говорят и действуют на основе ложных стереотипов. Сколько раз мне приходилось слышать: "Церковь должна..." Но никто никогда не говорит, что должен он сам по отношению к Богу и ближним! Во-вторых, надо признать, что мы сами – члены Церкви , священники и миряне, – не всегда на должной духовной высоте свидетельствуем о евангельских ценностях. Сегодня наш ответ на все нападки и акты вандализма – это усиленная молитва. Для неё и соберёмся 22 апреля у храма Христа Спасителя.

"Вера – не кофе"

– Многие ходили бы в храм, но их что-то отпугивает: на кого-то старушки шикнули, кого-то священник на исповеди отчитал. Ну и главная претензия: непонятно, что говорят. Почему бы не отказаться от церковнославянского языка в пользу современного?

– Иногда чуть ли не в ультимативной форме говорят: "Вот это поменяйте, от этого откажитесь!" Друзья, но, прежде чем что-то менять, надо узнать, что это такое, с чем это "едят"! Придите для начала на службу, помолитесь на литургии, попробуйте разобраться в увиденном и услышанном. Начните с этого, и вам многое станет понятно. Нет, мы всегда хотим на готовенькое! Как быстрорастворимый кофе: развёл – и отлично.

Отвечу по сути. Первое: время шикающих старушек ушло. Сейчас если шикают, то по делу: например, когда человек по мобильному телефону в храме говорит. Священник отчитал? Но, если ты совершил ошибку и у тебя нет покаяния, священник будет с тобой строг. А почему он должен сюсюкать? Но всё-таки мы стараемся каждого пришедшего в храм утешить. У нас столь жестокий мир, что многие находят утешение только в церкви .

Теперь про язык. Да, со слуха тяжело воспринимать то, что звучит на богослужении. Но, если есть искренний интерес, вы сами можете взять текст литургии, почитать его, в том числе перевод на современный язык, – всё это есть и в Интернете. Ещё один важный момент. Церковнославянский язык – особый, уникальный, он был создан специально для богослужения. На нём никогда не разговаривали, это язык высокого стиля, образный, красочный и поэтичный. Это достояние Русской православной церкви и всех её прихожан. А нам предлагают от него отказаться только потому, что он не всем понятен. Но язык некоторых писателей – причём великих – тоже понятен далеко не всем. Что ж, теперь перестать издавать Достоевского?

Я согласен, что необходимы "миссионерские богослужения", где молитвы частично читаются на современном языке и где есть некоторые пояснения. Но в целом это неразумно.

– Бердяев почти сто лет назад писал: "Вся капиталистическая система хозяйства есть детище пожирающей и истребляющей похоти. Она могла возникнуть лишь в обществе, которое исключительно отдалось земным удовлетворениям". Церковь поможет совладать с культом потребления?

– Церковь просто напоминает, что мы граждане неба и принадлежим не только этой временной жизни, но и вечности. А культ потребления, увы, хорошо прослеживается и в отношении многих к самой идее веры. "Я тебе свечку, а ты мне хорошую зарплату!" "Я тебе две свечки, а ты мне здоровье!" Но в Церкви правило "ты мне – я тебе" не действует. Христианство – это религия жертвы. Надо уметь отказываться от эгоистических помыслов. Любовь к Богу вообще не подразумевает выгоды. Никакого растворимого кофе!

Вот в США вроде высокий культ потребления. Но вместе с тем люди там очень религиозны, у них сложившиеся традиции, то, что называется комьюнити: небольшие сообщества на уровне городка или даже нескольких домов. Как раз это у нас утеряно.

– А Церковь может это восстановить?

– Именно это мы и пытаемся делать. Разные люди приходят в храм, знакомятся, общаются и вместе берутся за какое-то богоугодное дело. Скажем, наш приход помогает бездомным. Каждое воскресенье привозим к Курскому вокзалу горячую пищу, одежду, медикаменты. Раздаём всем нуждающимся. Потом в течение недели наши прихожане, среди которых есть и юристы, помогают кому-то восстановить документы, кому-то связаться с родственниками, уехать домой.

К Рождеству и Пасхе совместными усилиями мы формируем свою аудиобиблиотеку – делаем записи небольших литературных произведений, выпускаем компакт-диски и в праздники дарим их прихожанам. При храме действует детская театральная студия. К Рождеству в одном из театров готовим представление.

Я считаю, нам надо серьёзно вкладываться в детей – и в своих, и в чужих. Дети смотрят на нас и всё время учатся. Надо помнить об этом, мы отвечаем за их первый, самый важный духовный опыт. Дети должны знать, что как христиане они не одиноки в этом мире. Да, часто они вырастают избалованными, сконцентрированными на себе. Отсюда многие проблемы. Но каждого человека надо сызмальства приучать к умению чем-то жертвовать, поступаться своим ради другого. Это принцип существования Церкви , а также человеческого сосуществования – не отторгать от себя чужую боль.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама