Православная церковь в своем стратегическом мышлении намного опережает российское государство. В долгосрочной перспективе сохранение нынешнего курса РПЦ затормозит процессы государственного распада и даст толчок новому циклу российской культурной экспансии
Сегодня в рамках визита в Москву делегации Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) пройдут встреча первоиерарха РПЦЗ митрополита Лавра с членами Священного Синода Русской Православной Церкви (РПЦ) и основные переговоры с патриархом всея Руси Алексием II. Визит иерархов РПЦЗ в Россию и их встреча с патриархом положили начало процессу воссоединения разделенных русских церквей. Причем, по словам наблюдателей, восстановление единства православных церквей может пойти «неожиданно быстрыми темпами». Эксперты сходятся во мнении, что воссоединение с «западным» православием приведет к укреплению российского культурного влияния в США и Европе. Деятельность РПЦ в ближнем и дальнем зарубежье заслуживает внимательного изучения, поскольку в своих внешних связях церковь проводит гораздо более взвешенную и ответственную политику, нежели российское государство. Основной ее принцип – отказ от вмешательства во внутриполитические дела и навязывания своих ценностей и взглядов на актуальные политические вопросы. В результате создается атмосфера доверия, которая служит основой для расширения российского культурного присутствия в мире.
Новый, второй «раскол» русского православия произошел после революции, когда миллионы русских оказались за рубежом в изгнании. Окончательно «раскол» оформился после подписания митрополитом Сергием (Старогородским), впоследствии ставшим патриархом РПЦ, декларации 1927 года, согласно которой епископат РПЦ признал советскую власть. Следует отметить, что, несмотря на разногласия по поводу отношения к советскому строю и ряду других принципиальных «политических» моментов, и РПЦ, и РПЦЗ всегда декларировали стремление к сближению. Улучшение отношений между Русской Православной Церковью и Русской Зарубежной Церковью стало возможно после того, как исчезла «основа противоречий» – ушел в небытие атеистический Советский Союз.
Для наблюдателей очевидно, что РПЦ и Русская Зарубежная Церковь взяли стратегический курс на воссоединение. Известный богослов ипублицист РПЦЗ из США протоиерей Петр Перекрестов считает, что сближение с Московским патриархатом может пойти быстрее, чем думают противники этого процесса. «Зачастую великие решения в истории Церкви принимались неожиданно», – заявил о. Петр на встрече с преподавателями и студентами московских духовных школ, которая прошла на днях в Троице-Сергиевой лавре. Заместитель заведующего кафедрой мировой литературы и культуры МГИМО и редактор православного журнала «Фома» Владимир Легойда высказался более осторожно. «Воссоединение РПЦ и РПЦЗ ожидает долгий и непростой путь. Существует множество трудных, нерешенных вопросов, в том числе связанных с правами собственности. Тем не менее сейчас возник момент, когда может быть преодолено сложившееся после революции неестественное положение, когда появились две России и две церкви», – сказал г-н Легойда RBC daily.
С культурно-исторической точки зрения воссоединение церквей значительно обогатит русское православие. «Весь богатый архив и традиции зарубежной церкви станут достоянием Московской патриархии, ведь в силу десятилетий гонений на церковь традиция была прервана. Оптина пустынь, например, географически осталась в России, а те люди, которые знали и помнили старцев пустыни, оказались за границей. В свою очередь произойдет и культурное обогащение Зарубежной церкви, которая за долгие десятилетия потеряла живую связь с Россией», – считает Владимир Легойда. Кроме того, объединение будет иметь огромное общественно-политическое значение. РПЦЗ в настоящее время включает территорию, где РПЦ и Московский патриархат присутствуют незначительно. Результатом объединения станет серьезное укрепление Русской Православной Церкви в США, Канаде и Европе, возврату «лояльных» верующих и возвращение влияния в русской диаспоре, раздробленной по волнам эмиграции, от первой (бегство после крушения Российской империи) и до последующих, «советских» волн. Резиденция РПЦЗ находится в Джорданвилле под Нью-Йорком. По всему миру у РПЦЗ насчитывается около 250 приходов (30 из них расположены в России).
Политика Русской Православной Церкви в области внешнецерковных сношений, говорят эксперты, заслуживает очень серьезного и внимательного изучения со стороны органов власти. Дело в том, что в своих внешних связях РПЦ всегда ведет себя гораздо более ответственно, чем собственно российское государство. Православная церковь стремится к «симфонии» с государством и обществом, в котором она действует. «Православная церковь воспринимает себя не как национальный религиозный ресурс, а как религию мировую, соответственно, подлинное отечество находится не на земле, а «на небе». Этим во многом объясняется лояльность действующим властям», – говорит г-н Легойда. Причем это отнюдь не означает подчинение. Православная церковь не противопоставляет себя местному обществу и не навязывает свою точку зрения, в то же время сохраняя культурную автономию и вовлеченность в социальную жизнь. Все это позволяет поддерживать доверие и не отталкивает от российского культурного пространства население, например, мусульманских стран Средней Азии. Для регионов постсоветского пространства на протяжении всей истории знание нескольких языков и причисление одновременно к двум культурам является нормой. Кстати, официальная Москва зачастую проводит совершенно отличную по сути политику. Бросаясь на защиту русскоязычного населения от гонений, она автоматически заставляет местные власти воспринимать Россию и русских как недружественную силу. РПЦ же выводит русских из-под удара в «непростых» условиях авторитарных режимов мусульманских стран или Китая, да и атак со стороны СМИ в западных, демократических странах.
На этих ценностях и практических наработках РПЦ может строиться в дальнейшем политика российского государства. «Россия сейчас находится в положении «низкого старта». Важно, что РПЦ преодолела узконационалистические и шовинистические тенденции. Православие эволюционирует в сторону терпимости. Все это позволит расширить понятие «соотечественники» как минимум на граждан государств постсоветского пространства. РПЦ на 15-20 лет опережает государство в стратегическом мышлении», – сказал RBC daily руководитель аналитической группы «Памир-Урал» Александр Собянин. По его словам, работа РПЦ создает основы для расширения российского культурного и цивилизационного пространства.
«РосБизнесКонсалтинг», 18 мая 2004 г.